НЕДАВНО к министру образования Российской Федерации Владимиру Филиппову с открытым письмом обратились люди, составляющие цвет российской интеллигенции. Их имена хорошо известны представителям среднего и старшего поколения: Зоя Богуславская, Борис Васильев, Андрей Вознесенский, Фазиль Искандер, Андрей Макаревич, Владимир Войнович, Олег Чухонцев, Наталья Иванова.
"В ПРЕПОДАВАНИИ гуманитарных наук, особенно литературы, отчетливо просматриваются консервативные тенденции. За последнее время из обязательного чтения в "рекомендованное" переведены такие важные для понимания трагической истории России ХХ века произведения, как роман Б. Пастернака "Доктор Живаго", повесть А. Платонова "Котлован". Из обязательных списков исчезли "Колымские тетради" В. Шаламова; из всего наследия А. Ахматовой "рекомендованы" всего три "патриотических" стихотворения. Зато продолжают доминировать советские литературные приоритеты", - говорится в письме.
Серп и молот возвращаются?
О ТОМ, что же происходит с нашей литературой, корреспонденту "АиФ в Пензе" рассказала заместитель главного редактора журнала "Знамя" Наталья Иванова.
- На протяжении последних лет, начиная с 1993 года, в обществе происходят странные события. Я бы назвала это "десятилетием большого веселья". Когда в новогодних передачах появились "Старые песни о главном" и их клоны, я испытала настоящий шок. Не задумываясь о последствиях, наша творческая интеллигенция попыталась адаптировать советскую культуру к новым временам.
Сейчас во многих художественных произведениях и даже в рекламе используется советская символика: серп и молот, рабочий и колхозница, скульптурный ансамбль ВДНХ, фрагменты сталинского кино и музыки. Утром человек смотрит фильмы 30-х годов, а там все ажурно: отважные офицеры, героические учителя и рабочие. Далее начинается фильм 60-х, и там снова присутствует фон благополучной советской жизни.
- Что же в этом плохого?
- На первый взгляд, ничего страшного здесь нет. Но не стоит недооценивать силу влияния этих символов: Президент выбрал музыку советского гимна, а слова, которые Сергей Михалков уже адаптировал под ситуацию, остались фактически теми же. Только вместо Сталина в тексте появился Господь Бог.
Интеллигенция удивилась и возмутилась, но поезд уже ушел. Нынешняя молодежь, не заставшая прилавков исключительно с банками зеленых помидоров, начинает интересоваться советской культурой. Вечером человек смотрит современный сериал - сплошной криминал, секс, кровь и насилие. В этом смысле благополучные "Кубанские казаки", где главная интрига - соцсоревнование, по всем позициям смотрятся более привлекательно, чем "Улицы разбитых фонарей".
Культура без маргиналов
- ЧТО вы думаете о современных писателях? Влияют ли они на формирование сознания наших граждан или воспитательная роль литературы осталась в прошлом?
- Нужно популяризировать то хорошее, что есть сейчас. Ведь современную русскую литературу читатель знает плохо. Сейчас охотнее всего потребляют желтую прессу, журналы с глянцевыми обложками и бульварные романы. Много читают переводной литературы. А между тем у нас есть свои замечательные писатели.
Премию Аполлона Григорьева, учрежденную литературными критиками, получил интереснейший автор Андрей Дмитриев. Спонсором выступил один российский банк. Он дал литератору 25 тысяч долларов, и никто об этом ничего не знает. Одним из самых талантливых писателей современной России я считаю Виктора Пелевина. Наш журнал открыл его для массовой публики. Виктор очень изобретательный, находит и выдает метафоры, которые до него никто не увидел.
Есть и другие, как их называют, радикальные писатели. Те же Лимонов и Проханов. Пока эти, с позволения сказать, литераторы действуют в своем пространстве, не имея сильной энергетики и поддержки. Но когда некоторые безответственные банкиры вроде Когана поддерживают Проханова и снабжают его деньгами, это безобразие! Они не понимают, чем все может обернуться. Произведения политических маргиналов не имеют ничего общего с культурной провокацией.
Когда в народе срабатывает установка, что быть ленивым и бедным - это хорошо, а инициативным и богатым - плохо, тогда начинают происходить неприятные вещи вроде революций. Как мы знаем, ни к чему хорошему в России они не приводят. 
Леонид СВЕТЛИЧНЫЙ (псевдоним - Артем БИСОВ), Пенза. Опубликовано в газете "Аиф - Пенза" №39 (307), 24 сентября 2003 г.

|