Нечасто когда у региональных журналистов появляется возможность свободного общения с чиновниками федерального уровня. На семинаре Клуба региональной журналистики в Москве корреспондент "ЛГ" встретился с заместителем министра экономического развития и торговли РФ Аркадием Дворковичем. И, естественно, не удержался от того, чтобы задать пару-тройку вопросов.
Будет ли у россиян электронный паспорт?
- В завершении российской паспортизации бумажной официально объявили об электронной паспортизации. Когда она начнется для всей России, с каких пилотных регионов, когда она завершится и сколько будет стоить эта кампания?
- Простой ответ: не знаю. Более развернутый ответ: я думаю, что решение этой задачи нужно скоординировать с тем, что у нас происходит со всеми другими электронными средствами регистрации граждан в разных системах: пенсионная система, система медицинского страхования и все остальное - у нас очень много типов разной регистрации.
В Америке существует всего одна карточка социального страхования, она даже не пластиковая, она бумажная. У меня такая карточка до сих пор существует (я учился в Штатах). Карточка, которая очень легко мнется, но она одна - и больше ничего не нужно для того, чтобы о тебе получить какую-либо информацию. Есть еще водительские права почти у всех, такая особенность Америки. И все это заменяет паспорт: водительские права и карточка соцстраха.
У нас уже есть пенсионные карточки, у нас уже есть ИНН, у нас уже есть паспорта, у нас есть водительские права, есть полисы медицинского страхования. У нас очень много разных систем. Мне кажется, что до принятия решения об электронной паспортизации необходимо определиться с тем, какую одну систему мы оставляем. После принятия этого решения можно начинать эксперименты распространения этой системы по всей России, тогда будут минимизированы зарплаты, иначе мы будем платить 10 раз за одно и тоже.
Закон об "автогражданке" нужно менять
- Следующий вопрос - по "автогражданке". Объясните, пожалуйста, почему при обязательном страховании стоимость полиса получилась почти в два раза выше, чем при необязательном, как было до введения Закона?
- Мы считаем, что закон об обязательном страховании автогражданской ответственности необходимо пересмотреть. Ну не может быть обязательное страхование, которое распространяется на всех автовладельцев, дороже, чем добровольное страхование, которое распространяется только на часть автовладельцев!
Если рынок расширяется, как правило, стоимость страхования должна падать, а не увеличиваться. По-моему, за эти два месяца, страховые компании уже поняли, что они получили больше денег, чем им нужно для покрытия любых страховых возмещений, и что те тарифы, которые установлены сейчас, можно вполне снизить.
С этими тарифами проблем очень много, начиная от их общей величины: почти 2 тысячи рублей базовый тариф, который нужно умножить на много-много коэффициентов так, что получается в конце концов до 12 тысяч, если я не ошибаюсь. Это только одна проблема.
Другая проблема в том, почему в одном регионе платится больше, чем в другом регионе, хотя в Москве, например, меньше аварий, чем в Московской области. Почему не учитывается стаж вождения - загадка. Он немножко учитывается - самые молодые наказываются и самые старые, но при этом, если я вожу 4 года и вожу 25 лет, то это не имеет значение. Дело не только в стаже, а в безаварийности прошлого вождения - это самое важное, и хотя бы эта безаварийность в рамках добровольного страхования, которое существует уже несколько лет, могла бы учитываться. Самый простой способ это учесть - сделать тот тариф, который установлен, не фиксированным, а максимальным. Тогда страховые компании, конкурируя, будут устанавливать более низкие тарифы, будут понижать коэффициенты, которые будут понижать тариф, будут стимулировать тариф, поощрять тех, кто водит без аварий. Это - самый простой способ, самый очевидный.
Кроме того, существует проблема, что государство за свой автотранспорт почему-то сразу не захотело платить. В принципе, сегодня страхование государственного автотранспорта существует, но также в добровольном порядке. Фактически государство переложило свою ответственность на всех остальных автовладельцев с финансовой точки зрения. То есть в этот тариф, который установлен, закладывается то, что государство недоплатило из бюджета. Просто отложить его введение или отменить его - недостаточно, надо, с нашей точки зрения, изменить сам принцип формирования тарифа. Закон надо менять.
Раздавать доходы от нефти - глупость!
- У меня вопрос, может быть, не совсем по адресу, но все-таки, как с высоты вашего министерства как вы видите судьбу проекта закона о природной ренте, который предлагает поделить все доходы от нефти, газа и прочих природных ресурсов между гражданами России? Насколько это вообще вероятно?
- Я думаю, что Дума имеет полное право рассмотреть этот проект закона. Правительство может дать отрицательное заключение, но не помешать. Если говорить о содержании закона, то вообще все страны вопрос природной ренты тем или иным образом решают либо в рамках налогообложения, либо взимание налогов за пользование природными ресурсами.
У нас сейчас налоговая нагрузка на нефтяные компании составляет от 30% до 40% в зависимости от цен на нефть, то есть нагрузка не самая низкая, но и не самая высокая.
Мы считаем, что, в принципе, небольшие резервы увеличения платежей нефтяных компаний, есть у "Газпрома" - они составляют 1-1,5, ну максимум 2 миллиарда долларов в год. Вы можете сами поделить, сколько будет два миллиарда долларов в год на 150 миллионов человек в год. Насколько я понимаю, это будет примерно 13 долларов на человека. Мы хотим по 13 долларов на человека? Я думаю, не очень хотим.
То есть взять эти 1,5-2 миллиарда, или даже 1 миллиард или не взять - вопрос налоговой и экономической политики в целом. Наверное, это можно всерьез рассматривать и менять налогообложение, тратить эти деньги на какие-то серьезные цели, например, на проведение военной реформы или на проведение других серьезных вещей. Раздавать гражданам - глупость, потому что средства распылятся и никому никакой пользы не принесут… 
Сергей ПОПЛЕВИН (псевдоним - Алексей ПИВОВАРОВ), Пенза. Опубликовано на сайте "58region.ru" 1 октября 2003 года.

|