14 октября - дата, примечательная во многих отношениях. Так, именно тогда отмечается Всемирный день стандартизации. Началось все в далеком 1946 году, когда в это день в Лондоне в помещении Института гражданских инженеров открылась конференция национальных организаций по стандартизации. 25 стран, включая СССР, были представлены 65 делегатами. Результатом их работы стало учреждение новой Международной организации по стандартизации - ISO (от греческого слова isos - равный).
В 1970-м Президент ИСО, которым в то время был г-н Фарук Сунтер (Турция), предложил 14 октября отмечать как Всемирный день стандартизации. Этим он хотел подчеркнуть важность стандартизации для всей мировой экономики, активизировать ее роль как основного помощника не только промышленности, торговли, но и правительствам и потребителям всего мира. Этот день должен был стать международным событием, знаком уважения к деятельности тысяч добровольцев со всего мира, развивающих стандартизацию.
[Ж]В нашей стране требования государственных стандартов, обеспечивающие: безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции, маркировку продукции, единство методов контроля - определены законом как обязательные для соблюдения. Иные требования государственных стандартов, касающиеся потребительских характеристик продукции, ее эксплуатационных свойств, гарантийных сроков - добровольные. Более 20 тысяч действующих государственных стандартов устанавливают требования к качеству и безопасности продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. За прошедшие годы уровень гармонизации отечественных стандартов с международными значительно повысился. В качестве девиза Всемирного дня стандартизации выдвигается такое положение - единый стандарт, одно испытание, признаваемые повсюду. И хотя он празднуется по-разному в Найроби, Вене, Каракасе, Москве или Калуге, тем не менее, этот праздник имеет общую цель. Впрочем, как и в любой другой сфере деятельности, здесь существует ряд достаточно специфических проблем.[/Ж]
В декабре 2002 года принят Федеральный закон "О техническом регулировании", который вступил в силу с 1 июля 2003 года. Он выполняет основные положения Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ) ВТО. Этот документ изменил некогда сложившуюся систему стандартизации и стандартов России, приближая ее к международным образцам. [Ж]Об этом зашла речь в ходе одного из очередных заседаний Клуба региональной журналистики, на котором довелось побывать корреспонденту Газеты. Так, о реализации реформ технического регулирования поведала собравшимся заместитель председателя Госстандарта России Марина Константиновна Глазатова. Оказалось, что и здесь далеко не все так просто. Попробуем разобраться в сложившейся ситуации. [/Ж]
В течение длительного времени в стране издавались различные нормативные акты -СНИПы, САНПИНы, нормы пожарной безопасности, нормы ветеринарной безопасности и так далее. На сегодняшний день их накопилось более 60 тысяч. Это ведомственные постановления, приказы, распоряжения. Естественно, что ведомственные акты в силу своего статуса не подлежали публичному обсуждению. Ведомство могло задним числом выпустить любой САНПИН, зарегистрировать любой ГОСТ, как и случалось не один раз.
Таким образом, создавалась фактически полная закрытость этой сферы нормативного регулирования, что, естественно, очень плохо воздействовало в целом на предпринимательскую среду. Потому что предприниматели, и российские юридические лица, и те, которые хотели бы инвестировать в нашу экономику, не принимали соответствующих решений, поскольку не знали, как будет развиваться их бизнес в нашей стране. Более-менее было понятно на уровне федеральных законов, но ведь это далеко не все. Остальное детально расписано на уровне постановлений. А еще подробнее - в текстах ведомственных разъяснений.
Итак, закрытая, не публичная, трудно получаемая информация о правилах игры - это первая проблема. Вторая - весь этот массив требований рождался в том экономическом состоянии, когда государство было единственным заказчиком, единственным изготовителем и единственным первичным потребителем продукции и услуг. Поэтому естественно, что оно и задавало требования. Они касались как безопасности, так и конкурентных преимуществ продукции. Причем, их исполнение было обязательным. Несоблюдение какой-либо нормы ГОСТа, ОСТа, САНПИНа, СНИПа строго наказывалось.
[К]Несколько курьезных примеров:
ГОСТ на котлеты. В ГОСТе 1978 года было написано, что форма котлет должна быть круглой. Как у Кузьмы Пруткова: "Если на клетке слона написано верблюд, то не верь глазам своим". А если она продолговатая, то это котлета или нет?
Следующий ГОСТ чуть более поздний - 1983 года. В нем установлено, что вся селедка, находящаяся в обороте рынка Российской Федерации должна быть длиной от 15 до 20 сантиметров. А, например, латвийская селедка длиной от 20 до 25 сантиметров. [/К]
Но самым страшным было то, что таким образом распространялся правовой нигилизм. Потому что предприниматель постоянно оказывался виновным. В результате героем становился не тот, кто соблюдал закон, а тот, кто его нарушал. Нарушал удачно, чтобы еще и не попасться под действие контролеров.
Само по себе воздействие на психологию обычного гражданина было отрицательным. Реформирование данной отрасли становилось неизбежным. Основная поставленная задача, экономическая, состояла в следующем: нам нужен хороший инвестиционный и предпринимательский климат. Климат, свободный от излишнего давления государства. Необходимо было провести реформу, которая обеспечит создание такого климата.
Так продолжалось до первого июля 2003 г. Теперь все немного по-другому.
Разделим все требования на требования безопасности и на потребительские характеристики продукции. Взять те же котлеты. ГОСТ, с одной стороны, устанавливает санитарные требования к содержимому этих котлет. В то же время, он определяет форму котлет.
В условиях плановой экономики государство определяло и то, и другое. При переходе к рынку его главной задачей стало обеспечения нашей с вами безопасности путем установления соответствующих требований.
Может ли государство теперь, в условиях рыночной экономики, задавать потребительские характеристики? Может, но только, как госзаказчик. Любой гражданин как физическое лицо может заказать на мебельной фабрике диван 40 метров длиной, 60 метров шириной. Так же имеют права задавать потребительские характеристики юридические лица. Получился веер потребительских интересов. Но государство уже не может задавать потребительские характеристики нормативным актом как единственный волеизъявляющий субъект.
Поэтому и всю совокупность 60 тысяч нормативных актов, устанавливающих те или иные требования к продукции и процессам производства, нужно разделить на две части. Та часть, которая относится к безопасности, так и будет обязательной. Та же, которая относится к потребительским характеристикам, станет добровольной. Вот это - основная задача, ради которой предпринималась реформа технического регулирования.
По мнению Марины Глазатовой, принятие закона о техническом регулировании решило важнейшую проблему любого государства, имеющего рыночные экономические отношения. Он ограничил долю государственного регулирования в рыночной экономике в данной сфере только вопросами обеспечения безопасности.
Но для того чтобы довести реформу до конца, пересмотреть все обязательные требования, нужно время. Требуется серьезная работа по их инвентаризации. Помимо разделения, их надо обновить и гармонизировать с Евросоюзом. На это уйдет, как посчитали в Госстандарте России, семь лет - это и есть переходный период, прописанный в законе.
[Ж]Как же будут приниматься эти обязательные требования? [/Ж] Обычно на уровне федерального закона определялось качество безопасности пищевых продуктов. Затем выходило решение правительства, в котором было указано, каким образом, и кто будет устанавливать это требование. И лишь потом ведомственным актом издавался какой-нибудь САНПИН. Четыре шага. Правда, здесь не было публичного обсуждения.
Что установлено законом и уже действует? Обязательные требования принимаются на уровне федеральных законов, решений правительства и указов президента. Это документы, носящие публичный характер и публикующиеся в "Российской газете". Таким образом, создается совершенно прозрачная правовая среда. Но просто публичного опубликования уже принятых актов, которые регулируют предпринимательскую деятельность, явно недостаточно. Поскольку каждое требование, само по себе, это, так или иначе, ограничение в правах. Практика обсуждения на начальном этапе используется в развитых странах, входящих в ВТО. Поэтому в законе статьи девятая и десятая жестко прописывают процедуру разработки таких нормативных актов. Их еще называют техническими регламентами. Сколько их должно быть? Было 60 тысяч. Но, по мнению Марины Глазатовой, критическая масса технических регламентов должна составлять лишь около 2 тысяч. Из которых 400-500 - это федеральные законы. Остальное - это постановления правительства.
Что можно отнести на уровень федеральных законов? Федеральный закон - жесткая конструкция, быстрым изменениям не поддается. Соответственно, на уровень федеральных законов можно относить только те требования, которые, однозначно, в течение лет пяти изменяться не будут.
[Ж]Что влечет за собой изменения всей массы обязательных требований? [/Ж]Развитие процедур контроля за их исполнением и соблюдением субъектами рынка со стороны государства. Контроль может осуществляться на разных стадиях.
До того, как товар выпущен на рынок, проводится так называемая процедура подтверждения соответствия. Оно возможно в двух формах: сертификация и декларирование. При сертификации изготовитель обращается в соответствующий орган, где удостоверяет, что его продукция соответствует обязательным требованиям. Для этого орган по сертификации сдает эту продукцию на проверку в испытательную лабораторию. Эта процедура стоит дорого. Мы все это чувствуем в товарах, которые покупаем. При этом ответственность за безопасность делится между производителем и органом по сертификации.
Декларирование же - это заявление о том, что продукция, которая выходит на рынок, соответствует обязательным требованиям, установленным нормативно-правовыми актами Российской Федерации. К этому прикладывается технический файл с доказательствами, полученными в лаборатории, своей или чужой. Это дешевле, но и ответственность целиком возложена на изготовителя.
Во всем мире в большей степени используется декларирование. Тем не менее, там есть и то, и другое. У нас же в стране сертификация была введена на законодательном уровне Федеральным законом "О сертификации". Не "О подтверждении соответствия", а "О сертификации". Реформа предусматривает использование двух форм: и декларирования, и сертификация. Они закладываются в технических регламентах. Описывается, как будет происходить процедура. К тому же, она дает возможность экономически обосновано устанавливать формы подтверждения соответствия.
Но подтверждение соответствия является примитивной мерой. Да, сертификация или декларирование определенных видов продукции, естественно, защищают, но нет от ненадлежащего хранения или транспортировки продукции. И здесь уже должен включаться контроль непосредственно в точках продаж. Поэтому в Евросоюзе на внутреннем рынке вообще нет ничего: ни декларирования, ни сертификации. Там продавец несет ответственность такую же, как и изготовитель. Реформа технического регулирования изменила требования. Поменяла процедуры. [Ж]Но если она меняет всю систему сертификации в стране, то затрагивает и административную сферу. [/Ж]
Раньше вся система контроля и надзора была нацелена в основном на то, чтобы проверить, проведена ли процедура подтверждения соответствия. На самом деле, этот бумажный контроль должен быть заменен реальным контролем безопасности продукции на рынке. Сейчас действует 67 органов контроля и надзора, сосредоточенных в 43-х министерствах и ведомствах. Это на федеральном уровне. Естественно, что она практически продублирована на региональном и местном уровне. Проверяют одни и те же показатели.
Но и это еще не все, что влечет за собой реформа технического регулирования. В России сейчас есть такие виды ответственности, как уголовная и административная. К этому прибавляется еще и экономическая ответственность. Это [Ж]отзыв товара с рынка. [/Ж] Компания "Байер" в 2002 году отзывала один лекарственный препарат с рынка. Она потерпела при этом серьезный материальный ущерб. Но в России процедура отзыва товара с рынка фактически не действует. Она была введена как норма в законе о защите прав потребителей, но механизма ее претворения в жизнь до сих пор нет.
В законе же о техническом регулировании предусмотрен такой механизм. Естественно, для предпринимателя проще заплатить штраф. Его официально вообще можно не платить - половина суммы в карман контролеру, и вопрос улажен. В принципе, отзыв товара с рынка экономически безумно дорогостоящий для бизнесмена. Иногда он может закончиться банкротством предприятия. Но что больше влияет с точки зрения воспитания цивилизованного предпринимательства?
Возникают и другие процессы. Естественно, что в такой ситуации, когда государство переключается только на безопасность, когда устанавливается и прописывается ответственность в этой сфере, когда вводится новый механизм экономической ответственности, должна хорошо работать судебная система. Потому что будет очень много обращений в суд. Фактически, техническое регулирование подталкивает реформу судебной системы.
Стандартизация бесконечна и разнообразна. А технических регламентов ограниченно исчерпывающее количество. Потому, что они устанавливают порог, минимально необходимые требования. [Ж]Что такое технический регламент? [/Ж]Это федеральный закон (может быть принят как федеральный закон, ратифицированный в рамках международного договора) или постановление правительства или, в чрезвычайных обстоятельствах, указ президента. Из каких блоков он состоит? Первое, описывается объект с идентифицирующими признаками, на который он распространяется. Это побочно позволяет решить проблему с контрафактной, фальсифицированной продукцией. Второе, это требования к объекту. Третье. Если это необходимо, устанавливается форма и схема подтверждения соответствия. Затем определяется форма контроля над этим объектом технического регулирования и ответственность. Последнее - переходное положение. Поскольку законом установлено, что любой технический регламент не может быть введен в действие ранее, чем через шесть месяцев после его принятия.
Что еще крайне важно? [Ж]С первого июля не подлежат подтверждению соответствия услуги. [/Ж]Только продукция. Почему? Потому, что формализовать услугу невозможно. Можно предъявить требования к инструментам. Но не к услуге.
Есть еще [Ж]знак обращения товара на рынке. [/Ж]Как только товар уходит со склада производителя и поступает в оборот, и если этот товар подлежит процедуре обязательного подтверждения соответствия, он маркируется знаком обращения на рынке. Совсем недавно в Госстандарте в ходе очередного совещания было установлено, что знак обращения на рынке будет иметь следующую ту же форму, что и значок РСТ (Российского Стандарта).
Итак, реформа технического регулирования началась с первого июля 2003 г. За полгода до этого были выпущены постановления правительства, которые определяли отдельные процедуры разработки технических регламентов. Ко всему прочему нужно было назначить два органа - национальный орган по стандартизации и федеральный орган по техническому регулированию. В Постановлении правительства от 2 июня 2003 года определено, что национальным органом по стандартизации будет государственный комитет по стандартизации и метрологии, а в Постановлении от 17 июля 2003 года, указано, что федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию будет государственный комитет по стандартизации и метрологии.
Затем встают [Ж]вопросы по регистрации тех документов, которые подтверждают соответствие сертификатов и деклараций. [/Ж]Естественно, что они подлежат учету. Должна быть создана доступная единая общероссийская система: реестр деклараций и реестр сертификатов соответствия.
Есть еще одна серьезнейшая проблема, которая касается в большей степени тех, кто хочет инвестировать в Россию. Проблемы возникают при перемещении товара через границу. Наши классификаторы, используемые внутри страны, не соответствуют классификатору товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. В результате, необходимо получать соответствующее разъяснение. Естественно, это затягивает процесс таможенного оформления. Особенно остро это влияет на те продукты, которые не могут долго храниться. Эту [Ж]проблему несоответствия классификаторов [/Ж]призвана решить 29-я статья Закона. Она говорит о том, что "объект прописан в техническом регламенте. На основании описания этого объекта ему придается код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности".
Следующий вопрос. У нас есть перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Естественно, что если мы внедряем и стремимся активно использовать не только сертификацию, но и другую форму подтверждения соответствия - декларирование, то должны заниматься этим перечнем - выводить из него ту продукцию, которая может подлежать декларированию.
[Ж]Процедура разработки технических регламентов. [/Ж]В соответствие с Законом о техническом регулировании, статья 7, Пункт 1, "разработчиком технического регламента может быть любое лицо". Это означает, что, проводя реформу технического регулирования, государство хотело привлечь внимание всего профессионального сообщества к разработке и совершенствованию обязательных требований. К тому, чтобы разработкой этих требований занимались профессионалы. Естественно, что та процедура, которая прописана в законе, является очень жесткой. Естественно, что физическому лицу пройти всю процедуру затруднительно. В большей степени она рассчитана на профессиональные сообщества, на саморегулирующиеся организации, на ассоциации производителей.
Что на сегодня происходит с разработкой технических регламентов? На сайте Госстандарта висят уведомления о начале разработки технических регламентов. Поскольку в законе предусмотрено официальное печатное издание органа по техническому регулированию, принято решение образовать такой орган. Он будет называться "Вестник технического регулирования".
Правительство Российской Федерации тоже участвует в разработке технических регламентов. Для этого оно принимает соответствующую программу, которая ежегодно уточняется.
Сегодня на программу разработки технических регламентов из федерального бюджета выделено 150 миллионов рублей на 2004-й год. Но это не так дорого. Потому что все требования уже есть. Да, их надо обновлять, инвентаризировать, но не разрабатывать с нуля.
Несомненно, правительство должно заботиться о безопасности и будет разрабатывать технические регламенты, но оно действует через органы исполнительной власти. Это означает, что эти органы будут являться фактическими разработчиками технических регламентов. [Ж]Поэтому естественно, что оптимизация этих требований с точки зрения их исполняемости, их актуальности и экономической состоятельности может произойти только тогда, когда к этому подключатся деловые круги.
Это спор между бизнесом и органом исполнительной власти. Но это хорошо, поскольку означает, что создается цивилизованная площадка для обсуждения правил игры. Именно поэтому нужно проводить работу по стимулированию профессиональных объединений предпринимателей к разработке тех технических регламентов, которые должны существовать в их отрасли. Сейчас основная задача, чтобы процесс разработки технических регламентов становился активнее, ведь и времени осталось не так много. Семь лет, чтобы провести 400 законов и принять 1500 постановлений. [/Ж]
Александра Дебрянская
Подробнее с ходом реформы технического регулирования можно ознакомиться на сайте Госстандарта России - http://www.gost.ru/sls/gost.nsf 
Александра ДЕБРЯНСКАЯ, Калуга
Опубликовано в Интернет - издании "Gazeta.kaluga.ru" в рубрике "бизнес о деньгах и не только" (http://gazeta.kaluga.ru/articles_20.html) 13.10.2003.

|