ОЛИГАРХ МЕНЯЕТ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Автор: Нестерова Ольга
Регион: Ярославль
Тема:  Сырьевые отрасли
Дата: 22.10.2003

М. Ходорковский: "Нефти хватит на 100 лет"

Встреча с Михаилом Ходорковским произошла неожиданно в одном из московских клубов региональной журналистки. Он вошел в зал: подтянутый, уверенный в себе, со скромной улыбкой "олигарха", медленно подошел к столу, и все присутствующие каким-то внутренним чутьем поняли, кто перед ними... После лекции нам удалось пообщаться с Михаилом Борисовичем лично.

- Существует мнение о том, что государство подешевке распродало олигархам крупные нефтяные компании, так ли это?

- ЮКОС был продан за 450 млн. долларов - сегодня это кажется слишком дешево. А тогда, в 1996-97 годах, так не казалось. Мы хотели купить ЮКОС в доле с международной корпорацией, предложив ей четверть пакета за 100 миллионов долларов, но иностранцы

отказались - слишком были велики политические риски, шли выборы президента.

- Почему правительство решило приватизировать нефтяную отрасль?

- Добыча нефти с 1993 года упала на четверть, отрасль работала в убыток и на 10% дотировалась, хотя цена на мировом рынке за баррель 16-17 долларов. Накопились долги по налогам в бюджет...

- В одном из интервью вы говорили о том, что беда отрасли заключалась не в мировой цене, а в чем?

- Прежде всего, в менеджменте. Например, мне пришлось сменить две-три команды менеджеров, пока дошли до 35-летних... Время "красных директоров" кануло в прошлое. Кроме того, российские нефтяные компании имели самую высокую себестоимость в мире и страшно отставали по производительности труда. Скважины истощались, а разведка новых не велась. Требовалась модернизация оборудования. У государства просто не было на это средств.

- В чем преимущества компании на сегодняшний день перед другими?

- Сегодня мы добываем уже 3 тысячи тонн нефти на занятого в отрасли человека, а надо - 6-10 тысяч, чтобы сравниться с зарубежными компаниями. В первый год после приватизации мы несли убытки, пока модернизировали корпорацию, меняли менеджмент, но уже с 1998 года наращиваем прибыль и объемы добычи. Во всяком случае, теперь мы можем разговаривать с иностранцами на равных и выставлять им свои условия.

- Во многих СМИ звучала цифра, что запасов нефти хватит на 30 лет, что же будет потом?

- Ерунда! В расчет брались лишь балансовые месторождения. Между тем, мы берем пласт всего 25-30 % имеющейся нефти, а можно поднять до 45 %. Шельфы не считали. В общем, запасы смело можно умножить на два.

- Существует мнение, что Россию хотят превратить в сырьевой рынок?

- Да кому он нужен? Мы можем вечно раздуваться от гордости - самая богатая ресурсами страна, но признаемся, что наши нефтересурсы - не лучшие в мире. И случись колебания цены, Россия вылетит с мирового рынка.

- Если встанет вопрос о том, куда вкладывать инвестиции, как вы поступите?

- Как руководитель компании, я диверсифицирую капитал за рубеж. Как гражданин, я хочу инвестировать в России. Но самая большая проблема российских компаний - даже не политические риски, а нехватка менеджеров.

- Говорят, что зарплаты ваших менеджеров - баснословные...

- Сегодня мне приходится платить менеджерам больше, чем они бы получали за такую работу, например, в США, и не за суровый климат и мерзлоту в Сибири. По сути, доплачиваю за унизительные условия их существования здесь, за негативное отношение соседей, общества, власти. Наша компания получает 1200 запросов из разных органов, сотни специалистов вызываются на допросы. Нередко мне приходится вызволять своих работников из милиции, где их бьют, извините, за то, что они "черные". А как без этих людей - ведущих менеджеров - развивать экономику?

- 15 лет коррупция разрушала людей. Насколько она мешает бизнесу?

- Сегодня она мешает. И на этот счет консенсус достигнут в верхах. Эта власть хороша уже тем, что с ней можно спорить. Но политика - это искусство возможного.

- Ваше отношение к СМИ?

- СМИ, на мой взгляд, должны зависеть от крупного бизнеса только как от рекламодателя - это единственная форма честных взаимоотношений. Но СМИ станут независимыми только тогда, когда российский рекламный рынок вырастет в несколько раз.

- Можно ли назвать нефтяную отрасль "локомотивом" экономики?

- Да. Она инвестирует не только себя. Из рубля лишь 40 копеек идет на собственное развитие, 60 копеек - в другие отрасли, на развитие социальной инфраструктуры. Тем самым мы создаем

базу для мелкого и среднего бизнеса...  

Ольга НЕСТЕРОВА (ВИНТЕР), Ярославль. Газета "АиФ-Ярославль" № 39, 24 сентября 2003-10-19.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики