ГОСУДАРСТВО ЗА КАЧЕСТВО НЕ ОТВЕЧАЕТ
Автор: Баранова Надежда
Регион: Владивосток
Тема:  Дебюрократизация экономики
Дата: 23.10.2003

Вторя некогда популярному и растиражированному многомиллионной советской государственной пропагандой лозунгу, "реформа, о которой так долго говорили" "большевики" и "меньшевики", но уже не политического, а коммерческого масштаба, свершилась! Закон "О техническом регулировании" начал действовать. После долгих споров и обсуждений концепции нормативного акта, органы государственной власти: Правительство и Федеральный парламент наконец-то привели к единому знаменателю нормы и требования, на основании которых будет контролироваться качество и безопасность продукции, производимой внутри страны, а также поступающей извне.

По словам Заместителя Председателя Госстандарта России Марины ГЛАЗАТОВОЙ, новый Федеральный Закон прописывает суть реформы технического регулирования. На ее реализацию предусматривается несколько лет, но первые существенные изменения российские производители, импортеры, а также те, кто занимается реализацией продукции оптом и в розничной торговле, почувствуют уже в ближайшие два-три года.

Лейтмотив реформы технического регулирования полностью выводит государство и федеральные контрольные органы из сферы обязательного осуществления контроля качества продукции. Вопреки многолетней привычке советского потребителя, когда власть следила за всем процессом производства: от стадии планирования формы, содержания и порядка реализации продукции до установления САНПиНов, СниПов, ГОСТов, контролирующих путь товара от завода до стола потребителя, современный законодатель провозглашает полномочия государства только в области обеспечения безопасности.

Что под этим подразумевается, вполне логичный вопрос, который вправе задать каждый потребитель, оправившись от первичного шока осознания того, что родная страна больше не намерена заботиться о качестве продукции, используемой ее гражданами?

Первое. До реформы, государство передало полномочия по контролю качества производства ведомствам различного характера. Те в свою очередь были наделены правом издавать акты, устанавливающие правила производства, хранения и реализации продукции. С приходом в Россию элементов рынка и развитием качественно иной, не плановой экономики, ведомственное регулирование перечисленных выше процессов, обрушилось на голову производителей и перепродавцов шквалом бумажек, предписывающих исполнять правила, подчас, ставящие под сомнение саму возможность ведения бизнеса. Кроме того, отменить какой-нибудь "зловредный" САНПиН или ГОСТ было практически невозможно.

Реформа технического регулирования должна провести инвентаризацию всех ведомственных актов, число которых по предварительным подсчетам, превышает 60 тысяч, и оставить только около 2 тысяч нормативных актов, касающихся исключительно правил, обеспечивающих безопасность производства, хранения и реализации товара.

Второе. Ведомственные акты, то есть уже набившие предпринимателям оскомину САНПиНы, СниПы и ГОСТы на протяжении десятков лет были тайной за семью печатями. И если в советской системе контроля производства этот момент не являлся такой уж проблемой, потому что каждый участник процесса: от мастера до директора знал большинство ГОСТОв наперечет. В противном случае государственное производство было бы просто невозможно. То в условиях рыночной экономики, когда по большому счету никто никому ничего не обязан, ведомственные контрольные структуры не очень-то утруждают себя тем, чтобы довести до сведения предпринимателя перечень правил и нормативов, которые ему необходимо учитывать в работе. Напротив "Тайна СниПа" стала дополнительным средством административного давления на малый и средний бизнес, который оплачивает собственное "ведомственное невежество" на вполне законных основаниях. Реформаторы - авторы закона "О техническом регулировании" утверждают, что подобная ситуация скоро перестанет пугать предпринимателей, которые считают, своим самым дорогим сокровищем, нет счет банке, а несколько сборников ГОСТов, приобретенных где-то из-под полы и по огромному везению.

Все нормы, так или иначе касающиеся установления, порядка производства, хранения, доставки и реализации и товара выводятся из числа полномочий федеральных и региональных ведомств, и будут устанавливаться только федеральным законом. Как известно, последние полностью исключают возможность "сокрытия нового правила" от заинтересованных лиц, ибо предполагают обязательное широкое опубликование. Таким образом, вся информация о техническом регулировании производства будет носить открытий и общедоступный характер.

По словам Заместителя Председателя Госстандарта России Марины Глазатовой, подобная мера должна не только упростить работу предпринимателей и руководителей производства, но и выполнить одно из условий мирового сообщество при вступлении России во Всемирную торговую организацию. Здесь основной принцип работы - четкие, понятные и открытые правила работы на рынке производства товаров и потребления.

Итак, Государство берет на себя регулирование только тех моментов производственного процесса, которые касаются обеспечения безопасности его участников, а также потребителей. Другими словами, федеральный закон четко прописывает предельные цифры содержания в продукте тех или иных веществ, перечень допустимых или запрещенных к использованию в производстве товара материалов и составляющих, а также предусматривает ответственность за нарушение норм закона.

Разумеется, что можно соблюсти все требования безопасности, предписанной федеральной государственной властью, но произвести некачественный или неприемлемый с точки зрения покупательских способностей товар. Что делать в этом случае? Как уже было выше отмечено, государство добровольно снимает с себя компетенцию осуществления контроля за качественной составляющей товара. Эту функцию автора реформы технического регулирования полностью передали потребителю, который за долгие годы существования плановой и постплановой экономики СССР и России был полностью и незаслуженно выведен из процесса производства. Отныне федеральную власть больше не интересует, какой формы, к примеру, будет плавленый сырок, или с каким наполнителем: клубничным или персиковым целесообразнее выпускать мороженое. Такие характеристики будет определять потребитель, подспудно руководствуясь законами рынка. Предполагается, что изготовитель получит большую свободу, даже волю творчества в процессе производства, сдерживаемый лишь рамками федерального закона, устанавливающего нормативы безопасности выпуска продукции.

Основным критерием качества продукции, также ее успеха на рынке должен стать потребительский спрос. Только покупательская активность сможет стать самым строгим цензором, посильнее любых ГОСТов и СниПов, качества продукции. Либо производитель уделяет этому моменту достаточное внимание, либо его товар перестают покупать, переключаясь на продукцию конкурента.

Тем не менее, законодатель все же устанавливает несколько требований, касающихся качества производимой продукции. В первую очередь, пуская производителя в реку рыночных отношений производства, качества и потребления товара, закон обязывает изготовителя нести ответственность за собственные изделия. В частности, реформа технического регулирования, по словам Заместителя Председателя Госстандарта России Марины Глазатовой, предполагает две процедуры, контролирующие качество продукции на стадии ее производства.

Первая - ранее существующая система сертификации. Производитель вправе воспользоваться услугами независимых экспертов, которые проверят качество продукта, и выдадут соответствующий сертификат. Процедура проводится на возмездной основе, поэтому потребитель, получая товар, подтвержденный сертификатом, должен понимать, что частично компенсирует расходы, заложенные производителем на обеспечение норм безопасности и качества продукции.

Вторая процедура, предусмотренная законодателем, как вариант гарантии качества продукта - декларация. Здесь производителю не требуется какое-либо подтверждение качества товара со стороны третьих лиц. Он может заявить от своего имени о том, что товар соответствует всем нормам безопасности и качества. Тем самым изготовитель полностью несет ответственность не только за произведенную продукцию, но и за информацию о ее соответствии. В то время, как, при прохождении процедуры сертификации ответственность делят производитель и орган, проводивший экспертизу. И в том и в другом случае, законодатель обязывает производителя указывать в аннотации к товару, каким образом было подтверждено качество продукции.

По словам Марины Глазатовой, государство не единственный актор, обладающий правом устанавливать правила безопасности. Гражданское общество, именуемое в рамках рынка - потребители - также наделено правом устанавливать правила, регулирующие процесс производства. Другими словами, общество может определить стандарты того или иного продукта, и производитель, опять же, дабы не лишиться спроса на продукцию, а значит и прибыли, будет обязан подчиниться желанию потребителей.

Закон "О техническом регулировании" начал действовать в июле 2003 года. Реформа, которая должна установить новый механизм контроля качества и безопасности производства, перевозки, хранения и реализации товаров в самом начале реализации. Прежде чем, прописанный выше механизм начнет в полной мере действовать, обеспечивая открытый процесс производства, а также качественные условия работы рыночных механизмов российской экономики, предстоит провести большую законотворческую работу. Федеральные парламентарии должны будут подвергнуть коррекции свыше 30 нормативных актов, чтобы устранить административные и иные барьеры советской эпохи.

В ситуации, когда первые результаты реформы технического регулирования не то, что мало заметны, но и сама идея недостаточно "пропиарена" среди производителей, а тем более простых россиян, трудно предсказывать как ее успех, так и провал. Остается надеяться, что благие, на первый взгляд намерения, не будут реализованы сообразно российскому национальному принципу, метко сформулированному одним из российских государственных чиновников - "хотели как лучше, а получилось, как всегда". А российский предприниматель, бросая в рекламном теле и радио поле лозунгами вроде "Некто…за качество отвечает", действительно будет подотчетен потребителю, как святая святых - контролеру производства.  

Надежда БАРАНОВА, Владивосток. Опубликовано на сайте регионального информаицонного агентства "Дейта.RU" http://www.deita.ru в разделе комментарии (http://www.deita.ru/analitika.php?%20title). 28.09.2003.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики