ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. УПРАВЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Автор: Рахманова Елена
Регион: Саратов
Тема:  Бюджет
Дата: 23.10.2003

На сегодняшний день легко предположить, как станут распределяться доходы федеральной казны и какая финансовая помощь "грозит" регионам в будущем. Основа для предположений - не только принятие в первом чтении бюджета-2004, но и утвержденный не далее как полгода назад закон из известной папки Козака (Дмитрий Козак - замглавы администрации Президента) об организации госвласти в регионах, в котором определены обязательства каждого из уровней власти.

В довершение к нему - недавний закон об общих принципах организации местного самоуправления, - поправки в бюджетный и налоговый кодексы, которые определяют источники для реализации заявленных полномочий.

Исходя из этого, можно сказать, что бюджет следующего года - промежуточный. После этого, в 2005 году, регионы и муниципалитеты столкнутся с новыми для себя обязательствами. Подробно об этом рассказал представителям СМИ зампред комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Михаил Задорнов, встреча с которым состоялась на очередном семинаре Клуба региональной журналистики в Москве, где побывал наш корреспондент.

Мина под губернатора

Наступающие перемены, по мнению Задорнова, еще плохо осознаны губернаторами. Изменится вся схема финансовых взаимоотношений между федерацией, территорией и муниципалитетом. Это в своем роде бомба замедленного действия, и в первую очередь именно для глав регионов. Закрепление ответственности и источников доходов лишит областных начальников возможности апеллировать при случае к федеральному бюджету.

Возьмем для примера самые "горемычные" в любом регионе законы о ветеранах и инвалидах. Сегодня неясно, кто и что в них финансирует. По большей части они сформулированы так, что за все отвечает государство. Какое? Мэр, губернатор или федеральная власть - непонятно. Выигрывает, по словам Задорнова, тот, кто первым обратится в суд. В Саратовской области был создан своего рода прецедент, когда служители Фемиды удовлетворили иск мэра по поводу переданных городу Облдумой полномочий по исполнению ряда статей "ветеранского" закона. В новых нормативах четко прописано, кто и какие статьи финансирует. И в суд можно будет подавать не просто на государство, а на конкретный бюджет, с которого и взыщут деньги.

Местные бюджеты разгрузятся от ряда обязательств, к примеру, по тому же закону о ветеранах или об образовании, и "подарят" их региональной казне. По предварительным расчетам, обязательства местных бюджетов сократятся в целом на 200 миллиардов рублей.

Опять регион - крайний

Последние три - четыре года, по словам Задорнова, погашается только половина того, что государство обязано оплатить по действующему закону о ветеранах, военнослужащих и других льготных категориях граждан.

Из сложившейся ситуации можно выйти двумя путями. Первый - приостановить на 10 лет то, что государство оплатить не может. Такая альтернатива была в свое время предложена и Козаку, и Путину. Это серьезный политический шаг, который неизбежно не встретит восторгов у аудитории. Возможно, поэтому Путин так поступать не захотел. Он согласился с Козаком, который решил закрыть глаза на существующий дисбаланс и просто перераспределить обязательства. На каждом уровне сформируется свой дисбаланс, только "крайним" в нем будет уже территория, а не федеральные власть и бюджет.

Для федералов плюс еще в том, что социальное недовольство сконцентрируется по конкретным территориям и размоется, но не распространится на всю страну. А минусы коснутся обычных людей. Например, в Москве ветеран, скажем, сможет ездить на городском транспорте бесплатно, тамошнему городскому бюджету это по карману, а в Йошкар-Оле - нет.

Налоговая зависимость

С нового года отменяется налог с продаж, "благодаря" чему территории потеряют в общей сложности 65 миллиардов рублей. Взамен регионам даются все сто процентов акцизов на алкоголь, которые доселе делились поровну. Дается еще один процент налога на прибыль: за федеральной казной остается лишь 5 процентов, а 19 отходит территориям.

Но вот покроют ли они довольно существенные в ряде регионов сборы по налогу с продаж - еще вопрос.

Объем федеральной помощи регионам останется прежним плюс дополнительные 21 миллиард рублей на помощь самым отдаленным регионам. Эту сумму некоторые депутаты пытаются увеличить, но шансы невелики, а вот цены вырастут, по правительственным подсчетам, минимум на 10 процентов (в реальности, конечно, больше). Можно с уверенностью сказать, что к следующему июню, когда стартуют выплаты отпускных учителям, многие регионы столкнутся с задержками по зарплате.

В будущем году примерно 15 процентов налога на добычу природных ресурсов, прежде всего на нефть и газ, все еще остается у территорий. В Саратовской области это хоть и не основные, но в целом неплохие источники дохода. А вот в 2005-м все заберет федеральный бюджет - поскольку это неравномерный налог, который максимально сконцентрирован лишь на 10 - 11 территориях РФ, то, согласно государственной политике, он должен быть сосредоточен полностью в центре, как, например, табачные акцизы.

Подоходный налог станет делиться 50 на 50: в региональные и местные бюджеты. Налог на имущество предприятий - полностью региональный, а налог на имущество физических лиц - муниципальный. Муниципалы станут пополнять казну и арендной платой на землю и другую собственность, а также всеми сборами по малому бизнесу.

Описанную схему закрепят на 5 -7 лет. Это, по мнению разработчиков, будет стимулировать в каждой области и муниципалитете увеличение налогооблагаемой базы. Например, земельный кадастр далеко не везде закончен. Если субъект уверен, что земельный налог весь его на несколько лет, то он стремится проинвентаризировать землю, подсчитать строения, сделать нормальный кадастр и работать с ним, увеличивая земельные доходы.

Если нововведения за это время покажут себя как система, стимулирующая экономику, и заставят регионы зарабатывать собственные доходы, они и потом будут продолжаться.

Стратегически, по словам Задорнова, регионы будут в плюсе, потому как у них более надежные и долгосрочные источники доходов: подоходный налог будет расти согласно доходам населения, явно пока недооценена земля и т.п. А у центра доходы не очень устойчивы, взять ту же нефть. Федеральный бюджет будет подвержен резким колебаниям при падении цен на нефть, которое неизбежно рано или поздно произойдет.

К недочетам можно отнести несбалансированность обязательств и доходов в целом по территориям. К сожалению, у всех очень разное положение, а универсальными налоговыми отчислениями, как бы ни хотелось государственным мужам, всех проблем не решишь.  

Елена РАХМАНОВА, Саратов. Опубликовано в газете "Саратовская Панорама", 7.10.2003.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики