МИХАИЛ ЗАДОРНОВ: "ГУБЕРНАТОРОВ ПОСТАВЯТ ЛИЦОМ К ЛИЦУ С НАРОДОМ".
Автор: Труфанов Константин
Регион: Ижевск
Тема:  Бюджет
Дата: 23.10.2003

"Деньги - это некое шестое чувство, без которых пять неполноценны".

Соммерсет Моэм

Задорнов Михаил Михайлович

Родился 4 мая 1963 года в Москве в семье геологов. В 1984 году с отличием окончил Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова по специальности "экономист, планирование народного хозяйства". Кандидат экономических наук. С 1990 г. - член Государственной комиссии по экономической реформе Совета Министров РСФСР. Один из авторов программы "500 дней".

С 1993 по 1997 годы - депутат Государственной Думы РФ, председатель комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам. С 20 ноября 1997 г. - министр финансов России. В период с 1997 по 1999 годы трижды назначался и трижды снимался с должности министра финансов. С 1999 г. - депутат Госдумы РФ.

Автор более 20 книг и статей. Любимые авторы - Достоевский, Блок, Брюсов. Женат, дочь.

Бывший министр финансов, нынешний заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету, налогам и финансам, а также просто один из самых известных российских экономистов Михаил Задорнов поведал о том, какие неприятные сюрпризы ждут российские регионы в ближайшем будущем. Проблемы, как всегда, будут связаны с деньгами. Точнее, с их нехваткой.

"Одно из самых тяжелых положений - у Удмуртии"

-Михаил Михайлович, ряд регионов, начиная с бюджета будущего года, будут испытывать серьезные проблемы, связанные с перераспределением налогов. В чем будет заключаться налоговая реформа?

-Ряду регионов действительно будет достаточно тяжело в следующем году. Летом было принято решение об отмене со следующего года налога с продаж. Эти самые пять процентов к чеку, которые вы получаете при покупке любого товара сейчас. Территории теряют примерно 65 миллиардов рублей. Взамен этого регионам даются все сто процентов акцизов на алкоголь. Сейчас алкоголь делится пополам. С каждой бутылки водки половина идет в федеральный бюджет, половина идет в бюджет территории. С нового года 100 процентов будет получать территория.

Кроме того, территориям дается еще один процент налога на прибыль. Таким образом, за федеральным бюджетом останется только 5 процентов налога на прибыль. 19 процентов будет у территориальных и местных бюджетов. Все налоги на малый бизнес также будут собираться в территориях.

Однако получилось так, что при этом перераспределении пятнадцать территорий, которые не имели вообще налога с продаж на сегодняшний день, получили прибыль, акцизы на алкоголь и так далее. В наиболее серьезном выигрыше - Красноярский край и Пермская область. Они получили по два миллиарда лишних рублей по сравнению с текущим годом.

-Какова будет судьба налога на добычу полезных ископаемых? От него очень много зависит бюджетной политике ряда регионов.

-Налог на добычу полезных ископаемых - это неравномерный налог, то есть налог, который сосредоточен в 10-11 территориях Российской Федерации. Поэтому как любой неравномерный налог, он должен быть полностью сосредоточен в федеральном центре. И, соответственно, через центр перераспределен более равномерно по территории Российской Федерации. Точно так же к неравномерным налогам относятся табачные акцизы. Соответственно, эти налоги надо полностью изъять в центр.

-Наверняка, список из тех регионов, чьи бюджеты проиграют в результате реализации этой реформы, больше?

-Есть примерно двадцать территорий, которые от этой замены не выигрывают, а проигрывают. Этим субъектам прибыли и акцизов на алкоголь недостаточно, чтобы компенсировать довольно существенные сборы по налогу с продаж.

Одно из самых тяжелых положений у Удмуртии. Она теряет 700 миллионов рублей. К сожалению, я думаю, что это полностью компенсировано не будет. Москва теряет 11 миллиардов. Но по доле это не так много. По доле больше всего проигрывает Московская область - 3,5 миллиарда рублей. Очень много теряет Питер - около 2 миллиардов. Около миллиарда теряет Тюмень. Эти пять территорий наиболее серьезно пострадали от такого перераспределения.

"Губернаторы не понимают, что их ждет через 2-3 года"

-У названных вами регионов очень опытные и политически активные лидеры. Неужели тот же Лужков или Громов не смогли использовать свое влияние, чтобы такого несправедливого налогового распределения не было?

-Вы знаете, они особо и не пытались. Вся эта схема закона обсуждалась на протяжении двух лет на Госсовете. Потом была создана специальная рабочая группа. Я могу вам сказать, что из всех 88 губернаторов, пять-семь человек рискнули открыто что-то такое сказать, имея в виду, что они не согласны. Но и это было сказано в мягкой форме. А все остальные в целом высказали поддержку этой схемы.

-В регионах очень часто в качестве панацеи от бюджетного дефицита рассматривают продажу государственной собственности. Как вы к этому относитесь?

-Продажа госсобственности - неплохая практика. Главное, чтобы все делалось прозрачно, через аукционы и конкурсы. Хотя и здесь могут быть вопросы. Вспомните хотя бы продажу "Славнефти"…

-В федеральной казне будет предусмотрен какой-нибудь фонд финансовой поддержки регионов?

-На помощь тем территориям, которые должны потерять при налоговых изменениях будет выделен 21 миллиард рублей. Проблема заключается в том, что эти деньги только на половину закрывают потери этих территорий. Можно с уверенностью сказать, что если не в начале следующего года, то к концу первого квартала или в июне, когда выплачиваются отпускные учителям, многие регионы вновь столкнутся с задержками по заработной плате. Это я могу предсказать совершенно четко. Но не все губернаторы понимают, что их ждет в 2005-2006 году.

"Судиться надо не с государством, а с конкретным бюджетом"

-Что же ждет регионы через два года?

-Меняется вся схема финансовых взаимоотношений между Федерацией, территориями и муниципалитетом. На сегодняшний день вам никто не скажет, из каких источников обязаны, например, финансировать ветеранов, жилищно-коммунальные хозяйства или образование. Потому что образование сегодня финансируется из всех трех уровней бюджетов. Из федерального уровня, из регионального уровня, даже местный бюджет в этом участвует. Точно так же и закон о ветеранах. Он так сформулирован, что можно понимать, что платить должен ваш город, в котором вы живете, а, с другой стороны, регион. А в суд подают и на федеральный бюджет. И очень часто эти суды выигрывают.

Подавать в суд необходимо не просто на государство, а на конкретный бюджет. Скажем, на бюджет Приморского Края или Камчатской области. Вот в этом и заключается идея. Это уже сделано. Местные бюджеты разгружаются от очень многих обязательств. В частности, от того же закона о ветеранах, от образования, и еще от ряда полномочий, которые раньше лежали на них, а теперь ложатся на регионы.

Все это закрепление вступает в силу с 2005 года. То есть с 2005 года каждая территория столкнется с тем, что губернатор не сможет сказать, что это Москва не дала денег. В соответствии с законом за все отвечает он сам. И он, губернатор, и законодательное собрание края, республики или области будут полностью поставлено лицом к лицу с населением, и должны будут решать, как свой достаточно ограниченный бюджет распределять исходя из тех полномочий, которые будут закреплены за каждой конкретной территорией.

Та схема, о которой я сказал, не дает возможности переносить ответственность. Все. Закон о ветеранах. Статья седьмая. Бесплатный проезд в городском транспорте. Отвечает бюджет территории. Он ничего не может сказать: не Москва, а ты за него отвечаешь. С другой стороны, протезирование, автомобили для инвалидов - это федеральный бюджет. Если тебе по закону положено изготовление протеза, пожалуйста, обращайся в суд. Закрепление ответственности и источников доходов лишает возможности губернаторов и местные власти апеллировать к федеральному бюджету.

-Вы считаете справедливым нынешнее положение вещей, когда средства уходят из регионов в федеральный центр, а в обратном направлении следуют лишь финансово не подкрепленные полномочия?

-С чего начался экономический распад Советского Союза? С того, когда Россия де-факто все налоги сконцентрировала в российском бюджете, отчисляя Горбачеву только какие-то платежи через российский бюджет. Понимая это, когда произошло некоторое укрепление федерального правительства в конце 1999-года, и потом, после выборов Путина, Минфин и федеральное правительство инстинктивно качнули маятник в другую сторону. С моей точки зрения, он ушел туда очень сильно. То есть фактически последние два года где-то 60 процентов всего бюджетного пирога сосредоточено в федеральном центре.  

Константин ТРУФАНОВ, Ижевск. Опубликовано в газете "Центр", 16.10.2003.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики