ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ КОТЛЕТА БЫЛА БЕЗОПАСНОЙ
Автор: Пересыпкин Евгений
Регион: Хабаровск
Тема:  Дебюрократизация экономики
Дата: 24.11.2003

В октябре этого года вступили в силу новые нормы законодательства, в соответствии с которыми проводить плановые проверки на предприятиях малого бизнеса можно органы госконтроля будут не ранее чем через три года после их госрегистрации. Фактически это означает, что у владельца вновь открывшегося магазина или кафе будет ровно три года на то, чтобы наладить свою деятельность, короче, "встать на ноги". Исключение составляют только налоговые органы, пожарные и милиция. Естественно, что поводом для проверки может служить и жалоба, например, отравившегося пельменями покупателя.

Действовавший ранее закон позволял проводить проверки на предприятиях малого бизнеса раз в два года. И хотя нельзя, конечно, сказать, что это очень сильно мешало развитию малого бизнеса, мнения большинства хабаровских предпринимателей сходятся в одном: чем меньше проверок, тем меньше потерянного времени, а следовательно, больше эффекта от работы.

- Лично я обеими руками за идею поправок к Закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", - говорит генеральный директор ООО "Внешдальторг" Александр Колесников. - Другой разговор - будут ли согласованы нормативные акты проверяющих структур с этим законом. Чтобы не получилось, что очередное законотворчество только прибавит противоречий в многочисленные акты или нормативы. Ведь как это часто бывает, крайними в таких ситуациях все равно становятся предприниматели.

Это мнение разделяет и другой видный предприниматель Хабаровска, член правления краевого объединения промышленников и предпринимателей и руководитель НК "Восток России" Александр Бранштейн.

- Я вообще не понимаю, зачем все всегда надо контролировать, - говорит Александр Михайлович. - Пожарно-техническую безопасность можно проверить и при первом, обязательном осмотре, например, магазина или бара. И незачем делать это постоянно. Главное, чтобы люди были довольны. Ну приняли еще один закон, ну замечательно. Только ведь не в первый раз у нас принимают действительно нужные законы. Проблема-то в их исполнении. Я искренне надеюсь, что в этот раз все будет по-другому. Главное, чтобы был определен нормативный перечень: за какие именно провинности или недоработки надо штрафовать и в каком случае вообще приход контролирующих органов правомочен.

Как ни странно, некоторые контролирующие органы почти не выказали никакого недовольства по поводу ущемления их полномочий.

- На мой взгляд, этот закон на деятельности торговой инспекции особо не отразится, - считает Наталья Мясникова, руководитель управления государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Хабаровскому краю. - Торговая отрасль одна из самых крупных, а молодых предпринимателей сегодня не так уж много. К тому же в ведение торговой инспекции планируют отдать некоторые предприятия, работающие в сфере услуг. Так что работы у нас сильно не убавится.

Хотя, конечно, недовольные будут всегда. Одни считают, что штрафы за невыполнение требований не такие уж большие, чтобы реально помешать развитию молодого предприятия. Те же, в свою очередь, уже наперед просчитывают, как проверяющие организации будут стараться обойти последнюю поправку в Закон "О защите прав юридических лиц...". Взять хотя бы тот факт, что никто не может запретить работнику одной из надзорных служб самому написать жалобу на одно из предприятий, а потом самому же на эту жалобу откликнуться.

Но принятие поправок о моратории на проверки малого бизнеса - это один из первых шагов, который, по словам представителей Минэкономразвития РФ и представителей Госстандарта России, через пять - десять лет намного снизит бюрократическое давление. Причем спасать экономику страны от чрезмерного госконтроля федеральные власти начали уже в этом году, приняв Закон "О техническом регулировании".

Несмотря на невзрачность и кажущуюся малозначительность этого закона, на самом деле именно этот документ через семь лет уменьшит армию проверяющих чиновников и сделает экономическую политику государства ясной и понятной. По крайней мере, именно это обещает заместитель председателя Госстандарта России Марина Глазатова, один из авторов закона.

Документы бывают разные

- Мы исходили из того, что, невзирая на количество проверок (будет их много или мало - не важно), ныне существующая система контроля за экономикой неэффективна и изначально ставит ее субъекты в неравные условия. Судите сами, сегодня в России действует около 60 тысяч ведомственных нормативных актов - санитарных правил, строительных норм, предписаний и так далее. К примеру, полный список ГОСТов составляет 23,5 тысячи документов. Приобрести его можно разве что в электронном варианте где-нибудь на Горбушке в Москве за 8,5 тысячи долларов. Сами понимаете, что далеко не у каждого предпринимателя есть такие средства. Да и в контролирующих органах полного перечня тех же ГОСТов нет.

Весь этот массив принимался за долгие годы нормотворчества сначала советских, а затем и российских министерств и ведомств. Причем такие ведомственные акты нередко принимаются келейно, без общественного обсуждения, но имеют силу закона, а их нарушение грозит санкциями. Что, сами понимаете, в правовом обществе неправильно.

Кроме того, за десятилетия бесконтрольной работы наших государевых мужей в 60 тысячах СНиПов, пожарных предписаний и правил торговли накопились такие экзотические требования, что сегодня они выглядят по меньшей мере бредовыми. Судите сами: согласно правилам, принятым в 1956 году, весь хлеб, который продается в магазинах и киосках, должен быть упакован, по словам заместителя председателя Госстандарта РФ Марины Константиновны, в матерчатую упаковку. Никто этот документ с тех пор не отменял, поэтому сегодня, покупая хлеб в целлофановых пакетах, мы всей страной нарушаем правила 1956 года. Есть, продолжает Марина Глазатова, норматив, согласно которому табуретка должна быть с четырьмя ножками и никак не с тремя или с одной. То есть производители барных стульев нарушают требования этих правил. Есть нормы, согласно которым котлеты должны быть круглые, а не треугольные или овальные. И то, что в бары нужны специальные стулья и сидеть на табуретках в кафе или ресторанах люди не хотят - эти нормы не учитывают.

В этом году в России вообще был анекдотический случай. Руководители одной из школ в провинции столкнулись с сумасшедшей ситуацией: пожарные требовали с первых этажей школ снять оконные металлические решетки, а милиция требовала их установить. При этом каждое ведомство ссылалось на свои инструкции и нормы, едва не доведя до инфаркта весь педагогический коллектив. Правда, затем удалось найти консенсус. Решетки установили, но на случай пожара в них были предусмотрены открывающиеся металлические рамы.

В итоге разобраться во всем этом маразме невозможно. Любой предприниматель подтвердит эти слова. Однако мутные воды ведомственных документов - самая благодатная почва для коррупции. Ведь если предприниматель не может разобраться и выполнить все эти полусумасшедшие предписания, - он виноват. А раз виноват, то либо закрывается его предприятие, либо закрываются глаза на нарушения - за определенную плату, разумеется. Проблема не первой свежести, но не переставшая быть актуальной до сих пор. Закон о проведении проверок юрлиц несколько сбил пыл проверяющих, но не изменил правил игры. Изменить же ситуацию, по мнению Марины Глазатовой, сможет именно закон о техническом регулировании.

Надежды Госстандарт питают

В чем его суть. Через семь лет, именно такой переходный период определило государство, все ГОСТы, СНиПы и другие ведомственные акты канут в Лету. А на их месте появятся технические регламенты. И хотя может показаться, что это одно и то же, суть у регламентов и инструкций разная. Задача регламентов - сделать товары и услуги безопасными для населения. Все остальное будет предоставлено на откуп предприятиям.

Государство, по словам Глазатовой, отказывается влиять на остальные параметры продукции. То есть котлеты можно будет выпускать на вполне законных основаниях оранжевого цвета и в форме треугольника. Главное, за что будет отвечать власть - чтобы покупатели не отравились. А какие именно котлеты нужны людям - определит рынок. Это одно из принципиальных отличий.

Второе отличие - технические регламенты будут разрабатываться гласно, с учетом общественного мнения и пожеланий производителей. Статус у таких регламентов будет не ниже, чем федеральный закон или постановление правительства.

Если говорить о процедуре их принятия, то власти предполагают внедрить следующую схему. Ассоциации производителей, потребителей или государственные органы власти разрабатывают проект регламента. Этот документ публикуется в печати, и в течение двух месяцев группа разработчиков вместе с органами власти принимает пожелания и замечания от всех заинтересованных сторон. Затем готовится компромиссный вариант, который вносится в Государственную думу, а дальше - процедура обсуждения и принятия закона.

В итоге, по оценкам Госстандарта, в России появится от 300 до 500 технических регламентов, принятых в качестве федеральных законов, и порядка двух тысяч регламентов, оформленных как постановления правительства РФ. То есть всего 2300 - 2500 документов. Что, безусловно, меньше, чем 60 тысяч.

В каждом из них будут содержаться нормы, обеспечивающие безопасность продукции, которую регулирует технический регламент, а также указываться орган, призванный контролировать его соблюдение. И именно эта позиция, по мнению экспертов, грозит обернуться крупномасштабной административной реформой, так как многие ныне действующие контролирующие структуры могут оказаться не у дел.

Сегодня на сайте Госстандарта http://www.gost.ru уже вывешены первые проекты технических регламентов, обсуждать которые власти предлагают бизнес-сообществу уже сейчас.

Пути чиновничества неисповедимы

Предсказать сегодня, какое влияние окажет реформа технического регулирования на экономику края и страны, сложно. Одно только упоминание об административной реформе, когда десятки министерств и ведомств страны лишатся различных функций, штатных единиц и возможностей брать взятки, может вызвать чиновничий протест. А здравые задумки власти ею же будут положены под сукно.

Но есть и более глубинные последствия. Например, уже сегодня перед органами стандартизации стоит вопрос - как контролировать безопасность продукции таким образом, чтобы и товары в России выпускались качественные, и давление лицензирующих структур не было угнетающим для бизнеса. Сегодня обсуждаются две формы контроля: "подтверждение соответствия" и сертификация. Первая - это нечто похожее на рекламу пива "Солодов" - "за качество отвечаю". То есть товаропроизводитель декларирует качество товара (рискуя своим добрым именем), и до первой жалобы на его продукцию контролирующие органы его не трогают. Что весьма удобно для малого и среднего бизнеса.

Второй способ очевиден - эксперты оценивают технические параметры товара и по итогам экспертизы принимают решение о доступе продукции на рынок. Чтобы избежать при сертификации коррупции, есть идея создания частных сертификационных организаций. Но пока это только идеи. Ведь встает вопрос, какие товары можно допускать по схеме декларации, а какие только через сертификацию? Как отмечают специалисты, очевидно, что главная проблема при таком подходе - размер возможной опасности, которую может нанести тот или иной товар. Если употребление некачественного пива грозит покупателю расстройством желудка, то некачественный самолет - это уже катастрофа.

И, пожалуй, одно из самых важных последствий реформы. Технические регламенты на самом деле - инструмент промышленной политики. Ведь установив параметры, допустим, экологической безопасности станков, можно открыть ворота для импорта или поддержать местных производителей. А это уже внятная и прогнозируемая политика, создающая ясную и прогнозируемую ситуацию в экономике, о чем уже давно мечтают в России.  

Евгений ПЕРЕСЫПКИН, Хабаровск. Опубликовано в газете "Приамурские ведомости" № 218 (3094), 18 ноября 2003 года. Адрес статьи в интернете http://www.pv.khv.ru/archive/03/11/18/a9.htm.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики