Многие архангелогородцы уже получили извещения от Пенсионного фонда, названные в народе "письма счастья". Впрочем, представленная на двух листках информация дает мало оснований для каких-либо светлых эмоций.
Зачем вообще понадобилась пенсионная реформа? Официальные разъяснения, которых почти не слышно, звучат примерно так. До сих пор в России действовала модель распределительного пенсионного обеспечения - иначе говоря, работающие за счет отчислений в пенсионный фонд содержали неработающих, то есть пенсионеров. Но если в 1995 году на одного пенсионера приходилось двое работающих, то к 2010 году число пенсионеров должно было примерно сравняться с числом работающих - и делающих отчисления в пенсионный фонд. Чтобы обеспечить будущим пенсионерам достойное существование, сегодняшние пенсионные отчисления предложили разделить. Теперь одна часть остается в распределительной системе, а вторая - накапливается на специальных счетах. На справедливый вопрос, чем предложенная схема лучше старой, с точки зрения самих пенсионеров можно смело ответить - практически ничем. Тогда кому же это нужно?
Экономика ищет инвестиции
Кроме проблем с демографией, существует и другая причина реализации пенсионной реформы в нынешнем ее виде. Дело в том, что в середине 90-х годов прошлого столетия российские основные производственные фонды начали активно разрушаться. Причина была в слишком поспешных и непродуманных экономических реформах, вызвавших невиданную инфляцию. В результате практически сошли на нет так называемые "длинные деньги" - кредиты с большим сроком погашения. Максимальный срок кредита составлял тогда три, реже - шесть месяцев. Крупная же промышленность требовала вложений средств на годы и десятилетия. Спасти положение могли средства населения, уберегаемые от немедленного распределения среди нынешних пенсионеров - путем аккумулирования в накопительной части пенсий пенсионеров будущих. Интересно, что разработанный механизм проведения пенсионной реформы позволит государству не отвечать за результаты при любом развитии событий.
Принуждение к инвестированию
В накопительной пенсионной системе, постепенный переход к которой будет осуществиться в течение ближайших 10-20 лет, государственные обязательства по сравнению с существующими заметно облегчатся. Предполагается, что гарантированная пенсия будет примерно равна прожиточному минимуму, прожить на который весьма сложно. Все остальное человек должен заработать сам - накапливая пенсионные средства и одновременно принудительно инвестируя их в российскую экономику. Посредниками в процессе инвестирования выступят управляющие компании, берущие за это до 10% от полученных доходов. Вскоре появится еще одна группа участников процесса - негосударственные пенсионные фонды. Их задача - помочь будущему пенсионеру выбрать управляющую компанию. За помощь также придется платить - до 15% от дохода. Последнего расхода, впрочем, можно избежать, самостоятельно избрав управляющую компанию.
Опеки не будет
Предлагаемый механизм пенсионной реформы вполне согласуется с отказом от прежней модели патерналистского государства - то есть опекающего и по-отечески заботящегося о своих гражданах. Нынешнее государство опекой заниматься не будет, о чем и заявляет вполне недвусмысленно. Если выбранная гражданином управляющая компания не оправдает его надежд - виноват будет он сам: плохо выбирал. С другой стороны, возможности выбора сегодня ограничены почти полным отсутствием информации. В результате многие склоняются к тому, чтобы оставить пенсионные средства в распоряжении государственной управляющей компании.
В конкурсе победила дружба
Нежелание многих доверять управление своими пенсионными средствами частным компаниям вполне понятно. Государство, объявившее о конкурсном отборе управляющих компаний, настоящего конкурса так и не провело. По утверждению Павла Теплухина, президента управляющей компании "Тройка Диалог", вместо этого был устроен некий квалификационный отбор. Желающим управлять пенсионными средствами населения было предложено представить заявку и набор документов, подтверждающих соответствие довольно формальным требованиям. В числе этих требований - наличие уставного капитала в размере 50 млн рублей, управление деньгами в размере как минимум 100 млн рублей, отсутствие задолженностей по налогам перед государственными органами и убытков за последние три года. В результате победителями были объявлены 55 компаний - практически все, подавшие заявки. Интересно, что в ходе "конкурса" никак не оценивалась эффективность управления денежными средствами. Понятно, что для людей, доверивших этим фирмам пополнение своих будущих пенсий, риск велик. Но и передавшие свои средства государственной управляющей компании неизбежно окажутся в проигрыше.
Инфляция съедает деньги
Задача всех управляющих инвестиционных компаний - инвестировать деньги в разнообразные ценные бумаги в соответствии со своей инвестиционной декларацией. У государственной управляющей компании, на роль которой назначен "Внешэкономбанк", эта декларация самая короткая и понятная. Как государственная управляющая компания, он должен выбирать наименее рискованный инвестиционный процесс, даже в ущерб доходу. Поэтому нетрудно догадаться, что "Внешэкономбанк" будет инвестировать средства почти исключительно в государственные ценные бумаги в период первичного размещения, и держать их до погашения. Возможно инвестирование в ипотечные ценные бумаги с государственными гарантиями, в случае существования этих гарантий. К сожалению, доходность государственных ценных бумаг, удерживаемых до погашения, всегда ниже уровня инфляции. К примеру, если вы сейчас захотите купить государственную ценную бумагу, называемую облигацией федерального займа, то при погашении годовой доход по ней составит 6-7% в рублях. При официальном годовом уровне инфляции в 12% каждый вложенный в это дело рубль через 10 лет потеряет половину своей реальной стоимости. То есть доход будет увеличиваться, но цены будут расти быстрее.
Сколько блюд в меню?
В распоряжении частных управляющих компаний намного больше различных финансовых инструментов. Сюда входят государственные ценные бумаги, муниципальные ценные бумаги, облигации российских корпораций, акции российских корпораций, иностранные ценные бумаги, ипотечные ценные бумаги, депозиты в банках, рубли и иностранная валюта. Такой набор позволяет частным компаниям сформировать меню, гораздо более привлекательное для будущих пенсионеров, чем комплексный обед из одного блюда, предлагаемый государственной управляющей компанией. Кроме того, частная компания полностью самостоятельна в выборе стратегии. Она может покупать тогда, когда захочет, и продавать, когда считает нужным. Играть или не играть на бирже. Рассчитывать на длинные или на короткие тренды. За эту свою работу управляющая компания получает вознаграждение - до десяти процентов от полученного дохода. Поэтому интересы частных управляющих компаний вроде бы совпадают с интересом вкладчиков - максимизировать доход по вкладам, чтобы получить большую прибыль. Стоит указать, что недовольные работой своей управляющей компании смогут поменять ее на другую.
Маленькие хитрости
Прохождение пенсионной реформы, и без того задуманной очень хитро, по ходу дела осложняется еще дополнительными хитростями. Так, в письмах от пенсионного фонда, которые многие получили к середине октября, обозначался крайний срок приема заявлений на выбор негосударственной управляющей компании - 15 октября.2003 года. При этом почему-то нигде не звучит, что новое распоряжение правительства РФ отодвинуло этот срок на 31 декабря 2003 года. Так что время подумать еще есть. Другое дело, что раздумывать не над чем. Пенсионный фонд считает некорректным помогать в выборе управляющей компании. Но и управляющие компании отнюдь не заваливают граждан своими рекламными предложениями. Объяснение этому тоже довольно простое. По итогам первого года пенсионной реформы на индивидуальных счетах тридцати восьми миллионов наших сограждан было собрано около 38 млрд рублей. Нетрудно сосчитать, что средний вклад составил 1 тысячу рублей. Если управляющая компания обеспечит 10% годовых на этот вклад, ее собственный заработок составит примерно 10 рублей. Не стоит надеяться, что при этом управляющая компания будет отчитываться перед вами о проделанной работе. Система выстроена так, что для управляющей компании клиентом являетесь не вы, а пенсионный фонд. И частные граждане не смогут сравнивать эффективность разных управляющих компаний и выбирать для себя лучшую.
Осторожные советы
Что же делать подневольным инвесторам? Попробуем взять на себя труд, по-видимому, пугающий пенсионный фонд. Прежде всего, не стоит оставлять деньги государственной управляющей компании. Они будут тем скорее "терять в весе", чем выше уровень инфляции. А если мы вслед за президентом всерьез начнем решать задачу удвоения ВВП (валового внутреннего продукта, конечно, а не Владимира Владимировича), инфляция маленькой не покажется. Выбирая же управляющую компанию, стоит обратить внимание на следующие обстоятельства.
Время работы на рынке
Желательно, чтобы период работы на рынке составлял более пяти лет. Дело в том, что хороший портфельный инвестор - тот, кто умеет работать и на рынке растущем, как сейчас, и на падающем, как пять лет назад. Как профессионалам, таким людям можно доверять.
Объем управляемых средств
Для получения максимальной прибыли лучше выбирать компании с опытом управления большими деньгами. Дело в том, что задачи управления по мере роста сумм не упрощаются, как кажется многим, а усложняются во много раз. И если вы желаете найти лучших специалистов - ищите их в крупных компаниях. 
Алексей ОВЧИННИКОВ, Архангельск. Газета "Надежный торговый партнер", 2.12.2003.

|