"СКРИПУЧАЯ" РЕФОРМА
Автор: Залесская Елена
Регион: Екатеринбург
Тема:  Пенсионная реформа
Дата: 27.11.2003

Более миллиона жителей Свердловской области уже получили на руки "письма счастья" - уведомления о состоянии их пенсионных счетов. Из этого громадного числа лишь 501 человек решил перевести свои накопления в негосударственные пенсионные фонды. Остальные граждане, судя по всему, либо доверяют государству, либо просто еще не поняли, что происходит.

А происходит пенсионная реформа. И "ГК", и другие российские СМИ частенько пишут о ней, точнее о том, с каким скрипом и торможением она проходит. Согласно социологическим исследованиям службы РОМИР, больше 60% граждан до сих пор не представляют сути реформы, не знают, что дальше делать с пенсионными деньгами, которые на них "свалились". Между тем чиновники из пенсионного ведомства уверены, что они для пропаганды реформы сделали все, что можно, и только "слепой, глухой и глупый не может понять ее". Этот глубокомысленный вывод принадлежит "непотопляемому авианосцу пенсионного фонда", как он сам себя называет, Сергею Дубинкину. Официально же он руководитель отделения Пенсионного Фонда РФ по Свердловской области. Оставим сомнительную шутку на совести чиновника и попробуем еще раз разобраться в происходящем.

Информация к размышлению

До последнего времени в России существовала пенсионная система, согласно которой каждый работающий перечислял определенную сумму на текущее содержание пенсионеров. Размер их пенсии в первую очередь зависел от стажа работы и различных льгот. Например, сегодня работодатель перечисляет в Пенсионный фонд 28% фонда оплаты труда. Однако, если в 70-е годы на одного пенсионера приходилось двое работающих, то теперь, по словам президента Управляющей компании "Тройка-Диалог" Павла Теплухина, в России на 1 пенсионера приходится всего 1,6 работающих. И по самым скромным подсчетам, лет через семь соотношение опустится до 1:1,1. Каждый работающий должен был бы содержать более чем одного пенсионера и платить в Пенсионный фонд с каждым годом все больше и больше. Понятно, что пенсионная система этого не выдержала бы. Поэтому в России и начался переход от распределительной пенсии к накопительной. Ее суть - человек непосредственно сам зарабатывает себе на старость. Теперь в "общий котел", из которого выплачиваются нынешние пенсии, будет вкладываться только 14%. Эти же деньги в дальнейшем пойдут на финансирование стандартной "базовой" пенсии.

Еще 12% вашей зарплаты в виде страховой части пойдут на так называемые условно-накопительные счета. Условными эти счета называются потому, что на самом деле на них ничего не накапливается, а суммы просто учитываются и опять-таки идут на выплату текущих пенсий. Эти деньги, вы сами получите после выхода на покой. Еще 2% , которые через несколько лет могут вырасти до 6%, копятся на специальной части личного счета. И вот уже с этими деньгами вы можете что-то делать. Например поручить распоряжение ими какой-либо управляющей компании. В итоге, после выхода на пенсию по "новому" образцу, гражданин будет получать сумму, состоящую из трех частей. Первая - это базовая пенсия, или социальный минимум, который государство с гарантией обеспечит, чтобы старик не умер с голоду. Вторая часть пенсии - страховая, то есть та, что накопится на вашем условном счету, - будет поделена на примерный срок вашей оставшейся жизни - 19 лет, и ее будут выплачивать помесячно. Эта часть пенсии полностью зависит от вашего заработка. И наконец, третья часть пенсии будет состоять из суммы, накопленной на специальной части личного счета. Эта часть будет зависеть не только от ваших взносов, но и от того, как успешно распорядятся ими компании, управляющие вашим счетом. Под действие реформы подпадают работающие мужчины после 1953 года рождения и работающие женщины после 1957 года рождения. Более пожилые будут получать, как и сегодня, распределительную пенсию. Переход к новой системе планируется завершить в течении 10-15 лет.

Сегодня подводятся первые итоги начального этапа реформы. Именно для доклада об этом господин Дубинкин и встретился с журналистами в минувшую среду. Пока видимая каждому часть реформы заключается в рассылке гражданам извещений. В Свердловской области из 1,4 млн человек предпенсионного населения, "писем счастья" не получили примерно 150 тысяч. Остатки рассылаются ударными темпами, и, по словам Сергея Дубинкина, пенсионный фонд будет делать это даже в ноябрьские праздники. Уже ставшие "счастливчиками" люди увидели, что за прошлый 2002 год, они сумели накопить у себя на счете в среднем по 1,5 тысячи рублей.

С письмами можно обойтись одним из двух способов. Первый вариант - положить на дальнюю полку и забыть. В этом случае ваш личный счет (и уже упомянутые 2%) на один год автоматически останутся в государственной компании "Внешэкономбанк". Другой путь - следуя приложенной инструкции, заполнить анкету и отослать в одну из 55 частных управляющих компаний (УК). Плюсы и минусы есть в обоих вариантах. Государственная компания гарантирует, что ваши средства не пропадут, и вложенные в государственные облигации принесут вам примерно 9% годовых. Правда, это ниже инфляции и поэтому дохода вы не получите никакого. Негосударственные компании станут более активно и рискованно играть на рынке акций и в идеале могут дать вам до 20% годовых. Но могут и не дать. От неудач никто не застрахован. Многое зависит от самой компании. Так, объяснявший корреспонденту "ГК" нюансы реформы господин Теплухин заявил, что при выборе УК человек должен прежде всего посмотреть, имеет ли последняя опыт работы на фондовом рынке. Второй критерий - отношение компании к риску. Отдельные компании специализируются на акциях, другие - на облигациях, третьи - на смешанных портфелях. Нужно выбрать то, что вам ближе. Чем моложе человек, тем рискованней может быть портфель, потому что на длительных интервалах рискованный портфель все равно даст результат получше. А если до пенсии осталось лет пять, разумнее сделать ставку на более консервативный портфель из облигаций.

Проблема в том, что информации об УК слишком мало. Она есть в Интернете, значительно меньше - в прессе. К тому же многие граждане, помнящие Леню Голубкова, МММ и прочие "ваучерные фонды" сегодня с опаской относятся к любым финансовым структурам. Поэтому один из основных постулатов реформы - "гражданин должен сам выбрать себе управляющую компанию" - буксует. В Свердловской области, по данным Сергея Дубинкина, из почти полутора миллионов граждан, только 500 и один (данные на 1 ноября) выбрали частные компании. Неразберихи добавляет и то, что в получаемых извещениях, которые приходят к адресатам с огромной задержкой, в качестве последнего дня выбора УК указано 15 октября. В действительности этот срок передвинут до 31 декабря.

Впрочем, у граждан есть и более насущные проблемы, чем выбор управляющей компании. В самом деле, можно еще подождать годик-другой, оценить в действии государственную или частные УК, а уж потом выбирать. Больше, по словам Сергея Дубинкина, граждан должно заботить то, что сегодня зачастую большая часть зарплаты выдается неофициально, "в конвертах". А пенсия будут насчитываться на основе официального, налогооблагаемого дохода. Поэтому господин Дубинкин призвал всех стать "соучастниками" реформы и повлиять на своих работодателей, что бы те платили "чистую" зарплату. Правда, за рамками его призыва остался тот факт, что для большинства предпринимателей это не просто невыгодно, но и чревато разорением. Поэтому они будут выдавать зарплату "в конвертах" до тех пор, пока государство не снизит единый социальный налог (в него входят и пенсионные отчисления), который пока что составляет 36% фонда оплаты труда. Кстати, правительство предлагает снизить ЕСН с 2004-2005 годов до 30%, а предприниматели добиваются снижения до 22%. Но это уже совсем другая история.  

Елена ЗАЛЕССКАЯ, Екатеринбург. Материал опубликован в еженедельной газете "Городские Куранты", 7 ноября 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики