Ее установке в области не рискнул никто воспротивиться открыто
С доходной частью 12,8 млрд рублей и расходной 12,6 млрд был принят Облдумой к рассмотрению проект бюджета области на 2004 год. И все бы ничего, если б не одна загвоздка, цена которой без малого 3,6 млрд рублей.
Именно столько, несмотря на продекларированные оптимистичные цифры, не хватит областной казне в будущем году. Эта цифра всплыла после того, как федеральный центр официально объявил о повышении зарплаты бюджетникам. На эти цели необходимо 1,8 млрд целковых. А тут еще крупные бюджетообразующие предприятия области - ПЖД, СарГЭС и т.п. - перешли на федеральный уровень налогообложения. Вместе с ними из области уходят сотни миллионов рублей. Губернатор называл цифру в 5 млрд рублей. Спикер С. Шувалов настоял на 3,6. По мнению Шувалова, "зарплатные" миллиарды, возможно, все же найдутся в виде возвратов доходов области из федерального бюджета. Если это, конечно, пролоббируют сенаторы и депутаты Федерального Собрания. По поводу их бездеятельности на заседании Думы было сказано много неласковых слов. Однако главным виновником сложившейся ситуации был признан федеральный центр. Губернатор назвал происходящее попыткой создать унитарное государство. Был подвергнут критике недавно принятый закон о местном самоуправлении, согласно которому перераспределение полномочий между субъектом и муниципалитетом у нас в области не подтверждено реальными источниками доходов. Со слов Чурикова, область выступила категорически против данного документа. Однако зампред комитета по бюджету и налогам Государственной Думы М. Задорнов, который как раз по этому поводу высказывался недавно в Москве на семинаре Клуба региональной журналистики, в том числе и перед автором этих строк, такую информацию не подтвердил: "Схема этого закона обсуждалась в течение двух лет в Госсовете, и ни один из 88-ми российских губернаторов не рискнул открыто высказаться против". Задорнов согласился, что принятый документ является не чем иным, как "миной замедленного действия". На которую сел, в том числе, и наш губернатор ("Саратовская панорама", кстати, подробно писала об этом в номере за 7 октября с.г.). Чуриков, кстати, намекнул губернатору о необходимости сократить на 50 - 100 млн рублей расходы на управление, иначе "область не вылезет". Аяцков его не поддержал, готовясь скорее отказаться от расходов на соцсферу и капстроительство. По мнению С.Шувалова, решить создавшуюся проблему можно двумя способами. Первый - делать бюджет дефицитным и искать источники покрытия. Но получение банковских кредитов на погашение дефицита целесообразно в том случае, если не хватает не более полумиллиарда рублей. Второй способ - возвратиться к старой системе защищенных и незащищенных статей. Хотя это понятие и кануло в Лету, его правомерность будет решаться на согласительной комиссии.
Пока областные чиновники называют бюджет будущего года самым сложным за последние семь лет. Свое видение ситуации "Саратовской панораме" представил Игорь Захаров, заместитель главы городского самоуправления - секретарь саратовской городской Думы:
&151; Масштаб финансовых проблем приобрел критический для области характер. Проблема в том, что нынешний принцип формирования бюджета не соответствует Конституции. Согласно основному закону страны, мы - федеративное государство, а Бюджетным кодексом декларировано соотношение собираемых бюджетных доходов 50 на 50 - между федеральным бюджетом и бюджетами "на местах". Реально ситуация сейчас такова, что в федеральной казне консолидируется свыше 62 процентов доходов, и только 38 остается субъектам и муниципальным образованиям. А это уже бюджет унитарный.
Налоговая реформа предполагает, что выпадающие доходы от перераспределенных налогов территорий и муниципалитетов должны замещаться либо другими видами налогов, либо финансовой помощью из Центра. Исходя из того, как построены сегодня межбюджетные отношения, хорошо, если потери восполняются на две трети.
Я не считаю, что депутаты Федерального Собрания плохо потрудились, их задача - работать с бюджетом, когда он уже поступает в Думу. А вся подготовительная работа, в том числе связанная с формированием контрольных цифр для региона, из которых потом образуются все последующие показатели, &151; это, несомненно, задача исполнительной власти области. Вероятно, она свои интересы в достаточной мере не лоббировала.
В отношении городского бюджета возможны два пути. Первый - поэтапно отстаивать во время согласительных процедур необходимую расходную часть. Будем надеяться, областные депутаты учтут то положение, в котором находится Саратов, и мы найдем общий язык. Но не исключаю, что в этот раз окончательно решать вопрос с бюджетом города придется в суде. Мы же не можем согласиться с цифрами, которые будут неприемлемыми для горожан и городского хозяйства. Второй путь - поиск собственных резервов. Мы изучаем, насколько сегодня городские расходы оптимальны, исходя из той ситуации, в которой мы находимся, и насколько мобилизованы те доходы, которые мы могли бы использовать. Многое в этом направлении уже сделано, что позволило решить ряд проблем, но будем искать еще и еще. Придется действовать по всем вариантам, и сама ситуация покажет, что удастся больше. 
Елена РАХМАНОВА, Саратов. Газета "Саратовская панорама" № 76, 28.10.2003 г.

|