ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: МНОГО ВОПРОСОВ…
Автор: Ковалев Сергей
Регион: Смоленск
Тема:  Пенсионная реформа
Дата: 04.12.2003

Управляющая компания "Тройка-Диалог" занимается тем, что управляет деньгами самых разнообразных юридических и физических лиц. Ее клиентами являются 50 крупнейших негосударственных пенсионных фондов России из ста существующих. Шесть из десяти крупнейших страховых компаний, около дюжины банков, четыре паевых инвестиционных фонда, несколько сотен индивидуальных физических и юридических лиц доверили ей свои деньги в управление. На сегодняшний момент пенсии примерно двух с половиной миллионов наших с вами сограждан зависят от того, какие результаты покажет управляющая компания.

Так объяснил президент управляющей компании "Тройка-Диалог" то, почему темой его беседы с журналистами была выбрана пенсионная реформа.

Зачем это было нужно?

В середине 90-х годов российские промышленные фонды начали активно разрушаться. Крупнейшие заводы, серьезное и дорогостоящее оборудование - все было построено много десятков лет назад и стало просто сходить "на нет". Начались всевозможные катаклизмы. Самый видимый - пожар в Останкинской телебашне. Это случилось от бездействия тех, кто должен за это отвечать. Может быть, они и отвечали бы, да только средств у них не было. То есть в России не было "длинных" денег. Тот или иной кредит можно было получить максимум на год. Других не было. Для того же, чтобы построить крупный объект, нужны были деньги сроком хотя бы на десять лет, а лучше на двадцать. Таких денег не было и в перспективе не предвиделось. Все прекрасно понимали, что и буржуи нам не помогут. Сколько бы мы ни говорили про иностранные инвестиции, все равно их размер никогда не удовлетворит больше чем на три процента потребности России, даже если увеличится в разы. Поэтому все равно нужно было искать какие-то внутренние ресурсы. Решение проблемы нашлось. Оно называется "пенсионная реформа".

Что такое реформа?

Сегодняшняя пенсионная реформа - переход от распределительной пенсионной системы к накопительной. Распределительная состояла в следующем: все, что государство собирало в виде тех или иных налогов, сборов, поборов, перемешивалось в госбюджете, из которого государство выплачивало то, что могло, или то, что хотело, пенсионерам. При накопительной пенсионной системе государство также выплачивает некий минимум (600 рублей), который называется прожиточным (и на который прожить нельзя). Это гарантия государства. А все остальное человек должен заработать себе сам.

Почему не начали раньше?

К 1998 году сложилось понимание, что надо делать. Но ни одно из предыдущих правительств не могло решить эту задачу. Не потому, что они неумные или какие-то неправильные. Просто у каждого из них срок работы был ограничен ближайшим годом, от силы двумя (а у некоторых и двумя месяцами). Решать задачи, которые дадут эффект через десять лет, им было абсолютно неинтересно. Все люди, все человеки, все хотят увидеть результат своей работы в ближайшем будущем и получить за это вознаграждение. А если ты что-то делаешь, а результаты получит твой последователь, который и не вспомнит про тебя, то зачем напрягаться? Поэтому прежние правительства задачу не решали. Нынешнее правительство планировало быть десять лет, поэтому сформулировало себе такие амбициозные программы и задачи, как пенсионная реформа, реформа военной службы, административная реформа и несколько других крупных проектов.

Ты помнишь, как все начиналось?

Чтобы все планы перешли в практическую плоскость, было необходимо принять несколько законов, пару сотен подзаконных актов и поправок. Как только законы поступили в Государственную Думу, депутаты (как неглупые ребята) сразу увидели, что есть некий "большой" закон, а значит, надо обязательно высказаться по нему. Ведь нужно отчитываться перед избирателями, нужно переизбираться... При этом нам только кажется, что решения принимаются в Думе демократическим образом. В основном они принимаются иначе. Поэтому надо было найти приемлемую формулировку, которая устраивала бы всех (что непросто), и заручиться поддержкой лиц, которые действительно принимают решения в этой стране (и которым, по большому счету, было все "по барабану").

Все это поконкурировалось, копья поломались, подковерная борьба была жесткой, и не на шутку. Нескольких замминистров сняли, нескольких назначили. Кого-то передвинули, кого-то хотели наказать, кого-то хотели оштрафовать. В общем, традиционный набор. Наконец приняли.

Что мы имеем сегодня?

С первого января 2002 года начали откладываться деньги на тридцати восьми миллионах индивидуальных счетов. На этих счетах - два процента от заработной платы, с которой вы платите налоги. В этом году это будет три процента, потом четыре процента, далее (в зависимости от возраста) до шести процентов.

По состоянию на конец декабря 2002 года этих денег было перечислено 38 миллиардов рублей. То есть в среднем по тысяче рублей на человека. В этом году накопится в полтора раза больше, то есть от 55 до 60 миллиардов рублей.

Что делать с накопленными деньгами?

Ну, деньги должны где-то накапливаться, складироваться… Если бы государство решило оставить все у себя, тогда оно должно было бы взять на себя ответственность за эти деньги и сказать: "Я буду их хранить, следить за их использованием и выплачивать, когда наступит срок". Но государство не хочет брать на себя эту ответственность. Центральный банк говорит: "А зачем нам такое счастье? Я не смогу их никуда инвестировать".

Нет речи и о том, чтобы разместить деньги в западных банках. А если размещать в коммерческих банках, то где такой банк, который выдержит подобную сумму? Такой выбор был закрыт сразу.

Государство сказало: "Надо, чтобы люди сами распорядились с этими деньгами. Я проинформирую их, а люди должны будут решить, что делать". Выбор такой: либо люди решат, что эти деньги надо куда-то инвестировать, либо деньги останутся под наблюдением государственных управляющих компаний, которые назначит государство.

Банк, который… не банк

Государственной управляющей компанией был назначен "Внешэкономбанк", в целом очень интересная организация. С одной стороны, там работают, пожалуй, лучшие банкиры в стране, с другой, "Внешэкономбанк" - это не банк, а организация, которая имеет весьма специфическое право на осуществление банковской деятельности. У него нет лицензии как таковой, и работает он не на основе нормальных банковских принципов, а на основе специальных нормативных документов.

Главная задача "Внешэкономбанка" - выполнение неких специальных функций государства, прежде всего торговли оружием. Поэтому банк особо не представляет никакой отчетности, и перед ним не ставят задач следовать каким-то нормативам Центрального банка или других надзирающих органов. Вторая его задача - обслуживать внешний долг. Сейчас на этот банк повесили еще одну функцию - управлять деньгами.

Если "Внешэкономбанк" действует как агент государства, то его задача - минимизировать расходы последнего по обслуживанию внешнего долга. А задача как управляющего пенсионными деньгами - максимизировать доход, получаемый от ценных бумаг. Как конкретный сотрудник "Внешэкономбанка" должен действовать, если у него в голове конфликтуют два подобных противоположных клиента, пока непонятно.

Я бы к "частнику" пошел

Для тех людей, которые не захотят связывать свое будущее с государственным "Внешэкономбанком", имеющим в голове такой большой конфуз, государство провело конкурс на частные управляющие компании. Эти компании станут инвестировать деньги от имени будущих пенсионеров. Тут у государства была дилемма: сделать серьезный конкурс с большим количеством жестких требований и в результате отобрать небольшое число компаний или не делать ничего и "взять" всех. Если бы государство пошло по первому пути, оно должно было бы взять на себя ответственность, хоть какую-то… Государство сказало: "Нет, я не хочу принимать решение и никаких специальных требований не буду ставить. Если у человека есть лицензия, значит, он хороший". В результате государство устранилось от отбора управляющих компаний. В качестве победителей конкурса (которого не было) были утверждены все. Слово "конкурс" в данном случае обманывает. Не было конкурса. В результате победителями были объявлены аж 55 компаний. У нас и рынка такого нет, а уже существует 55 компаний. Это напомнило ситуацию, когда в стране было то ли 150, то ли 200 бирж. Россия была первой страной в мире по количеству бирж. У нас столько товаров не было, а с биржами у нас было хорошо. Все это сделано руками чиновников, которые боятся за что-то отвечать.

Строили мы, строили и наконец построили

Таким образом, в системе образовался один Пенсионный фонд России, задача которого состоит в том, чтобы вести 38 миллионов индивидуальных счетов: на эти счета перечислять деньги, вести учет, регулярно информировать население о состоянии счетов, а когда наступит пенсионный возраст, выплачивать пенсии. В этом задача Пенсионного фонда России, на этом она начинается и заканчивается. Никаких гарантий, никаких обязательств, никакой ответственности за результаты инвестирования Пенсионный фонд России не несет. В дополнение есть "Внешэкономбанк" как государственная управляющая компания и 55 частных управляющих компаний. Задача этих участников состоит в том, чтобы инвестировать средства в разнообразные ценные бумаги.

У "Внешэкономбанка" инвестиционная декларация короткая и понятная: инвестировать только в государственные ценные бумаги, только в период первичного размещения и держать до погашения. Можно инвестировать в ипотечные ценные бумаги с государственными гарантиями (если существуют государственные гарантии) при первичном размещении, держать до погашения. Все. Никаких других обязательств, гарантий или действий "Внешэкономбанк" совершать не может.

55 управляющих компаний. У них есть свои декларации, которые состоят из большего количества различных финансовых инструментов: государственные ценные бумаги, муниципальные ценные бумаги, облигации и акции российских корпораций, иностранные ценные бумаги, ипотечные ценные бумаги, депозиты в банках, рубли и иностранная валюта. Можно покупать, когда захочется, продавать, когда сочтем нужным, играть или не играть на бирже... Кто на что горазд, кто как умеет. За свою работу управляющая компания получает вознаграждение: до десяти процентов от полученного дохода.

Фонд, который… не фонд

Начиная с 2004 года к этому набору участников добавляются еще негосударственные пенсионные фонды. Что такое негосударственный пенсионный фонд? Слова, как это часто бывает, не отражают содержания. Негосударственный пенсионный фонд - это не фонд. Слово "пенсионный" там тоже постольку поскольку.

Задача этой структуры состоит в том, чтобы разъяснить широким массам населения, что такое пенсионная реформа, и собрать заявления о переводе средств в негосударственную пенсионную систему. После этого передать средства управляющей компании. Негосударственный пенсионный фонд ничего не инвестирует, никакой ответственности не несет, а за свою работу получает вознаграждение в размере 15% от дохода (в дополнение к тому вознаграждению, которое получит управляющая компания).

Таких лицензий выдано 280, и, скорее всего, около 250 в следующем году будут объявлены имеющими право осуществлять деятельность.

Доход - минус пять процентов в год

В двух словах о доходности. Самая "простая" часть активов - государственные ценные бумаги. Если вы покупаете государственную ценную бумагу и держите ее до погашения, то получаете доход ниже, чем уровень инфляции. (Если, конечно, государство за этот период не обанкротится, не произойдет революция, смена власти, как это время от времени бывает.) В этом есть плюсы и минусы. Плюсы в том, что вы получите назад деньги вместе с процентами, а минусы в том, что вы получите мало. Если вы будете каждый год получать меньше, чем уровень инфляции, то у вас и та небольшая сумма, которая накапливается на вашем счету в реальном выражении, будет еще меньше. Если вы сейчас захотите купить государственную ценную бумагу, которая называется ОФЗ - облигация федерального займа, трехлетней или пятилетней срочности с погашением через три-пять лет, то государство будет платить вам по этой бумаге 6-7% годовых в рублях. В этом году (если Министерство финансов нас не обманывает) инфляция составит примерно 12 процентов. В покупательной способности это минус пять процентов. Если мы это экстраполируем лет на 15-20, то сегодняшний рубль будет стоить тридцать копеек с точки зрения покупательной способности по отношению к килограмму картошки или пакету молока. Это результат инвестирования в государственные ценные бумаги. И в данном случае "Внешэкономбанк" здесь абсолютно ни при чем. Он действует в строгом соответствии со своими инструкциями. Вы положили рубль - получили 1,05 рубля. А то, что покупательная способность будет меньше… ну что ж, так получилось.

…и никаких гарантий?

- Вернет ли государство то, что мы накапливаем? Ведь система у нас уже была, в Сбербанк несли деньги… а потом случился 1992-й год.

- Если не будет революций или иных потрясений, то государство вернет вам то, что взяло у вас в долг с тремя копейками дохода. В 1992 году, как вы догадываетесь, произошла революция. Форс-мажорное обстоятельство. Мы сами выбрали такое правительство, которое у нас все забрало. Не надо было выбирать такое правительство. Вообще, главное качество, которое должно сопровождать пенсионную реформу, это максимальная открытость. Чтобы у нас не было сюрпризов, надо с самого начала быть честными перед людьми: куда ушли деньги, почему ушли, почему не пришли. 2,5 миллиона людей зависят от результатов управления, которые покажет возглавляемая мной компания. Деньги этих людей среди прочего были инвестированы в крупнейшую российскую нефтяную компанию. Я им честно скажу, от чего они пострадали и к кому они должны предъявлять претензии. Я им скажу, что их деньги были инвестированы в "Юкос". Я им принесу об этом справочку. У них были претензии к "Юкосу"? Нет. Все остальные претензии по другому адресу.

- Смогут ли частные компании предоставить гражданам стопроцентную гарантию сбережения накоплений и выплаты вложенных в них пенсионных средств?

- Я уже сказал о гарантиях: гарантий нет нигде. Обеспечением является наша великая страна, и это единственное обеспечение, которое есть. Если кто-то говорит обратное, не верьте ему, он вас обманывает. Я только что вам нарисовал пример с "Юкосом". Я могу вам представить другой пример. Последние сто лет, начиная с 1900 года, ни одно российское правительство не выполнило свои финансовые обязательства перед народом в полном объеме. Каких вы хотите гарантий?

- Не является ли дефолтом трудовых вкладов в развитие страны пенсионная реформа в нынешнем виде? Ведь проработанные людьми годы сейчас превращены в ноль.

- Предыдущие годы вы вообще ничего не видели, спокойно спали и не думали об этом. А тут впервые получили бумажки, на которых что-то написано. Там что-то написано, и вы стали размышлять, задавать вопросы. Отвечаю. Эти цифры за один год - 2002-й. Второе: никто никого не лишал государственной пенсии, которую бы вы получили и будете получать в том объеме, в котором государство платит сейчас своим пенсионерам.

- В какие управляющие компании нести свои деньги?

- Как выбрать управляющую компанию - это сложный вопрос. Как я сказал, государство отстранилось от этого процесса и предоставило народу самому решать. Это не очень разумное поведение, но... какое есть.

На какие критерии я посоветовал бы обращать внимание? Критерий номер один. Опыт работы на рынке должен быть больше пяти лет. Важно, чтобы менеджер, который будет управлять вашими деньгами, умел работать и на растущем, и на падающем рынке. Чтобы при этом он не занимался политической борьбой ни в том, ни в другом случае, а занимался вашими деньгами.

Второй критерий. Эти менеджеры должны уметь управлять большими деньгами. Средствами в размере 1000 долларов, наверное, легко управлять. Пошел, купил что-нибудь вкусное, съел, и все управление закончилось. А для управления 100 миллионами долларов нужна другая квалификация. Поэтому нужно искать те компании, которые управляют большими деньгами. На мой взгляд, сто миллионов долларов - это реальный минимум, на который надо смотреть.

Третий критерий - срок жизни. Из 55 компаний около двадцати созданы в течение последнего года и только под пенсионную реформу. Они будут проданы через год-два вместе с лицензией. Это тоже бизнес. Я просто не советую вам участвовать в чужом бизнесе. Зачем?

- Складывается впечатление, что с нами лукавят, нам ничего не объясняют и опять мы мало что решаем…

- Никто ничего вам не гарантирует, и никто ничего за вас делать не будет. Это вам самим надо сделать, если вы, конечно, хотите получать пенсию, которая будет отличаться от той, которую получают ваши родители. Теперь это ваша проблема, это ваша головная боль.

Я обрисовал вам всех участников этой системы. В этой системе нет никого, кто заинтересован вам что-то объяснять. А зачем им это делать? Какой смысл это делать Пенсионному фонду России? Ему все равно вести 38 миллионов счетов. С вашим решением, без вашего решения, с вашим знанием или без вашего знания. Никто у него эту работу не отнимет.

Не будет заниматься разъяснительной работой и "Внешэкономбанк". Ему передали учетную функцию. Заплатят ему за это полпроцента от активов, и слава богу. Все. Ему неинтересно, заберете вы деньги, не заберете.

Управляющая компания. Помните тысячу рублей в среднем? 30 долларов для простоты. Предположим, я буду работать очень хорошо. Буду вам зарабатывать на тысячу рублей десять процентов годовых, то есть три доллара. Я упомянул, какое вознаграждение будет у меня - не больше 10% от этой суммы, то есть не больше тридцати центов. Буду ли я горбатиться в год за тридцать центов? Не буду. Вы ко мне придете - хорошо. Не придете - и ладно.

- Будут ли страховаться пенсионные деньги?

- Страховать можно от рисков. Риски бывают разные, в том числе и рыночные риски. Сегодня ценная бумага стоит сто рублей, а завтра будет стоить 70 рублей - это рыночный риск. От них никто никогда в мире не страхует. Таких страховок нет ни в одной страховой компании.

- Будет ли вообще в пенсионной реформе присутствовать реклама?

- В бюджете 2003 года на выборы в Государственную Думу предусмотрено 3 миллиарда рублей. Это деньги из федерального бюджета на общий призыв к населению прийти на избирательный пункт, в дополнение к тем деньгам, которые будут тратить политические партии на свою собственную агитацию. Пенсионный выбор по своей значимости, пожалуй, важнее. По своим масштабам он такой же - столько же народу участвует. На это дело не выделено ни копейки.  

Сергей КОВАЛЕВ, Смоленск. Опубликовано в "Смоленской ГАЗЕТЕ", 27.11.2003.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики