Представьте себе - Кузьмич решил баллотироваться в депутаты. Все бы ничего - Кузьмич мужик хороший, природу любит, лесником работает. Но есть у него один недостаток. Выпить, зараза, любит! Это, во-первых, прекрасный повод для конкурентов, которые в ходе избирательной кампании могут запросто использовать такое Кузьмичево качество себе в пользу, а ему во вред. Во-вторых, скажите, уважаемый избиратель, нужен ли вам такой депутат, который за пару бутылок "беленькой" примет любой закон, да хотя бы о запрете алкогольной продукции? Хотя вполне вероятно, что и не примет. Все зависит от того, сколько горячительного напитка предложат за столь вожделенную многими возможность нажать на кнопку во время голосования.
К сожалению, кино о предвыборной кампании Кузьмича автор этих строк еще не видел, но уже можно догадаться, что мочить кандидата будут, причем всеми незаконными способами. Ведь название у нового фильма Александра Рогожкина говорящее - "Особенности национальных выборов".
До недавнего времени кандидат мог всю избирательную кампанию сделать чужими усилиями - нанять коллектив журналистов и пиарщиков. Но 14 июля этого года - день взятия Бастилии - стал знаковым не только для французов, но и для журналистов. В этот день в России вступили в силу поправки в Закон "О средствах массовой информации", которые были приняты в связи с новым законодательством о выборах и новых гарантиях избирательных прав граждан.
Поправки произвели эффект неразорвавшейся бомбы для всех российских СМИ, которые так или иначе вынуждены писать о выборах, как об одном из эпизодов общественной жизни страны.
Дарья Милославская, руководитель юридической службы Института прессы, кандидат филологических наук привела членам Клуба региональной журналистики характерный пример "демократического отношения":
- Один из членов избирательной комиссии сказал, обращаясь к журналистам: "Всему, что я вам здесь сейчас говорю, вы должны верить, потому что ваше право, сознание так низко, что даже обсуждению не подлежит". Через год я заставила его извиниться за эти слова, на что он ответил: "Не может быть, чтобы я сказал так плохо о журналистах! Но если уж я и сказал, то прошу прощения. Лучше поздно, чем никогда".
- Читая эти поправки, вы, наверное, думали, как избежать той административной ответственности и того наказания, которое там предусмотрено, - продолжает Дарья Игоревна. - Например, приостановление деятельности СМИ на период выборов. Как вы думаете, те люди, которые писали этот закон, хорошо знают российское законодательство? На самом деле, люди, которые писали этот закон, знают его плохо. И в частности, они очень плохо знают административное законодательство, потому что такой меры наказания, как приостановление деятельности юридического лица, в административном законодательстве не существует. В очень многие статьи закона о средствах массовой информации внесено просто словосочетание - нарушение правил предвыборной агитации. Но на самом деле правила проведения предвыборной агитации для средств массовой информации настолько нечёткие, размытые и по-разному трактуемые, что привлечь к ответственности за нарушение права предвыборной агитации можно по отношению к любой информации, которую вы будете выдавать. Упомянете ли вы имя кандидата, укажете ли вы на название партии.
Хочу продолжить мысль Дарьи Милославской - не важно в каком ключе упомяните, в отрицательном или положительном. Да пусть даже кандидат отъявленный мошенник и убийца, зарезавший десять человек - пока идет предвыборная кампания, вы не имеете права написать об этом. И большинство кандидатов этой поправкой рады будут воспользоваться. О взаимоотношениях "Малой Земли" и одного из кандидатов и избирательного блока, к которому он принадлежит, многие догадываются. Слухи ходят, вплоть до такого, что нашу газету через краевой суд (по некоторым версиям через прокуратуру Южного федерального округа) закрывают за нарушение закона о СМИ. Имена и название блока не упоминаю - дабы закон не нарушать. Поскольку граница между разрешенным "информированием избирателей" и запрещенной "предвыборной агитацией" очень уж размыта. Даже члены Центризбиркома дать определение ни тому, ни другому не в состоянии.
Правда, есть маленькая оговорка - информация, которую вы даете, должна быть объективной, достоверной, и не должна нарушать равенство кандидатов. Так, если вы решили проинформировать читателей о деятельности кандидатов, то вы должны написать о каждом и равное количество строк. Вот тогда ни одна избирательная комиссия не вправе признать за вами нарушение закона. Ну, а выглядеть это будет примерно так:
Кандидат А, участвовавший в акции во имя дружбы братских народов, выпустил вчера на острове N трех голубей мира. В это время кандидат Б под бой барабана призывал людей на рынке не покупать испорченную рыбу, а поддержать на выборах его кандидатуру. Вечером того же дня кандидат В организовал рейд, в ходе которого в подвалах жилых домов были найдены малолетние наркоманы. Кандидат Г отправился в сауну, чтобы на собственном примере показать, как действует предложенная им программа оздоровления. Кандидат Д пригласил к себе на дачу председателя Общины россиян и выпил с ним за многообещающее знакомство. Кандидат Е ворвался в помещение избирательной комиссии и потребовал от ее членов вернуть залог.
Скажите, какой кандидат в наиболее выгодном положении? А какой показался вам неприятной личностью? Ну, да тут, как говорится, к бабушке ходить не надо. А самое главное, по мнению избирательной комиссии, это - в чистом виде информирование, причём объективное и достоверное, и не нарушающее прав кандидатов.
Можно еще информировать избирателей другим путем - с помощью социологических опросов. Привлечь за такое к ответственности практически невозможно. Чем и пользуется один наш медиа-холдинг. И вот странно - топ-места в этих опросах избирателей о предпочтениях к кандидатам достаются именно тому кандидату, который организовал компанию, которая почему-то находится в одном здании с холдингом.
Или вот еще способ информирования - через Интернет. Форум на самом популярном новороссийском портале как СМИ не зарегистрирован, а значит, можно публиковать на нем все, что заблагорассудится (кроме откровенной порнухи и мата). Очень удобный, надо сказать, способ информирования. Во-первых, у читателя есть впечатление, что там изложены независимые мнения. Во-вторых, писать можно про любого кандидата, используя псевдоним и не боясь разоблачения. Пишут, в основном, опять же про того же самого кандидата, и выдают про него такую информацию, что диву даешься - откуда знают-то все. Ответ один - от него самого и знают. Умен кандидат: платить-то приходится намного дешевле, чем за выпуск газеты, листовок или телесюжетов. 
Юлия ШЕСТАКОВА, Новороссийск, газета "Малая Земля", 6.12.2003.

|