19 сентября депутатами Госдумы в первом чтении был принят бюджет 2004 года. Информация, которая просочилась о нем в некоторых СМИ, скупа и противоречива. Известно, что нас ждут перемены. В частности, перераспределение обязанностей между федеральным, региональным и местным бюджетами. То есть часть расходов, что ранее брал на себя федеральный бюджет, сейчас будут нести региональный и местный бюджеты. Можно ли этот шаг федеральной власти расценивать как попытку сбросить с себя ответственность за выполнение социальных обязательств в регионах? Чем обернется это нововведение для граждан? Узнать информацию, как говорится, из первых уст, вашему корреспонденту удалось в клубе региональной журналистики. На вопросы отвечает Михаил Задорнов, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам:
- Какие конкретные изменения появятся в финансовых взаимоотношениях между федерацией, регионами и муниципалитетом?
- На сегодняшний день образование, к примеру, финансируется из всех трех уровней бюджетов. Точно так же и закон "О ветеранах". Он так сформулирован, что можно понимать, что платить должен ваш город и в то же время регион. В суд подают и на федеральный бюджет. И очень часто эти суды выигрывают. Но с 2004 года каждое конкретное обязательство, ранее принадлежащее государству, будет закреплено за конкретным бюджетом. Так, обращаясь в суд по поводу невыплаченных вам льгот, вы должны будете подавать иск не на государство, а на конкретный бюджет. Порядка 200 млрд рублей бремени дополнительно ложатся на бюджеты территорий. В то же время примерно на ту же сумму разгружаются местные бюджеты. Это нововведение несет в себе бомбу замедленного действия. Почему? У нас сегодня все, что должно государство, если трактовать каждую статью закона, примерно в два раза превышает его возможности. Если мы возьмем весь бюджет, все расходы всех уровней, то они равны примерно 4 триллионам рублей. А по грубым подсчетам, надо примерно 8 триллионов, чтобы полностью профинансировать закон "О ветеранах", закон "О статусе военнослужащих" и целый ряд других законов. Этот дисбаланс существует де-факто. Чем это грозит в будущем, я даже не буду вам подробно объяснять. Это закрепление вступает в силу с 2005 года. То есть с 2005 года каждая территория столкнется с тем, что губернатор не сможет сказать, что это Москва не дала денег. В соответствии с законом, за все отвечает он сам. И он, губернатор, и Законодательное собрание края или области будут поставлены лицом к лицу с населением и должны будут решать, как распределять свой достаточно ограниченный бюджет.
- Выиграют или проиграют регионы от подобного перераспределения обязанностей бюджетов?
- Несомненно, ряду регионов в следующем году будет достаточно тяжело, но некоторые и выиграют. Чем это объяснить? Летом было принято решение об отмене с 2004 года налога с продаж. Тех самых пяти процентов к чеку, которые вы должны уплатить при покупке любого товара. Некоторые территории теряют примерно 65 млрд рублей. Это Москва (треть этой суммы), Московская область, Санкт-Петербург, Удмуртия, Чувашия, Дальний Восток. Но взамен этого регионам даются все сто процентов акцизов на алкоголь. Сейчас они делятся пополам: с каждой бутылки половина идет в федеральный бюджет, половина - в бюджет территории. С нового года к ста процентам с акцизов добавится еще один процент налога на прибыль. Таким образом, 19 процентов будет у региональных и местных бюджетов и лишь 5 у федерального. Все налоги на малый бизнес также будут собираться в регионах. Счетная Палата уже посчитала, что при таком перераспределении 15 регионов (до этого не имеющих налога с продаж) получат прибыль. Но 30 субъектов Российской Федерации от этой замены не выигрывают, а проигрывают. Им прибыли и акцизов недостаточно, чтобы компенсировать довольно существенные сборы по налогу с продаж. К тому же, в 2005 году предполагается, что федеральный бюджет полностью заберет налог на добычу природных ресурсов, прежде всего на нефть и углеводород. Это минусы для регионов. Теперь о плюсах. В первую очередь положительный момент в том, что налоговые источники, которые сегодня четко не привязаны к местным бюджетам, такую привязку получат. В частности, подоходный налог будет делиться так: 50 процентов - в региональные бюджеты и 50 - в местные. Налог на имущество предприятий становится полностью региональным, налог на имущество физических лиц муниципальным. Муниципалитетам также передаются налог на землю, арендная плата и все сборы по малому бизнесу. А за регионами, соответственно, остается налог на прибыль. Остается 30 процентов подоходного налога, 20 из которых распределяется между городами и районами. И остается значительная часть своих доходных источников. Таким образом у регионов появится стимул для увеличения таковых. Может, наконец-то, земельный кадастр во многих областях будет завершен.
- Предусматривают ли поправки в налоговый кодекс решение такой проблемы, как сокрытие налогов? Например, путем уведения предприятий в офшорные зоны, что особенно актуально для Новороссийска?
- Я знаю, что ваш губернатор проводил по этой проблеме целый ряд мероприятий. По поводу новороссийского порта и перевозчиков. Но надо понимать, что, при всей актуальности этой проблемы, ее не решишь репрессивными методами. Сегодня практически весь российский флот, еще целый ряд обслуживающих предприятий, в том числе ваш "Новошип", зарегистрированы на Кипре, в Либерии. Это по балансовой стоимости примерно миллиарда три долларов. Если мы флот попытаемся сейчас ввести в Россию, то при нашем уровне налогообложения мы его полностью остановим. Эту проблему невозможно решить одними призывами, или одними запретами. Надо создать определенную экономическую среду, которая была бы выгодна для шипинга или для других видов деятельности в России. Сейчас Минтранс по этому вопросу пытается создать так называемый российский судовой регистр, при котором судно просто платит, грубо говоря, пять тысяч долларов в год за регистрацию и больше не платит никаких налогов, и возвращается под российский флаг. Сейчас такой закон прорабатывается. Будем надеяться, что он в ближайшее время будет внесен в парламент.
Краснодарский край, как заметил Михаил Задорнов, согласно подсчетам Счетной палаты, ни в число проигравших, ни в число выигравших регионов не попадает, но есть фактор, который нас не коснуться не может. Дело в том, что объем федеральной помощи, которую центр в рублях оказывает территориям в этом году, сохранится в том же объеме в следующем году. А цены вырастут, по правительственным прогнозам, на 10 процентов (реально будет больше). В итоге федеральная помощь территориям сократится минимум на 10 процентов. Одновременно вырастут зарплаты бюджетникам: врачам, учителям, работникам культуры. А платятся они, как правило, на местах. Разрыва между необходимыми затратами и возможностями не избежать. Правда, на этот счет в госбюджете предусмотрен небольшой фонд - 21 миллиард рублей, но это - на помощь всем территориям, которые потеряют при налоговых изменениях. И проблема в том, что этот 21 миллиард лишь на половину закрывает все потери. Неутешительные прогнозы, считает Задорнов, делать еще рано, но…
Можно с уверенностью сказать, что если не в начале следующего года, то к концу первого квартала или в июне, когда выплачиваются отпускные учителям, многие территории вновь столкнутся с задержками по заработной плате. Это я могу предсказать совершенно четко. 
Юлия ШЕСТАКОВА, Новороссийск. Газета "Малая Земля", Новороссийск, 21.10.2003 г.

|
|