Сегодня, на наших глазах происходит формирование законодательства, которое будет определять состояние пенсионной системы государства, как минимум, на ближайшие десять лет. От того, каким станет это законодательство зависит будущее не только ныне работающего населения, но и тех молодых людей, которые начинают свою профессиональную деятельность. Можно сказать, что на отношение к государству его граждан сильно повлияет то, насколько внимательно и серьезно власти отнесутся к сегодняшнему и завтрашнему дню недееспособной части населения.
Положение с пенсиями в течении девяностых годов нельзя было назвать стабильным. Особенно тяжелая ситуация сложилась в 1997-1998 годах, когда реальный размер пенсии снизился в два раза, а получить эти крохи на руки не удавалось месяцами, из-за многомесячных задолженностей. В последние два года ситуация стала выправляться, но, по большому счету, долгосрочные проблемы не были решены. По-прежнему, современная пенсионная система дает гигантскую нагрузку на систему оплаты труда и страховых взносов. Россия входит в число пятнадцати стран с самыми высокими ставками взносов, из-за чего происходит ослабление налогооблагающей базы.
Второй причиной пробуксовки пенсионной системы стала ее перегруженность большим числом обязательств, часто не оправданных ни экономически, ни социально. А ведь на сегодня, по данным Минтруда на 2001 год, из трудоспособного возраста выбыло 1,5 миллиона человек, а вошло в него - 2,4 миллиона. И это еще без учета сокращения продолжительности жизни населения.
При этом нельзя не учитывать и долгосрочные демографические тенденции. Те люди, которые появились на свет в результате послевоенной волны рождаемости, условно к 2005 году уйдут на пенсию. На смену им прийти некому - в девяностые годы рождаемость снизилась в два раза.
Полумеры в сложившейся ситуации не помогут. Не изменив самих принципов действия пенсионной системы можно дождаться повторения печального опыта 1998 года, и вряд ли страна выдержит подобное еще раз. Начиная с 1997 года и на протяжении четырех лет в Правительстве РФ шли напряженные дискуссии по разработке новой пенсионной модели. Вариантов было много и все они широко освещались в СМИ.
Последний и основной вариант пенсионной реформы включает в себя несколько этапов, которые будут регулироваться шестью федеральными законами.
Уже принят закон "Об обязательном пенсионном страховании", который устанавливает три основных составляющих пенсионной системы. Первая - базовая пенсия, которая финансируется за счет средств федерального бюджета и является всеобщей социальной гарантией. Вторая - это трудовая пенсия, состоящая из двух компонентов, одним из которых является страховая пенсия, финансируемая за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ и напрямую зависящая от прошлых заработков и персональных взносов пенсионеров. И, наконец, накопительная составляющая, которая будет финансироваться нетрадиционно для российской пенсионной системы, но о ней - чуть позже.
Еще два принятых федеральных закона регулируют размер и порядок выплаты пенсий. Это закон "О пенсиях по государственному пенсионному обеспечению", в котором рассматриваются разного рода выплаты, связанные с бюджетным финансированием пенсий, пенсий социального характера, а также пенсии, которые не являются в новой системе страхования. Второй закон - "О трудовых пенсиях в РФ", который определяет и размер, и порядок назначения страховой и накопительной пенсий.
Надо сказать, что содержание этих законов вызвало неоднозначную реакцию, как со стороны специалистов, так и со стороны СМИ. К примеру в статье 1 пункте 3 закона "О трудовых пенсиях" говорится о том, что: "При возникновении неопределенности в вопросах, связанных с установлением и выплатой трудовых пенсий, могут издаваться разъяснения в порядке, определенном Правительством РФ". Таким образом, Правительство может поручить принимать эти самые разъяснения одному органу, к примеру - Пенсионному фонду, а может - нескольким, т.е. Пенсионному фонду и Минтруда, и все это - лишь в силу собственного разумения. Однако в правовом государстве подобные законодательные коллизии разрешаются законодательным же образом, а именно - внесением поправок в закон.
Сегодня все три закона приняты Госдумой в первом чтении и к ним готовится ряд поправок, в коих они, без сомнения, нуждаются.
Четвертый закон, связанный с пенсионной реформой - это закон, определяющий новые размеры взносов и социального налога в Пенсионный фонд. Пока этот закон будет регулировать лишь изменения структуры ставок социального налога в рамках тех 20 процентов, которые сейчас направляются на финансирование пенсий. Все ставки дифференцированны в зависимости от заработка работника, то есть по всем из них применяется регрессивная шкала, причем предлагается с заработка свыше 600 тысяч рублей в год вообще не взимать социального налога в Пенсионный фонд, вместо него будет действовать не применявшаяся ранее долевая ставка.
Еще одна новация этого закона - половина социального налога по ставке 14 процентов направляется в федеральный бюджет и оттуда будет расходоваться на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не страховых, связанных с социальными гарантиями государства. Остальные 14 процентов разбиваются между накопительной и распределительной составляющими. Большая часть пойдет на финансирование распределительной пенсии, ну а для работников в возрасте до 30 лет, начиная с 2006 года, шесть процентов от суммы социального налога пойдет на накопительную пенсию. До этого весь социальный налог шел непосредственно в Пенсионный фонд.
Та часть, которая будет перечисляться в Пенсионный фонд, перестанет называться социальным налогом и не будет регулироваться Налоговым кодексом РФ. Она приобретет статус страхового взноса и будет взиматься по отдельному закону. Изменение в статусе этой части социального налога связано с тем, что по современному гражданскому и налоговому законодательству, а также по Конституции РФ такой платеж невозможно сделать налоговым. Этот взнос будет делаться в пользу работников предприятий и от суммы выплат будет формироваться пенсия. По-прежнему собирать его будет Министерство по налогам и сборам, но меры внесудебного администрирования к нему применяться не будут. Если работодатель не уплатит эти 14 процентов в Пенсионный фонд, то в судебном порядке ему придется платить пени и штрафы, а также - вместо 14-ти заплатить 28 процентов социального налога в федеральный бюджет.
В этот же пакет из шести законов войдет и закон "Об инвестировании средств пенсионной системы". Одна его часть коснется всеобщей накопительной части трудовой пенсии. С 1 января 2002 года действие закона будет распространяться на ту часть населения, которой до пенсионного возраста осталось больше, чем десять лет, а затем, постепенно, охватит всех остальных.
Вопрос о том, как инвестировать пенсионные накопления оказался наиболее острым из всех обсуждавшихся в ходе реформы. Только за последние полгода Минтруда подготовило пять его вариантов и несметное количество поправок. В последней версии этот закон дает большую свободу выбора гражданам в части инвестирования накопительных взносов. Граждане могут доверить формирование этой части своей пенсии Пенсионному фонду, который будет инвестировать эти средства в активы, список которых жестко регламентируется и федеральным законом, и решениями Правительства РФ. Одновременно будет создана и жесткая система государственного и общественного контроля за этой деятельностью. О результатах инвестирования население будет получать всю информацию.
Те граждане, которые не хотят, чтобы их накопления формировало государство, могут поручить инвестирование своих взносов в негосударственные пенсионные фонды. Это станет возможным с 1 января 2004 года. Их деятельность также будут жестко контролировать органы государства.
Кроме того, возможен и третий, так называемый "шведский" вариант формирования накопительной части пенсии. Допустим, гражданин доверяет Пенсионному фонду РФ. В этом случае он получает возможность самостоятельно выбрать тот инвестиционный портфель, куда будут направляться его взносы. Схема проста: у Пенсионного фонда существует несколько управляющих компаний, в каждой из которых своя структура вложений. Гражданин выберет удобную для себя схему. Опять же Минтруда утверждает, что в инвестиционные портфели войдут наиболее надежные активы и риск доверившегося работника будет минимальным.
И, наконец, последний из предполагаемого пенсионного списка закон "О реформировании досрочного пенсионного обеспечения". Сейчас получается так, что все налогоплательщики, помимо финансирования пенсий по старости, вынуждены солидарно финансировать пенсии работников определенных профессий и отраслей, которые по различным причинам имеют право на досрочный - на пять-десять лет, - выход на пенсию. По мнению специалистов Минтруда, не всегда подобная льгота оправдана, как экономически, так и социально.
Новый вариант решения проблемы заключается в том, чтобы финансировали ранний выход на пенсию своих специалистов сами работодатели, а не все население страны и только в том случае, если этот выход на сегодняшний день оправдан, а не является историческим атавизмом.
Это значит, что по наиболее массовому виду досрочного выхода на пенсию - в связи с особыми вредными условиями труда - с 1 января 2003 года будет введен новый механизм финансирования. Для тех предприятий, которые имеют рабочие места, позволяющие работникам выходить на пенсию досрочно, схема накопительного финансирования досрочной пенсии будет действовать через профессиональные пенсионные системы. В подобную систему работодатель должен будет выплачивать взносы, и не маленькие. Если работа предполагает выход на пенсию за десять лет до общего срока, то в размере от 25 и более процентов, в зависимости от зарплаты работника. Если - за пять лет до пенсионного возраста, то ставка составит 12-15 процентов.
Для финансирования досрочных пенсий своих работников, работодатель имеет возможность на основе коллективного договора заключить соглашение с негосударственным пенсионным фондом, либо формирует накопления с участием Пенсионного фонда РФ.
В связи с этим назрела и проблема пересмотра и повторной аттестации "привилегированных" профессий на предмет их соответствия вредным условиям труда. Если в результате выяснится, что условия труда изменились, то и действие закона на данное рабочее место прекратится.
Так выглядит основной пакет законов пенсионной реформы. Что сулит нам их реализация - трудно спрогнозировать как говорится, поживем - увидим... 
Алексеева Виктория Эриховна, "Знамя"

|