Что происходит сегодня в экономике России, на каком этапе реформ мы находимся и - главное - куда движемся? Репортеру представилась возможность задать эти вопросы заместителю министра экономического развития и торговли Российской Федерации Аркадию Дворковичу.
Подорожание рубля не опасно
- Как бы вы охарактеризовали экономическую ситуацию в России в конце 2003 года?
- За первое полугодие у нас есть уже официальные данные Госкомстата, хотя они немного отличаются от цифр, которые можно увидеть в до3ументах нашего министерства. По нашим предварительным оценкам темпы роста ВВП составили за первое полугодие 7,2%, Госкомстат нам сказал: "Нет, вы немножко ошиблись - темпы роста были 7%". Это хорошая цифра, но она объясняется не только фундаментальными факторами и общими экономическими причинами, например, ростом производительности труда, что наиболее значимо, но и конъюнктурными факторами. Первое - в первом полугодии 2002 года экономика росла очень низкими темпами, даже падала в первые месяцы 2002 года, и на фоне этого спада довольно просто было расти высокими темпами в 2003 году. Этим фактором объясняется примерно 1,2-1,3% из этих 7%. Второй фактор- это рекордно высокие цены на нефть. В первом полугодии этого года они составили почти 27 долларов за баррель нефти марки Urals. Если бы цены составили, например, 22 доллара за баррель, как мы прогнозируем на бюджет следующего года, то экономика бы выросла примерно на 4,8%, а не на 7%. Если принимать во внимание эти два обстоятельства, то можно сделать вывод, что в силу фундаментальных факторов российская экономика может расти пока только на 4-4,5% максимум. И когда обсуждается задача удвоения ВВП, то это надо очень хорошо понимать: чтобы удвоить ВВП, надо не сохранять темпы роста 7%, а реально увеличить темпы роста с 4% до 7-8%, а так же привлечь новые инвестиции.
- Увеличить инвестиции - это стимулировать их приток из-за рубежа?
- Точнее, нужно повернуть потоки капитала: сейчас они в большей степени идут во вне страны, их нужно повернуть внутрь. Естественно, все, что происходило в последнее время вокруг компании ЮКОС, не способствует повороту капитала в обратную сторону, а в первом полугодии такой поворот происходил. Сразу же возникает мысль: а нет ли тут связи, может быть, приток капитал кому-то стал невыгоден? Ну я надеюсь просто, что таких мыслей нет, хотя, безусловно, эти события связаны с желанием определенным образом перераспределить финансовые потоки.
- В последнее время муссируется вопрос о снижении золотовалютных резервов России. Это связано с снижением притока инвестиций?
- Эти два обстоятельства связаны лишь частично. Действительно в июле-августе возобновился довольно серьезный отток капитала, как я уже говорил, по сравнению со вторым кварталом текущего года. Отчасти, это сезонная тенденция, это происходит всегда, в третьем квартале отток капитала выше, чем во втором; но отчасти, это реакция на те события, которые происходили вокруг ЮКОСа. Мы увидим где-нибудь в конце октябре, какой фактор превалирует, потому что сезонная составляющая должна к этому времени должна сойти на нет. Если же отток капитала будет продолжаться, тогда золотовалютные резервы повышаться точно не будут, могут даже продолжить снижение. За последнее время они снизились с 65 до 62 миллиардов долларов, но тем не менее этот объем гарантирует защиту от любых финансовых рисков.
- Каково ваше отношение к тенденции укрепления рубля по отношению к доллару. Хорошо это или плохо?
- Сложный вопрос. Многие говорят "рубль укрепляется, значит наши товары становятся неконкурентоспособными". И да, и нет. Естественно, импорту легче конкурировать с нашими товарами, если они становятся дороже, но, с другой стороны, темпы укрепления рубля не превышают темпов роста производительности труда. Это значит, сколько мы теряем в ценовой конкурентоспособности, столько же мы выигрываем в реальной конкурентоспособности, то есть столько же мы выигрываем в качестве товаров. В этом случае подорожание рубля не столь опасно, более того, если мы позволим нашим предприятиям продолжать жить в тепличных условиях, то они никогда не начнут повышать качество продукции. Они будут просить помощи у правительства, у регионов, но не будут жить в мире реальной конкуренции. Да, падение курса или девальвация рубля в целом скорее в интересах отечественных производителей. Можно вспомнить середину 90-х годов, когда во многом колебания рубля были связаны с интересами конкретных производителей. Например, АвтоВАЗ сразу же выигрывает от девальвации. Но помогать АвтоВАЗу за счет этого - это, по моему, преступление. Если кто-то хочет продолжать ездить на вот этом, что ВАЗ производит сегодня, то, я надеюсь, не за счет других. Покупайте, пользуйтесь, но не за счет всего населения, потому что девальвация ведет к значительному снижению доходов всего населения, ведет к дополнительным трудностям с бюджетом.
- В августе топ-менеджмент ВАЗа вместе с профсоюзом составили очередное обращение к правительству. Там предложен целый ряд экономических мер, таких, как освобождение от таможенных пошлин ввозимого уникального оборудования или возможность льготного кредитования. Они не только о себе говорили, а о поддержке отечественного автопрома вообще. Вы же их практически обвинили в желании нажиться на девальвации рубля. На этом фоне какой вам видится судьба обращения?
- Я думаю, что плачевной должна быть судьба автопрома, производящего некачественные автомобили… Теперь по поводу мер, о которых говорится в обращении. Если речь идет о снижении пошлин на оборудование или комплектующие, мы за в том случае, если оно не производится в стране. Девальвация - мы резко против, это просто дополнительный резерв для тех, кто производит менее качественные автомобили. Что сделал АвтоВАЗ после того, как правительство повысило пошлины на подержанные иномарки? Он тупо повысил цены и больше ничего. Вместо того, чтобы получить преимущество, продать побольше автомобилей, пусть даже по низкой цене. АвтоВАЗ повысил цены и, соответственно, был вынужден снизить производство - замечательная экономическая стратегия. Теперь что касается других инструментов, например, связанных со льготами инвесторам, тем, кто готов инвестировать в наш автопром - мы за, потому, что это действительно инвесторы, которые знают, как делать хорошие машины, будь то Shevrolet, Ford или Renault. И японцы уже начинают интересоваться производством автоомбилей внутри России. Мы считаем, надо создать максимально благоприятные условия для прихода иностранных инвесторов в эту сферу, поскольку мы пока не научились производить хорошие автомобили - и вот тогда отечественный автопром будет спасен.
- Изменения в налоговой системе России, происходившие в последние годы - они завершены или процесс будет продолжаться?
- Если говорить о налоговой реформе, то нам есть, куда двигаться. То, что сделано по снижению ставки подоходного налога, это хорошо, но об этом нужно забыть и двигаться дальше, поскольку эффект от этого изменения уже исчерпан. Теперь нужно снизить единый социальный налог и перейти в максимальной степени к страховым принципам по этому налогу. Сегодня уровнем единого социального налога мы стимулируем зарплату в конвертах, "серую". То есть давая людям заработать с помощью полулегальных схем, мы не даем людям почувствовать себя законопослушными гражданами, а это не есть хорошо. Еще одна важная часть налоговой реформы - снижение НДС. Было выдвинуто предложение перейти на специальные счета для уплаты НДС с тем, чтобы налог уплачивался не по истечении налогового периода, а фактически в ежедневном режиме, то есть совершил сделку - уплати; раз это налог, он должен сразу же отходить государству, тогда не будет возможности сокрытия доходов, в том числе с помощью фирм-однодневок.
Мы готовим "военно-социальный" бюджет
- В ГосДуме рассматривается проект бюджета страны на 2004 год. Что-то вы можете сказать об этом документе?
- Бюджет следующего года пока построен на изменении НДС с 20% до 18% и на отмене налога с продаж. При этом бюджет носит довольно жесткий характер, в нем снижаются многие расходы в реальном выражении, в частности расходы на поддержку промышленности, сельского хозяйства, в нем не растут инвестиции, растут только составляющие, связанные с социальной сферой и с силовым блоком - это оборона, правоохранительная деятельность, безопасность. То есть этот бюджет носит военно-социальный характер, и в части экономической скорее содержит более жесткие бюджетные ограничения, чем изменение характера финансирования. Бюджет не вносит каких-либо изменений в характер финансирования госслужбы, кроме простого повышения зарплаты, а значит, пока еще не увязывается с той административной реформой, которая планируется. Важное новшество в этом бюджете - это стабилизационный фонд, тот самый резерв о котором я говорил. Это будет сделано впервые. Стабилизационный фонд - это резервирование средств, которые будут поступать в бюджет при ценах на нефть выше, чем 20 долларов за баррель. Эти средства затем могут быть затем могут быть использованы например, если в какой-то момент цены на нефть на мировом рынке упадут ниже критического уровня.
-Отвечает ли интересам областей, краев, республик нынешнее распределение доходов между регионами и центром. Существование бедных и богатых регионов?
- Существование богатых и бедных регионов, так же, как предприятий, и граждан - это экономическая реалия, это тот мир, в которым мы живем. И вопрос может стоять только о том, не чрезмерна ли дифференциация. Во многих европейских странах все примерно одинаково живут, все очень выровнено, но не за счет того, что отнимают у богатых и передают бедным. Другие механизмы работают - например, приходят иностранный инвестор, и ему рекомендуют, пальцем показывают, сначала на бедный регион, вот давай тебя постараемся здесь поселить и здесь создать рабочие места. Если совсем не получается, тогда инвестора пускают в средний регион, если уж и там не нравится, тогда в богатый, в конечном счете, это твое дело, но государство сначала приводит инвестора в бедный регион. И за счет этого поднимает бедный регион до уровня среднего. Мы считаем, что и в России необходимо идти примерно таким путем, хотя от прямого финансового перераспределения средств мы не можем отказаться тоже. Где-то в последние три года мы довольно серьезно перераспределяли финансовые ресурсы. В результате регион-доноры потеряли, вся территория практически ничего не получила, поскольку средства оказались распылены. Но мы считаем, что программу такого целевого сокращения дифференциации необходимо продолжать, и сейчас мы попытались классифицировать все регионы на несколько групп: богатые - которых мы вообще не должны трогать и не должны о них заботиться, регионы среднего уровня, которые имеют возможность сами выйти на уровень богатых, регионы ниже среднего, которые при достаточной организационной, политической, технической поддержке, привлечения туда бизнеса могут подняться до уровня средних, и бедные регионы, которые сами точно не смогут подняться, которым нужна финансовая поддержка. 
Вероника ЧУРСИНА, Самара. "Репортер" № 39 (207), 24 октября 2003 года

|
|