События последних месяцев уходящего года, связанные с "наездом" властей на крупный бизнес, стали темой обсуждения на ноябрьском семинаре Клуба региональной журналистики "Из первых уст". Все согласны с тем, что немалую роль в этом конфликте сыграли общественные настроения. Выступавший на семинаре Александр АУЗАН, президент института Национального Проекта "Общественный договор", провёл анализ истории взаимоотношений общества и бизнеса в России.
Более 500 лет насчитывает история российского бизнеса. Не прекращалась она и в советские времена. Даже в "социалистическом лагере" существовали так называемые "цеховики", которые строчили где-нибудь в укромном местечке модные джинсы. Беда в том, что за 70 лет большевистского режима они отвыкли от понимания социальной роли бизнеса. Контактировать с обществом они не могли (ведь осуществляли свою деятельность подпольно, нелегально). Да и не хотели, не нужно им было этого: все проблемы решались с помощью коррумпированных чиновников, а народ воспринимался в лучшем случае как некая масса "потребителей товара".
Вот и случилось, что даже те немногие традиции социально ответственного бизнеса, связанные с меценатством и благотворительностью, что существовали в России до 1917г., были утеряны в советские времена.
Хотя, по словам известного историка, редактора журнала "Отечественные записки" Никиты СОКОЛОВА, также выступавшего в Клубе региональной журналистики, крах либеральной идеи в России XVIII-XIX веков в том и заключался, что прогрессивно мыслящая "элита" и "народники" так и не смогли решить, кто к кому должен сделать первый шаг навстречу. Каждый отстаивал свои взгляды и не признавал идею другого, в результате чего оказался "похоронен" и весь либерализм в целом…
Кстати, эта "болезнь" либерализма, основная причина его слабости, сохраняется и сегодня: вспомните, как не сумели объединиться СПС и "Яблоко". Даже угроза возрождающегося авторитарного режима не сподвигла либералов выступить единым фронтом! На то, видно, они и либералы: умные, ставящие превыше всего человеческие ценности, но мягкие и слишком порядочные, чтобы не хрустнуть под нажимом кованого тоталитарного сапога...
После падения советского государства бизнес активно "рванул" к формированию своих капиталов. В этих условиях "первобытных джунглей" ему тоже было некогда оглядываться на общество. Вы помните, что тогда предприниматель занимался всем, что приносит доход, хватаясь за любую сделку. Сегодня он мог обменять по бартеру пару "КамАЗов" на вагон жвачек, завтра - под видом готовых изделий отогнать за рубеж титановые садовые лопаты (где их, разумеется, переплавляли, восстанавливая ценное сырьё), а послезавтра - продать на рынке партию ситцевых трусов… Простые люди, измученные многомесячной невыплатой зарплаты, в это время копили злобу на "скоробогачей".
Середина 90-х годов. Компании набрали определённый вес и капитал, начали жить не "сегодняшним днём", а думать на 5-10 лет вперёд. Да и со сферой бизнеса определились, перестали метаться по всему рынку, начали заниматься чем-то одним: кто - железом, кто - ситцевыми трусами.
Дефолт, грянувший в 1998г., должен был ясно показать каждому бизнесмену: все вы живёте в одном большом "доме". И если твой бизнес процветает, но рушится весь "дом", то завалит и тебя, как бы ты ни был успешен сам по себе.
К сожалению, некоторые провинциальные бизнесмены не поняли этого до сих пор. Зато олигархи почувствовали сразу. Они сумели сделать шаг навстречу друг другу, и договорились впредь решать споры цивилизованным путём: не прибегать к услугам бандитов, не "натравливать" друг на друга государственную машину. На то они и олигархи, чтобы быть умнее других.
Кроме того, крупный бизнес волей-неволей втягивался во взаимоотношения с обществом. Заводы-гиганты, как правило - градообразующие предприятия. Стало быть, они не только на 50-90% наполняют местный бюджет, но ещё и вынуждены участвовать в местной социальной политике (ведь это касается их же работников!). А значит - и в политике вообще. Начался процесс социального взросления бизнеса.
Российский бизнес развивался по правильному пути. Способствовал этому развитию и выход на внешний рынок. Как известно, западные партнёры превыше всего ценят открытость компаньонов и их социальную ответственность. Не случайно, например, одна из крупнейших нефтяных компаний Запада "Бритиш Петролеум" содержит в штате специального директора по связям с общественными организациями, и активно взаимодействует с этими ячейками Гражданского общества. Потому что "западники" давно поняли: без связи с обществом твой бизнес - ничто, и если ты будешь чваниться своим богатством и отгораживаться от людей, то однажды придут революционные матросы и возьмут тебя "за жабры".
Всё было хорошо, но начался этот процесс слишком поздно: всего лишь 1-2 года назад. Раньше всех это осознал Михаил Ходорковский: он уже с 2000 года начал вкладывать деньги в образование и развитие Гражданского общества.
Беда ещё и в том, что в России так и не состоялся Общественный договор между населением, бизнесом и властью. Сговоры были: например, в 1996г., перед выборами Президента, когда бизнес-структуры помогли Ельцину сохранить власть на новый срок, получив за это какие-то "милости" взамен. Или в 2000г., когда договорились "на лужайке", что власть не будет пытаться "рулить" бизнесом и пересматривать итоги приватизации, а бизнес - не будет вмешиваться в политику. Но все эти договорённости происходили без надлежащего юридического механизма, а значит - могли быть нарушены в любой момент, что и произошло в конце концов.
Бизнес рано или поздно найдёт способ (и деньги) договориться с властью (ведь договаривались же "цеховики" с аппаратчиками КПСС!). Но будет ли от этого польза обществу? Так что главная проблема на сегодня - отношения предпринимателей с населением, а не с первым лицом государства. "Если у бизнеса нет взаимоотношений с обществом, то с властью можно говорить только о сумме "отступных", - так считает Александр АУЗАН. Настало время бизнесменам активно "идти в народ": просвещать, разъяснять, формировать новое мышление. Без этого их рано или поздно "передушат" с одобрения тех граждан, которые до сих пор люто ненавидят богатеев и сейчас радуются аресту Ходорковского. Придёт время - точно так же они будут радоваться и вашему аресту, господа "малые предприниматели" местного масштаба!
Наступил момент истории, который решает всё: либо бизнес во имя собственного выживания "подтягивает" до своего уровня население и помогает сформироваться Гражданскому обществу, либо… В стране нескольких революций это "либо" может закончиться плачевно.
Другой вопрос - готово ли само общество к диалогу с бизнесом, особенно на местном уровне? В этом плане интересно выступление на журналистском Клубе крупного предпринимателя, Почётного президента ОАО "Вымпелком" (сотовая связь) Дмитрия ЗИМИНА. Он привёл такой пример: "В США из каждых 100 жителей 14 являются предпринимателями. Из них 10 человек работают на индивидуальной основе или имеют семейный бизнес, и лишь 4 создают рабочие места для других людей. Изничтожить эти 4% - и падёт великая держава! …У нас таких предпринимателей, создающих рабочие места для других, ещё меньше. Поэтому стратегически опасно то, что происходит сейчас в стране". Понимает ли это наше общество?
Поэтому сегодня особенно важно, чтобы предприниматели использовали любой шанс для диалога с населением; словом, делом и личным примером убеждали его в своих намерениях ставить человеческие ценности превыше личного обогащения, работать для людей, а не просто набивать собственный карман.
Потому что нынешняя политическая ситуация в стране, вырвавшийся из затхлого склепа призрак идеи "отнять и поделить" медлить не позволяет… 
Роман ТОПОРКОВ, п. Рефтинский. Опубликовано в газете "Новый Рефт. Факты", № 51, 17.12.2003.

|