ЛЕКАЛО РЕФОРМЫ
Автор: Кропачева Ольга
Регион: Ижевск
Тема:  Реструктуризация монополий
Дата: 19.12.2003

Когда Карлсон говорил, что лучше одна свечка и семь тортов, чем один торт и семь свечек, житель крыши был абсолютно прав. Если по-прежнему в российской экономике будут расти только естественные монополии, то впору всей остальной промышленности и жителям такой страны заказывать свечки.

Естественные монополии можно назвать большим нарывом на теле российской экономики, из-за которого и душа не на месте, и все остальное - в забвении. В монополиях есть что делить и есть чего бояться. Процесс реформирования этих отраслей неизбежен, так же, впрочем, как рост социальной напряженности в стране. Это вопрос стратегический, и поэтому реформирование естественных монополий разными экспертами оценивается по-разному. Мы попытались посмотреть на это дело со стороны государства, в чем нам любезно помог заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей ШАРОНОВ.

ЗА ЧТО РЕФОРМИРУЕМ, ГРАЖДАНЕ?

По мнению Андрея Шаронова, сегодня можно выделить две основные экономические причины реформирования естественных монополий. Прежде всего, доля таких предприятий в экономике страны очень значительна, например, "Газпром" вместе со всеми дочерними предприятиями платит 20 % всех совокупных российских налогов, подобного больше нет нигде в мире. Получается, что наша экономика находится в сильной зависимости от такой компании. Только в прошлом году, по оценкам Министерства экономического развития и торговли, четверть вклада в инфляцию дал рост тарифов на естественные монополии, то есть из 16 % на них приходится около 4 %. Половина - это электроэнергия, оставшееся - газ и железнодорожный транспорт.

Во-вторых, отмечает экономист, все монополии, и особенно естественные, имеют существенное влияние на производителей, потому что в себестоимости любой продукции тарифы на их услуги занимают существенное место. Наглядное подтверждение тому - уголь, в стоимости которого при его отгрузке конечному потребителю в некоторых случаях - до 60 % расходов на оплату железнодорожного транспорта.

ДОЛГИЙ ЯЩИК

Следует отметить, что Россия - далеко не первое государство, столкнувшееся с проблемой реформирования естественных монополий. В США, например, после реформ в 70-х годах началась серьезная долговременная стагнация. В Великобритании прошедшие реформы не смогли остановить повторного слияния железнодорожных компаний. Сегодня отрасль доставляет хлопоты, которые, тем не менее, по сравнению с нашими проблемами только цветочки.

Между тем опыт других стран активно используется в реформировании российских естественных монополий, которое началось еще в 1992 году. Тогда Министерство энергетики и электрификации СССР превратилось в российское. Предприятия, работавшие под эгидой этого министерства, преобразовались в российское акционерное общество РАО «ЕЭС России». С одним условием - только на три года, до дальнейших реформ. Надо ли уточнять, что они начались только сейчас. В 1993-1994 годах на базе государственного газового концерна "Газпром", возникшего из Министерства газовой промышленности СССР, образовалось АО. К железнодорожному транспорту реформаторы подошли совсем недавно: в 98-м году усилиями Бориса Немцова была принята программа реформирования железнодорожного транспорта. Действующий в то время министр путей сообщения Аксененко предпринял усилия по концентрации власти у МПС. В итоге это министерство, как отмечают многие эксперты, до сих пор остается "советским", без изменений дожившим до сегодняшних дней. Его уникальность - в объединении функций государственного управления и хозяйствования: одной рукой оно устанавливает правила, а другой возит по этим правилам грузы. Возможности для недобросовестной конкуренции в этой сфере безграничны.

В 97-м году состоялась серьезная попытка изменить положение монополий известным 426-м указом. Был подготовлен сбалансированный план реформирования по четырем отраслям: электроэнергетике, газу, железнодорожному транспорту, связи. Но, к сожалению, ничего не произошло. Что в очередной раз подтверждает ту власть, которую на тот момент имели естественные монополии.

Наконец, в 2000 году появились новые проекты реформирования электроэнергетики и железнодорожного транспорта. И к весне 2001 года правительство приняло два решения - по программе реформирования электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПЕСНЯ

Первое, что должно быть сделано в рамках реформирования естественных монополий, - это открытие отраслей для конкуренции, считает Андрей Шаронов. При ближайшем рассмотрении подобных сфер деятельности оказывается, что очень многие виды деятельности из состава монополий можно исключить. Например, в железнодорожном транспорте собственно монопольными являются железнодорожное полотно, система диспетчирования, провода. Организация перевозок, подвижной состав, вагоны, локомотивы, ремонт, сервис, обслуживание пассажиров - все это либо уже конкурентные, либо потенциально конкурентные виды деятельности. В электроэнергетике - конкурентно ее производство и сбыт. Чем больше таких направлений деятельности можно выделить из естественной монополии, тем больше рыночных взаимоотношений появится.

Второе условие реформ - максимальная финансовая прозрачность предприятий должна быть достигнута до того, как начнутся необратимые организационно-правовые преобразования. Например, годовая выручка "Газпрома" на следующий год, по подсчетам Минэкономразвития, составит триллион сто семнадцать миллиардов рублей. Куда и как они попадут, неизвестно. В случае с МПС для отчетности используются доморощенные, появившиеся еще в советское время стандарты. Такие монополии, как РАО ЕЭС, перешедшие уже на международные принципы финансовой отчетности, страдают на уровне дочерних компаний. Аналитическим путем большое количество затрат разбрасывается по видам деятельности. Поэтому, когда говорят об убыточности поставки газа на внутренний рынок или убыточности пригородных пассажирских перевозок, надо к этому относиться с сомнением. Прозрачность становится необходимой именно для того, чтобы понять, сколько на самом деле стоит та или иная услуга. Только после этого становится возможным формирование по этим видам деятельности отдельных юридических лиц.

ЛЕТО РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Наше МПС как отрасль сильно отстало от мировой транспортной системы. Во всех развитых странах транспортные услуги являются интермодальными, то есть все грузовладельцы покупают так называемую перевозку "от двери до двери", когда груз перебирается с одного вида транспорта на другой наиболее эффективным способом. Для нашей страны, с учетом ее размеров и монопольной роли железнодорожного транспорта, особенно важным становится именно этот вопрос.

По мнению Андрея Шаронова, финансовое, а затем организационное разделение - то, что должно продолжить реформирование естественных монополий после достижения прозрачности денежных потоков. В случае с МПС на первое место выходит и отделение функций государственного управления от хозяйственных. Возможно, что без хозяйственной части министерство останется отдельным органом госвласти. Тем не менее, некоторые самые смелые аналитики выдвигают предположение, что МПС в усохшем виде вольется в состав Министерства транспорта.

В последнее время в реформировании железнодорожного транспорта произошли серьезные сдвиги: наконец-то были приняты законы, регулирующие весь процесс демонополизации. Поэтому в Министерстве экономического развития и торговли считают, что во второй половине лета этого года возможно создание ОАО "Российские железные дороги". Дальше из ОАО РЖД должны выделиться либо в качестве дочерних, либо просто самостоятельных компаний предприятия, занимающиеся теми видами деятельности, которые не являются монопольными. Однако существует риск падения качества грузовых перевозок, как это произошло в Англии, считают эксперты.

Наконец, на последнем этапе предполагается, что сфера ответственности ОАО РЖД сожмется еще сильнее. Компании, которые выделяются из ОАО РЖД, становятся частными. В некоторых из них государство оставляет свое участие, другие становятся полностью частными. Государство будет устанавливать тарифы на услуги ОАО РЖД. Все остальные услуги, которые производят другие участники рынка, конечно, будут регулироваться рынком. В этом и состоит смысл реформирования естественных монополий.

СВОБОДНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Про энергетику Андрей Шаронов говорит, что "мы переползли из начального состояния на первый этап реформирования". Прежде имелось РАО «ЕЭС России» - холдинг, владеющий пакетами акций в так называемых дочерних компаниях или федеральных электростанциях, диспетчерских управлениях и тому подобных. Сейчас из компании РАО ЕЭС в качестве 100 % дочек были выделены две очень важные компании: федеральная сетевая компания, которая включает в себя подавляющую часть магистральных энергосетей, и системный оператор. Создан один важный институт, так называемый "администратор торговой системы". Это биржа, где будут происходить торги электрической энергией по свободным ценам. В отдельную компанию перешли электростанции Минатома. Основой будущего конкурентного рынка станут 11 генерирующих компаний, созданных на базе федеральных электростанций вместе с некоторыми станциями АО «Энерго». В среднем у каждой из них будет от 5 до 7 электростанций в разных регионах. Поэтому компаниям придется работать на разных межрегиональных рынках, и тогда ни одна из них не сможет иметь больше 35 % рынка в какой-то ценовой зоне. 35 % - это тот предел, после которого государство начнет жестко регулировать деятельность компании и, возможно, заставит ее разделиться на меньшие части. На старте реформы, считают ее разработчики, такой расклад сил даст возможность избежать нового монополизма.

Бренд РАО ЕЭС останется как таковой, но будет относиться только к сетевой и диспетчерской деятельности. Развитие конкуренции продолжится на сбытовом рынке, где уже сегодня имеется немало независимых компаний.

Государственное регулирование тарифов на произведенную энергию сохранится до 1 июля 2005 года. После этого правительство может назначить окончательную дату либерализации тарифов. Как показывает опыт Украины и Казахстана, в такой ситуации генерирующие компании резко начинают поднимать цены, но тут же сталкиваются со спросовыми ограничениями. Им приходится снижать тарифы и закрывать неэффективные мощности. В итоге цены оптимизируются, а издержки сокращаются. В то же время тарифы на передачу энергии по-прежнему будут регулироваться государством, так что скачок цен может и не причинить неудобств населению. Под контролем останется и производство энергии на Дальнем Востоке, в Якутии и других регионах, где конкуренция между производителями невозможна. Окончательную дату либерализации цен в отрасли решит правительство. А оно, несмотря на все принятые меры предосторожности, может оттягивать эту дату как можно дальше из своих политических соображений.

ГРОЗОВЫЕ ОБЛАКА НАД "ГАЗПРОМОМ"

Туманнее, чем в "Газпроме", ситуация только с ЖКХ.

- "Газпром" настолько уникален, что его нельзя реформировать по общим лекалам, - считает Андрей Шаронов. - С одной стороны, источники газа в Российской Федерации сконцентрированы в определенных местах и к тому же сильно удалены от основных пользователей: среднее расстояние между газовыми месторождениями и потребителями - 2,5 тысячи километров. С другой стороны, существуют попытки любой ценой удержать монопольное положение. "Газпром" производит сегодня 93 % газа для внутреннего потребления, остальные 7 % - компании, которые работают на закрытых региональных рынках и не выходят на российский уровень. В правительстве до сих пор нет утвержденной программы по реформированию газовой отрасли в силу больших разногласий с "Газпромом".

Реформировать отрасль предполагалось по общей схеме, через выделение в компании конкурентных и неконкурентных видов деятельности. Однако, как пишут «Известия», правительство вычеркнуло реформу газовой отрасли из ближайших планов. Сейчас независимые компании не идут в эту сферу как минимум по двум причинам. Первая - низкие тарифы на газ, которые не позволяют окупить вложения в газовый бизнес, и закрытость экспорта для новых производителей. Второй момент - непредсказуемость условий доступа, так как именно "Газпром" определяет возможность или невозможность прокачки вашего газа. Это серьезные проблемы, которые блокируют приход нового капитала в газовую отрасль. На фоне тяжелого финансового положения "Газпрома" все это делает мрачными перспективы газового рынка, хотя спрос на газ продолжает расти очень быстрыми темпами. Газ становится бросовым топливом.

КТО ОТРУБИТ "ХВОСТ" ЖКХ?

Идеология реформирования ЖКХ такая же, как и у остальных отраслей: разделение монопольных и конкурентных видов деятельности. Монопольные - это водо-, тепло-, электро- и газоснабжение. Конкурентные - это техническое обслуживание, лифт, вывоз мусора и т.д. Они и сегодня развиваются в нашем городе, и уже существует несколько независимых обслуживающих предприятий, которые могут снизить свои издержки. Со временем их должно стать еще больше. Однако монопольные виды деятельности - это самый нерыночный и непрозрачный сектор, который только имеется в стране. Нет системы учета по теплу, газу и водопользованию. Не везде есть электросчетчики в квартирах. Сама схема финансирования этого сектора порочна, когда потребитель платит треть, государство - половину, а исполнитель осуществляет некачественные работы в объеме 60 % от представленного в расчетном счете. Поэтому идея состоит в том, чтобы изменить схему финансирования с двухканальной на одноканальную. Единственное препятствие для реформы отрасли - страх перед большим скачком цен и вследствие этого политическая подоплека реформы.

- Политическая воля - главное необходимое условие всего реформирования, - считает Андрей Шаронов. - Вначале 90-х годов в Прибалтике эту проблему решили "отрубанием хвоста", когда все тарифы отпустили на свободу. В некоторых семьях стоимость услуг ЖКХ достигала 70 % от бюджета, многие переходили на использование восковых свечей. Сегодня у них нет никаких проблем. Мы же пока рубим волоски на кончике хвоста.

Желающих придать отрасли цивилизованный вид до сих пор не нашлось, и вряд ли перед выборами кто-нибудь найдется.

ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ РЕФОРМ

Когда заходит речь о создании мелких АО из крупной монополии, встает вопрос, куда девать всю социальную сферу. До сих пор многие ведомственные учреждения жили лучше, чем городские. Но было и наоборот. В правительстве уже поняли, что монополии - это государства в государстве, у которых есть свои курорты, самолеты и армия. Поэтому сегодня из уставного капитала будущих юридических лиц государство пытается вычленить все не относящиеся к основному делу объекты. Соцсферу планируется передать окончательно в муниципалитеты. Ни в коем случае в уставный капитал не должны попасть предприятия, которые могут функционировать отдельно, как, например, ремонтные заводы МПС и тем более пивзаводы, находящиеся на балансе того же предприятия.

Один из поводов для критики реформирования естественных монополий - обязательное падение спроса на их услуги со стороны промышленности, населения и т.д. Этим придется переболеть, уверены в Минэкономразвития. При резком скачке цен многие предприятия станут. Но при желании они могут избежать своего банкротства, если уже сейчас начнут готовиться к росту цен, то есть переоснащать производство и снижать издержки.

Другое последствие реформ - падение уровня жизни населения. Чтобы его смягчить или для некоторых предотвратить полностью, внедряется механизм жилищных субсидий. В любом случае государство в лице федеральной и региональных энергетических комиссий и Министерства антимонопольной политики будет продолжать контролировать естественные монополии, потому что в этих сферах даже при конкурентных условиях возможно поглощение и вытеснение компаний. Кроме того, остаются и недемонополизируемые виды деятельности, такие как передача электрической энергии, услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта, транспортировка газа.

А вообще-то, возвращаясь к населению, нашим гражданам давно пора научиться экономить воду, свет и газ, считают эксперты. Широкая русская душа должна здесь свернуть свои потребительские запросы. На Западе нашего расточительства не понимают.

- Реформирование естественных монополий должно решить такую проблему, как износ производственных фондов и отсутствие инвестиций - то, ради чего все, в принципе, и затевалось, - говорит Андрей Шаронов.

На сегодняшний день, за исключением "Газпрома", который имеет гигантскую программу внешних заимствований, монополии финансировали все инвестиционные проекты только за счет собственных средств, которые, можно сказать это без преувеличения, накапливались за счет тарифов. В условиях конкуренции модернизация станет неотъемлемым элементом дохода, а значит, и развития. Основные фонды будут самортизированы, не дожив до пятидесятилетнего юбилея службы.

Главное, как говорят эксперты, надо настроиться на то, что реформы естественных монополий - это всерьез и надолго. Реформа железнодорожного транспорта в Германии началась в 93-м году. И первое организационное действие было произведено только спустя 5 лет после начала реформ. Все эти годы они меняли законодательство - было изменено более 300 нормативных актов. Создавались новые структуры, готовились материалы. Европейские и североамериканские страны говорят о сроках в 10-20 лет. Так оно, может быть, и произойдет. Если выборы не помешают и найдутся упорные люди.  

Ольга КРОПАЧЕВА, Ижевск Журнал «Деловая Репутация», № 20 (62) 27.05.2003

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики