Посмотришь на основные макроэкономические показатели развития России в 2003 году, и радостно становится за страну. Все растет - ВВП, экспорт, инвестиции, золотовалютные резервы и даже реальные располагаемые доходы населения… Но, глядя на это статистическое благополучие и вспоминая события уходящего года, становится тревожно - что же будет завтра?
Валовой внутренний продукт, удвоить который постановил президент, рос так, что минэкономразвития трижды за год пришлось пересмотреть в сторону увеличения свой прогноз. 6,6% прироста ВВП за 10 месяцев, по октябрь включительно, - столь быстрого развития год назад не предполагали ни отечественные, ни зарубежные экономисты. Наоборот, весной на конференциях обсуждали проблему замедления темпов роста, говорили о надвигающейся рецессии. А ее все нет.
Но никакого чуда не произошло. Секрет успеха все тот же - высокие мировые цены на энергоресурсы, которые держатся не первый год. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и приток нефтедолларов позволяют не спешить в проведении структурных реформ, учить олигархов жить по закону, подбрасывать обществу идеи пересмотра итогов приватизации и перераспределения финансовых потоков.
Очередной этап налоговой реформы, рассчитанный на 2004-2006 годы, нельзя назвать радикальным. Некоторое снижение налогового бремени не сильно повлияет на легализацию зарплат и бизнеса в целом. Обратите внимание на то, что происходит с налогом на прибыль. Доля поступлений по нему падает уж третий год. Прибыль старательно уводится из-под налогообложения. Зарплаты, естественно, тоже.
Одна из важнейших и специфических проблем нашей страны - очень большая доля теневой экономики - по оценкам экономистов, от 25% до 40%. А это значит, что многие предприятия с их руководителями "висят на крючке" чиновников, и при желании у госорганов всегда есть возможность взять конкретный бизнес за горло. Примеры 2003 года у всех на слуху.
Мы остаемся страной двойных стандартов - с хорошими законами и практикой их произвольного толкования, страной, где меж декларациями со стороны власти и делами пропасть, где по отчетности предприятий невозможно понять их истинного положения.
Начавшиеся после многих лет дискуссий реформы двух монополистов - РАО ЕЭС и МПС - дадут положительный эффект для других отраслей лишь через несколько лет. Отложены до окончания президентских выборов болезненные для общества реформы бюджетной сферы: образования, здравоохранения, которые должны изменить принципы их финансирования. Административная реформа пока ограничивается лишь устранением отдельных избыточный функций федеральных министерств, а реальная реформа чиновничества, особенно на местном уровне, еще далеко впереди.
А экономика остается деформированной. Посмотрите, что экспортирует наша страна, куда идут инвестиции, какие отрасли пользуются банковскими кредитами, где самые высокие средние зарплаты. Что-то существенно изменилось в структуре перечисленных показателей за последние несколько лет? Нет! А это значит, что когда мировые цены на нефть упадут, российскую экономику и федеральный бюджет ждут проблемы. Конечно, правительство, прекрасно понимая это, создало резервный фонд, в который теперь отчисляются сверхдоходы от экспорта (перераспределять-то мы умеем!). На год-два резервов хватит. А что дальше?
Нужны экономические и политические шаги, которые обеспечили бы стране устойчивый и быстрый рост в будущем. Не прямые бюджетные вливания, а стимулы для создания рабочих мест (так борются с бедностью), стимулы для инвестиций в перерабатывающие отрасли, стимулы для увеличения прибыли… А еще надо формировать в обществе иную атмосферу - атмосферу инициативы, (а не послушания), терпимости к чужому мнению, чужим деньгам и чужому успеху.
Выборные кампании - худшее время для реформ. Сейчас главное - рейтинг. А захочет ли вновь избранный президент воспользоваться новым окном возможностей, которые откроются после мартовских выборов? Куда, как и с каким правительством поведет он страну? Какой будет политика по отношению к бизнесу? Это пока остается загадками 2004 года.
Илья Батраков
ЧУДО ВОЗМОЖНО, НО ЕГО НЕ БУДЕТ
Евгений Ясин, д.э.н., научный руководитель Высшей школы экономики:
Никто сейчас не спрашивает: "Есть ли в России экономическое чудо?" Ответ очевиден. А в Китае? Там есть! В Японии? Было. Япония из бедной страны превратилась в богатую. Если у кого-то есть сомнения насчет Южной Кореи, то только потому, что он не бывал в этой стране. А кто бывал, знает, что там чудо произошло.
Что же считать экономическим чудом? Я предлагаю придерживаться определения, которое дал советник президента Андрей Илларионов. Экономическое чудо - это когда 10-15 лет подряд ВВП растет на 8-9% и когда в мире смотрят на такую страну и говорят: "Вот это да!"
Возможно ли в России экономическое чудо? Я считаю - возможно! Потому что есть огромное количество всякого рода технологических и интеллектуальных заделов. Далее, у нас сейчас жутко деформированная экономика, низкая производительность труда, колоссальная энергоемкость и материалоемкость производства. И если все это хотя бы приблизить к мировым стандартам, то мы получим повышение ВВП до уровня Португалии в расчете на душу населения. А это будет для России чудом.
Но второе мое утверждение заключается в том, что никакого чуда не будет. В России чудо понимается как халява, как нечто, что принесут на блюдечке с голубой каемочкой. Говорят, давайте, как в Китае: каждый год по 9% роста, и для этого есть испытанный способ - снижать государственные расходы, выравнивать курс национальной валюты, и все, больше ничего не надо делать! Но нам это не поможет, и никаких иллюзий быть не должно.
На самом деле мы пока решили только одну проблему стабилизации - у нас появился нормальный бюджет. Главный критерий, на который надо обращать внимание, - это структура российской экономики. А она ужасная. Какая отечественная продукция конкурентоспособна? Нефть, газ, алмазы, металлы, минеральные удобрения, необработанная древесина, целлюлоза. Основные перерабатывающие отрасли - те, что создают продукт с высокой добавленной стоимостью, - в основном работают на внутренний рынок, предлагая товары, которые оказываются конкурентоспособны только потому, что они дешевы. Они производятся с помощью дешевой энергии, дешевого топлива и очень дешевой рабочей силой. Естественно, издержки в России ниже, чем на Западе, но здесь одновременно ниже и спрос. Если вы не можете повысить цену вашего товара, то есть сделать его более привлекательным, вы не можете заплатить больше вашим рабочим.
На юго-западе Москвы, на улице Наметкина, стоит огромный небоскреб - это здание "Газпрома", а вокруг море пятиэтажек. Вот из нескольких таких "хибарок" и моря пятиэтажек состоит российская экономика. Доходность в сырьевых отраслях в 5 раз выше, чем в других сферах экономики, там своя социальная сетка, там живут лучше, чем при советской власти. Я спрашиваю: "Может ли быть 8-9% роста в течение нескольких лет при такой структуре экономики?" Нет, не может!
Мы должны не только проводить курсовую политику, не только повышать производительность труда и сокращать издержки, увеличивая тем самым конкурентоспособность отечественной продукции. Нам придется проводить структурные реформы, а это страшное дело, потому что будут меняться цены и зарплаты.
Центральным звеном структурной реформы является реформа газовой промышленности и электроэнергетики. Цены на газ, тарифы на электроэнергию и на железнодорожные перевозки необходимо либерализовать, естественно, создав условия для конкуренции. Предлагаемая политика "структурного маневра" включает в себя и повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги с ликвидацией всех льгот и дотаций, которые затем будут компенсированы населению через повышение заработной платы в бюджетной сфере и повышение пенсий за счет газовой и нефтяной ренты, за счет увеличения суммы налоговых поступлений.
Нельзя бесконечно "кидать" население. Следует возмещать большую часть его потерь. Сегодня для здорового развития экономики принципиальное значение имеет обстановка доверия и общественной солидарности. Чтобы этого добиться, мы должны изменить существующую ныне дифференциацию населения по доходам. Предлагаемый "структурный маневр" позволяет, по крайней мере, заменить натуральные выплаты и удешевленные услуги нормальной зарплатой и нормальными ценами.
Но если и это мы сделаем, до чуда будет еще далеко, потому что встанут вопросы культуры в значении этого слова как системы продуктивных ценностей. Нам нужно завершить, довести до ума либеральные реформы, причем в демократическом, а не в бюрократическом варианте - так, чтоб это было выгодно и удобно для бизнеса, а не для бюрократов.
Какое в нашем обществе отношение к демократии? Потребительское. С одной стороны, демократия стала ругательным словом: "мы уже видели этих дерьмократов", "они уже нахапали, воспользовавшись властью", "что дала демократия народу?" Но, с другой стороны, когда вы спрашиваете людей, ценят ли они право свободно выехать за рубеж, право неприкосновенности жилища, право собственности на землю и квартиру, они говорят - да, это хорошо. Мы не сможем стать конкурентоспособными, если не будем свободными.
Я понимаю, что распределение собственности и власти, которое получилось в результате наших реформ, проводившихся с самыми лучшими намерениями (вам это говорит человек, который принимал в них непосредственное участие), является весьма несправедливым и не способствует нашему развитию. Мы имеем неравенство условий конкуренции, что продуцируется неравномерным распределением собственности, симбиозом между крупным бизнесом и властью, которые подкармливают друг друга. То, что получилось, не нравится людям, вызывает недоверие и к власти, и к бизнесу. Можно сказать, что во всем виноват Чубайс, Ходорковский или Фридман, или еще кто-то. Но и это не поможет. Дело не в том, что у нас плохие законы. Ведь 90% нового российского законодательства списано, главным образом, у стран ЕС. Но потом мы обнаружили, что закон о банкротстве приводит в Европе к банкротству слабых предприятий, а в России - к банкротству сильных и становится инструментом захвата собственности…
По мнению Леонардо Харрисона, есть четыре основные позиции, по которым можно судить о качестве культуры, о качестве ценностей с точки зрения того, насколько общество предрасположено к прогрессу, к созданию материального богатства, к процветанию страны, к росту благосостояния людей. Первое - это традиция распоряжения властью. Второе - строгость этической системы. Третье - отношение к труду, предпринимательству, к прибыли. Четвертое - радиус доверия или чувство солидарности. Я как-то говорил, что Запад - это общество лохов, которые не ожидают, что их кинут. Раз они могут жить на доверии, значит, могут процветать. И это крайне важно. 
Илья БАТРАКОВ, Нижний Новгород. "Деловая неделя", № 1, январь 2004.

|
|