Федеральный закон М129, о котором идет речь, был подписан президентом 8 августа прошлого года и вступит в силу с 1 июля. Представители правительства сообщали, что нужно время на подготовку к такому событию. И неудивительно. Текст закона, как водится, содержит немало отсылочных норм. Не было ясно, какому органу предстоит регистрировать предприятия, сколько за эту процедуру придется платить и так далее. Расплывчатая формулировка «уполномоченный орган исполнительной власти" оставалась неизменной в течение 9 месяцев. Главный подзаконный акт вышел в свет лишь 17 мая. Регистрирующим органом объявлено МНС, что давно предполагалось и долгое время с завидным упорством документально не фиксировалось.
Теперь Минфин начнет изыскивать средства на зарплату 6000 новых сотрудников территориальных структур Министерства по налогам и сборам, потом чиновники будут входить в должность, принимать дела от прекращающих свою деятельность регистрационных палат. Когда же фактически начнется регистрация - вопрос открытый.
Любопытны новые общие цифры численности сотрудников МНС. В центральном аппарате с июля могут трудиться 1091 человек, а в территориальных органах 162 998 «единиц", выражаясь языком правительственного постановления. Так им образом, каждый четырехсотый работающий в нашей стране будет из МНС.
Зачем государству беспокоить все ныне действующие предприятия и заставлять их получить новые общероссийские свидетельства о регистрации?..
Как разъяснил заместитель министра экономического развития и торговли РФ Александр Маслов, Закон «О регистрации..." обязывает установить единую систему регистрирующих органов и вести единый реестр юридических лиц. В будущем для вновь создаваемых или реорганизуемых предприятий сокращается одна лишняя инстанция, в которую нужно было приходить. Действительно, при организации фирмы один и тот же пакет документов требовалось доставить в регистрационную палату и в налоговую инспекцию. Теперь и регистрацией, и сбором налогов будет ведать МНС. В этом и состоит по большому счету единственный дебюрократический элемент данного закона. По словам заместителя Германа Грефа, предложение о разработке такого законопроекта когда-то прозвучало от предпринимателя на одном из круглых столов, за которыми встречались представители правительства, а также представители малого и среднего бизнеса. Просили - получайте.
«Честно говоря, сначала у меня был шок от такой идеи, - говорил Александр Маслов. - Многие и сейчас считают, что регистрация предприятий не в Минюсте усилит и без того большие рычаги влияния налоговой инспекции. Но мне кажется, этого не произойдет".
Мы до сих пор не имеем общефедерального реестра юридических лиц. Из-за этого невозможно быстро выяснить, где предприятие зарегистрировано. Нынешняя система не создает никаких гарантий от фирм-однодневок, потому что Минюст после регистрации не отслеживает судьбу предприятия. По статистике Министерства по налогам и сборам, из 2,5 млн. юридических лиц, состоящих на налоговом учете, сдают балансы чуть более 55%, причем часть из них - нулевые".
В создании единого и единственного реестра юридических лиц заключается главный интерес государства. Предприятия ставятся под контроль, причем довольно жесткий. Изменился, к примеру, размер уставного капитала, адрес исполнительного органа или руководитель получил новый паспорт гражданина России, что актуально до конца этого года - будьте добры, сообщите в трехдневный срок. В реестр надо вносить изменения. Как следует из другого закона, выпущенного в дополнение к первому, тоже за плату.
Размер пошлины будет одинаков при регистрации самого юрлица или изменений, вносимых в учредительные документы, и составит 2000 рублей. Полюбопытствуем, сколько же денег поступит в бюджет от процедуры перерегистрации. Исключив из рассмотрения фирмы-однодневки, государство может рассчитывать на получение от предприятий в масштабах страны около 2,5-3 млрд. рублей. Примерно столько тратится на оплату труда всех сотрудников МНС России за квартал.
Вообще закон № 1 29-ФЗ сохраняет для основной массы юридических лиц уведомительный принцип регистрации - просто сдаете необходимые документы в регистрирующий орган и получаете свидетельство. Совсем другой порядок теперь будет предусмотрен для кредитных организаций, политических, общественных и религиозных объединений. Банкам придется регистрироваться в два этапа. Сначала Центробанк определит, соответствует ли создаваемая кредитная организация необходимым требованиям. Например, по размеру уставного капитала, по составу акционеров. И только если у Центробанка не возникнет возражений, документы передаются в регистрирующий орган. Примерно по такой же схеме будут проходить регистрацию политические, общественные и религиозные организации, но их будут проверять территориальные органы Минюста.
Хорошей новостью для тех, кто собирается открыть или реорганизовать предприятие, является срок регистрации - всего 5 дней. Может порадовать и возможность направлять документы по почте, а также недопустимость требования иных документов, не перечисленных в законе. Новым является также необходимость нотариально удостоверить подпись на заявлении о регистрации.
В будущем все сведения о предприятии, содержащиеся в государственном реестре, станут открытыми и общедоступными. Исключений всего два: паспортные данные физических лиц, то есть (в общем случае) руководителей, и их ИНН. Эти сведения могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.
В создании единого реестра для самих предприятий можно усмотреть и плюсы, и минусы. С одной стороны, любое заинтересованное юридическое или физическое лицо, например СМИ, да и просто любопытный, уплатив сбор, вправе узнать сведения об учредителях фирмы, ее руководителе и так далее. С другой стороны, предприятие, собираясь заключить договор с новым для себя партнером, сможет легально и быстро навести о нем справки. Сведения из реестра должны предоставляться в течение пяти дней с момента получения запроса, и отказ недопустим.
Неясно, сколько же времени пройдет, пока реестр будет создан. Правительство не установило порядок и сроки передачи в МНС «старых" регистрационных дел из 4,5 тысяч муниципальных образований. Вполне возможно, что процесс растянется на годы, так как в законе не предусмотрены никакие временные ограничения, а существующие в разных регионах базы данных далеко не всегда совместимы.
А между тем глава МНС Геннадий Букаев объявил о новом этапе перерегистрации. Есть большая вероятность, что в 2003 году, справившись с юрлицами, всех индивидуальных предпринимателей России также перерегистрируют. 
Илья Батраков, Нижний Новгород, «Деловая неделя», 19.06.2002

|