Что год грядущий нам готовит? Этот вопрос задает себе каждый, кто занимается бизнесом. Если не прогнозировать ситуацию на рынке, в экономике и политике, любой бизнес в нашей стране обречен на крушение. Этот же вопрос корреспондент газеты "Приамурские ведомости" задал Дворковичу Аркадию Владимировичу, заместителю министра экономического развития и торговли РФ:
- В большей степени я остановлюсь на тех реформах, которыми занимаюсь непосредственно я, а в компетенцию моих коллег влезать не буду. Но для начала немного о той макроэкономической ситуации, в которой наша страна встречает новый год. Сегодня экономическую обстановку в России можно охарактеризовать как достаточно устойчивую, фактически развитие получается несколько лучше, чем мы ожидали. Темпы роста, которые мы наблюдаем сейчас, находятся на уровне примерно 6,3 - 6,5%. В целом по году мы ожидаем пока 5,9%, но, вероятно, нам придется пересмотреть этот прогноз в ближайшие дни. Более вероятно, что мы выйдем на показатель 6,3%. Это, конечно же, хорошая цифра, хотя надо понимать, что это всего лишь хорошая цифра, и этот показатель достигнут в большей мере не благодаря каким-то фундаментальным изменениям, а благодаря высоким нефтяным ценам. Мы ожидали цену 21,5 доллара за баррель, а реальная цена на нефть составит примерно 27 долларов. Неожиданные для многих 1,5% дополнительного роста объясняются именно этим фактором, и всего лишь 0,3 - 0,4% объясняются реальными изменениями в инвестиционном климате, структуре экономики, в производительности труда в том числе.
Нельзя, конечно, говорить, что совсем нет прогресса. Например, инвестиции растут быстрее, чем все остальное. За 9 месяцев этого года их рост по России составил более 11%. И по крайней мере половина этого роста объясняется действительно реальным притоком инвестиций как внутренних, так и иностранных в российскую экономику. С другой стороны, пока нет серьезного прогресса в таких секторах, как лесопромышленный комплекс, большинство подотраслей машиностроения пока не растут серьезными темпами, сельское хозяйство даже снизило объемы производства в этом году - в большей мере это объясняется менее благоприятными погодными условиями. Но слишком медленно увеличивается и производительность труда в этом секторе.
Если говорить о финансовых показателях, то инфляция в этом году составит, скорее всего, около 12%, а если и превысит эту цифру, то ненамного.
Что касается обменного курса, то, как вы все знаете, доллар по отношению к рублю ослабляется. Укрепление рубля в этом году превысило запланированные и ожидавшиеся цифры. С одной стороны, это объективное событие. При таких ценах на нефть, при таком притоке иностранного капитала очень тяжело бороться против укрепления рубля. Эту борьбу можно было бы вести ценой других потерь: ценой большей инфляции. Кроме того, это не только борьба высоких цен на нефть, но и была бы борьба против резервной системы США, потому что политика американских денежных властей достаточно прозрачна и очевидна. Они хотят поддерживать некоторое время слабый доллар, и бороться против них нашими силами неразумно. Все равно у нас ресурсов для этого меньше. Поэтому нужно в какой-то степени смириться с этим.
Пусть цифры не будут столь хорошими, какими мы бы хотели их видеть, но главное, чтобы была предсказуемость и для бизнеса, и для граждан. Они могли планировать свои бюджеты, свои проекты, свое благосостояние на будущее. А если цены на нефть снизятся все-таки, как мы этого ожидаем, то и таких проблем с укреплением рубля тоже уже не будет.
- Что ожидать обществу от вашего министерства в будущем году, которое уже давно называют не иначе как "штаб реформаторов в правительстве"?
- На будущий год мы также не прогнозируем каких-то неожиданных тенденций. Темпы роста будут оставаться достаточно приличными - более 5%. Сейчас, в предвыборный период, есть некоторые признаки политической нестабильности. Но после выборов президента все утрясется, и инвесторы смогут ощущать более стабильную ситуацию, планировать свои проекты в спокойных условиях. Я надеюсь, что в ближайшие полгода конфликты с бизнесом каким-то образом закончатся и больше не будут влиять на экономическую конъюнктуру. Вслед за этим перед нами встанет одна из самых главных задач - проведение административной реформы. Административная реформа является вообще ключевым звеном во всех реформах. Почему? Прежде всего потому, что все остальные реформы без проведения административной нельзя осуществить эффективно. Нельзя надеяться, что сегодняшняя административная система будет всерьез стремиться к реализации либеральных реформ. Чиновничий класс, к которому отношусь и я, по определению за редкими, может быть, исключениями, стремится к сохранению контроля, а не добровольному отказу от контроля над ситуацией. И мы это видим повсеместно. Те возможности по контролю, надзору, регулированию, которые предоставлены законодательством, используются административной системой в полной мере не на 100%, а даже с избытком с помощью расширительных интерпретаций, с помощью таких подзаконных актов, которые дают возможность дополнительного взимания административной ренты, коррупции и так далее.
В чем суть административной реформы? Несколько моментов я бы хотел выделить. Первый момент - это достижение максимальной прозрачности деятельности государства во всех проявлениях - как в законодательной работе, так и в надзорной работе, оказание общественных услуг - везде. Информационная открытость - это не просто лозунг, а на самом деле показатель того, что государство становится подчиненным обществу. Второй элемент, который также очень важен, - это разделение внутри государства различных по характеру функций, а именно функции правоустановления, то есть определение законодательства, определение политики в разных областях, функции правоприменения, то есть реализация тех норм, которые установлены в законах, функции контроля и надзора за соблюдением законодательства другими субъектами и, наконец, функции управления государственной собственностью и использование этой государственной собственности для оказания общественных функций. Сейчас все эти функции переплетены в одних и тех же государственных органах, что приводит, во-первых, к дополнительным возможностям для коррупции, во-вторых, к разобщенности в работе государственных органов.
В соответствии с новым законодательством функции будут четко разделены по уровням власти и всем уровням власти должны быть даны необходимые источники финансирования этих функций. Это безумно сложная задача. Об этом можно просто говорить, но сделать это очень тяжело, и нужно понимать, что в первые годы перехода на эту систему все равно будут проблемы. Я просто призываю относиться всех к этому этапу терпимо.
Наконец, последний важный элемент административной реформы - это реформа государственной службы. Это фактически создание или замена существующего чиновничьего класса - неэффективного, не очень профессионального, малооплачиваемого на профессиональную армию чиновников, меньшую по числу, большую по умению, более качественную по профессионализму, высокооплачиваемую, которая могла бы осуществлять те функции, которые возлагаются на государство.
Также красивый лозунг, безусловно, который также тяжело реализовать в жизни. Мы только начинаем вырабатывать систему оценок, систему оплаты труда. Думаем о том, как саму профессию чиновника сделать престижной, сделать уважаемой, но это критически важно для реализации всех приоритетов для социально-экономического развития.
На самом деле очень мало стран в мире могут похвастаться эффективным государством, эффективным чиновничьем классом, и большинство стран мира только осуществляет эти реформы. Франция, например, начала осуществлять реформу госслужбы только три-четыре года назад и пытается внедрить такого типа механизмы.
Дело не в перестановке конкретных лиц, а в реализации этих фундаментальных преобразований, о которых я рассказал. Я думаю, по тому, как будет осуществляться административная реформа, вы должны и можете судить о том, насколько успешно будет действовать правительство, старая или новая команда - какая бы она ни была после выборов.
Второй блок реформ, который нам кажется приоритетным, - это реформа в социальной сфере. И главное здесь - реформа пенсионного обеспечения. Но если не останавливаться на каких-то аспектах реформы, то ключевым вопросом, с которым мы столкнемся в ближайшее время, - повышение пенсионного возраста. Эта проблема на самом деле очень простая, она абсолютно такая же, какую мы наблюдаем в Европе, а также в Северной Америке. Речь идет об ухудшении соотношения между работающим населением и населением пенсионного возраста. А значит, большими трудностями для финансирования пенсионной системы из зарплат тех людей, которые работают в настоящее время. По прогнозам, которые сейчас есть, население России будет достаточно уменьшаться и может достигнуть примерно 125 миллионов человек через два десятилетия. Если я не ошибаюсь, при этом работающее население может уменьшиться с 70 миллионов человек до 50 миллионов человек. Частично эти проблемы можно решать за счет миграции населения, но этот вопрос очень сложный.
- Аркадий Владимирович, о пенсионной реформе рассказывается сегодня много. Те, кто этим вопросом интересуется, в ее конструкции могут разобраться. А что ждет систему медицинского страхования? По-моему, реформа в этой сфере назрела уже давно?
- Разделяю вашу точку зрения. Состояние системы медицинского обслуживания стало уже критическим. Без серьезных реформ в этой сфере нам не обойтись. В чем, с нашей точки зрения, должна начинаться реформа? Прежде всего с внедрения таких механизмов финансирования, которые стимулировали бы медицинские учреждения на оказание качественных услуг. Это означает, что нужно не просто содержать медицинские учреждения, платить им деньги по смете - те скудные деньги, которые есть в бюджете, а выделять средства медицинским организациям в зависимости от того количества больных и того качества лечения, которое они в настоящее время оказывают. Дать им возможность привлекать внебюджетное финансирование легальным способом.
Сегодня внебюджетное финансирование уже очень большое. Если сложить его с бюджетным, я думаю, что любой специалист скажет, что уже достаточно. Вопрос в том, как используются эти деньги. Если все деньги частные идут только врачам, то это означает, что технический уровень, уровень материальной базы постепенно снижается, потому что эти деньги не инвестируются. А государство полностью решить за короткое время проблему инвестирования, естественно, не может, потому что недоинвестирование в предыдущие годы было слишком значительным.
Второй важный элемент этой системы - это изменение направленности медицинской помощи, прежде всего с лечения на профилактику. Это очень сложная проблема, потому что нельзя отказывать в лечении человеку, который нуждается в нем. Но акцент должен быть перенесен на профилактику, это означает, что многое надо делать вовремя.
Мы считаем, что сегодня медицинских учреждений в стране достаточно, хотя во многих учреждениях не хватает площадей, материальных ресурсов, и основной проблемой является не количество учреждений, а то, в каких правовых формах они сегодня находятся. Нам кажется, что необходимо постепенно переходить на новые организационно-правовые формы. Наиболее перспективной считаем форму государственной некоммерческой организации, которая пока не существует в законодательных рамках. Мы предлагаем ее ввести в законодательстве, то есть оставлять организацию в государственной собственности, сохранять сметное финансирование, но в то же время дать ей финансовую самостоятельность. Таким образом, одновременно предотвращая возможность неэффективного использования ресурсов, разбазаривания материальной базы, появляется возможность этим организациям использовать все возможные источники финансирования. Чтобы осуществить такие мероприятия, необходимо существенно изменить законодательство, и мы надеемся, что это будет сделано в 2004 году. Это одно из безусловных приоритетов для нового президентского срока, и он уже отмечен в поручениях президента.
- А еще какие-то приоритетные задачи перед вашим министерством стоят?
- Третья составляющая в приоритетах президента - это реформа финансового сектора. Главное здесь - регулирование в максимальной степени произвести на законодательный уровень, то есть изъять возможность издания инструкций, приказов, положений из рук Центрального банка, Минфина, ФКЦБ и других органов. Одним из важнейших элементов реформы финансового сектора является развитие ипотеки. Почему? Потому что это направление позволяет решать разноплановые задачи: от обеспечения российских семей жильем до задачи развития самого финансового сектора, повышения его ликвидности и эффективности.
Что касается скорости развития этого рынка, то во многом это зависит от двух обстоятельств. Первое - это развитие самого строительного сектора, а это в свою очередь зависит от желания или нежелания региональных и местных властей демонополизировать эти рынки. Ипотека поддерживает прежде всего спрос. Рост спроса не вел бы к росту цен, если бы существовала конкуренция в строительном секторе.
Какая часть населения может воспользоваться ипотекой? Говорят, что только 5% населения. Но это не так. Все-таки большая часть населения является уже владельцами квартир, и для него речь идет не обязательно о покупке еще одной квартиры, а о замене существующей квартиры на более хорошую. В этом случае кредит нужен не на всю сумму, а только на разницу между существующей квартирой и новой. Такого типа кредиты, по нашим расчетам, доступны не для 5% населения, а примерно для 35 - 40% населения. Кто остается за этими рамками? За этими рамками остаются молодые семьи, военнослужащие и низкодоходные категории граждан, т. е. большинство работников бюджетной сферы. Необходимо разделить это на две проблемы. Первую проблему решать за счет стандартной ипотеки, то есть максимальному количеству людей предоставить возможность получения ипотечных кредитов по стандартной схеме. Тем же категориям, которые не могут воспользоваться этим правом по причине своего неблагоприятного финансового положения, предоставить дополнительную возможность с помощью специальных программ бюджетной поддержки, с помощью специальных финансовых программ целевого назначения приобретать жилье. Но обязательно используя элементы ипотеки, чтобы не появлялись иждивенческие настроения.
Если не касаться проблем введения НДС-счетов и страхования вкладов в банках, то перечисленные выше реформы и подходы к ним - это то, чем наше министерство планирует заниматься в будущем году. Думаю, это немало, тем более что каждая реформа требует не одного года работы. 
Евгений ПЕРЕСЫПКИН (псевдоним - Александр ПИМИН), Хабаровск. "Приамурские ведомости" № 242 (3118) (http://www.pv.khv.ru/archive/03/12/23/a8.htm), 23.12.2003.

|
|