МАРИНА ГЛАЗАТОВА: «ГРЯДЕТ ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ»
Автор: Федорова Ираида
Регион: Новосибирск
Тема:  Дебюрократизация экономики
Дата: 29.07.2002

УЖЕ 10 ЛЕТ как Россия вошла рынок. Но то, что на первых этапах помогало государству создавать новую систему рыночных отношений, стало теперь тормозом. Речь идет о бюрократической надстройке, которая начала необоснованно плодиться и размножаться на кровном деле честных бизнесменов. Однако предпринимателей в недалеком будущем ждут благие перемены. По крайней мере, так считает Марина ГЛАЗАТОВА, заместитель руководителя Департамента регулирования предпринимательской деятельности и развития корпоративного управления Минэкономразвития РФ.

— МАРИНА Константиновна, почему именно сейчас так остро стоит вопрос о дебюрократизации? На экранах стали мелькать лозунги о бюрократических барьерах, которые мешают экономическому здоровью страны.

— Сейчас происходит переход от одной системы — экономико-административной — к другой. До недавних пор все были озабочены сверхзадачей — существованием самого объекта регулирования, самой экономики. Занимались приватизацией, постарались поставить инфляцию под контроль. И вот прошло 10 лет, экономика работает, и встает вопрос уже не макроэкономических проблем, а микроэкономических. Однако, несмотря на то, что задачи сменились, государство продолжает вести себя так же, как при командно-административной системе.

--- Каковы первоочередные шаги вашего министерства? Что сейчас на повестке дня у правительства?

— Законы «первого этапа» были приняты 8 августа 2001 года. Изменится система регистрации предприятий. О на будет носить уведомительный характер. Вплоть до того, что собрали вы необходимый комплект документов, отправили его по почте — и через пять дней получили регистрационное свидетельство.

— Хорошо, предприятие зарегистрировано. Какие проблемы далее оно должно разрешать?

— Оно должно получить разрешение на свою деятельность. Больной вопрос — лицензирование. Ранее в федеральном законе было примерно 250 видов деятельности (различными правовыми актами как федерального уровня, так и на уровне субъектов федерации эта цифра была доведена до 2000. — И. Ф.). Теперь закон №128 от 8 августа «О лицензировании отдельных видов деятельности» установил исчерпывающий перечень из 120 видов деятельности, и список этот не подлежит никакому дроблению, расширению, уточнению. Установлен единый порядок лицензирования. Закон этот начал действовать с 11 февраля 2002 года.

— Но существует еще « глобальная проблема государственного контроля и надзора — за действующими на рынке предприятиями.

— Проблема, о которой вы говорите, очень многослойна. По сути дела тут несколько проблем в одной. Сама процедура проверки — уже проблема. Функции и полномочия органов государственного контроля — тоже. Наконец, добавляет хлопот существующая вертикальная система: федеральный уровень, субъект федерации, муниципальный уровень. И из-за этой многослойности все решается в несколько этапов. Сначала было принято решение относительно процедуры проверки. Тут как раз и процветали различные злоупотребления и нарушения. Предприниматель, как правило, знает очень хорошо не только контролера, но и все его проблемы (даже семейные) и «помогает» их решать. Этому положил конец закон № 134, тоже от 8 августа прошлого года, «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Каждый шаг контролера теперь — строго по закону.

— В чем задачи второго этапа?

— Это более глубинное реформирование. Какие бы виды контроля государство ни предпринимало: лицензирование, а аккредитацию, сертификацию, либо контроль на самом рынке — они все проводятся на предмет проверки требований, устанавливаемых государством. Поэтому следующим шагом будет разработка проекта федерального закона «Об основах технического регулирования в Российской Федерации».

В развитых западных странах практикуется как сертификация, которая существует и у нас, так и декларирование свойств товаров и услуг. Будет учитываться у нас подобный опыт?

— В этом проекте закона должно быть все разложено по полочкам. Действительно, разве можно сертифицировать услуги, например, парикмахера? Что, описать, сколько раз он обязан взмахнуть ножницами, чтобы получилась та или иная прическа? Для таких видов деятельности будет применяться декларирование. И, наоборот, в самолетостроении, если речь идет о безопасности, не обойтись без сертификации.

— А как поступят с многочисленными ГОСТами и СНиПами? « Перетряхнут»?

—— Они отжили свое. Их вообще сменят другие нормативы, числом поменее. Ведь как раз обилие такой документации «удобряло» поле для всевозможных злоупотреблений разного рода контролеров. С предпринимателя снимут груз постоянной и безысходной виновности. Но нужно, чтобы все говорили на одном языке, поэтому но вые своды технических правил будут упорядочены, а подробное описание будет касаться только областей, грозящих безопасности: пожарной, санитарно-эпидемиологической, промышленной (оборудование), экологической. 950СНиПов, например, заменит один отраслевой закон. Это будет толстенный том, но зато в нем найдут место единые для всех правила.

— И наконец, третий этап дебюрократизации...

— Непременно должен быть принят новый закон о защите прав потребителей. При этом должна обязательно соблюдаться презумпция невиновности предпринимателя.

Скорее бы! Сейчас наши бизнесмены похожи на атлантов, поддерживающих кипы бумаг, которые им же грозят разорением. Спасибо, что вселяете надежду!  

Ираида ФЕДОРОВА, Новосибирск, АиФ

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики