СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. РЫНОК ТРУДА И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ
Автор: Родионов Дмитрий
Регион: Улан-Удэ
Тема:  Трудовой кодекс и трудовые ресурсы
Дата: 24.12.2003

По данным департамента федеральной службы занятости населения по РБ, в Бурятии на 1 декабря 2003 года зарегистрировано 10 тысяч безработных, что составляет 2,2% экономически активного населения. Несмотря на наличие скрытой безработицы, ситуация не выглядит катастрофичной - за 11 месяцев 2003 года трудоустроено 60% безработных. А ведь еще в начале 90-х нас обрекали на масштабную (20-, 30-процентную) безработицу, неминуемый социальный взрыв, когда на улицы выйдут миллионы людей и сметут все на своем пути. Но к концу прошлого десятилетия стало ясно, что эти катастрофические сценарии не состоялись. Аналитики ломали голову: как при двукратном сокращении ВВП удалось удержать относительно низкий уровень безработицы?

НЕЖЕНСКОЕ ЛИЦО БЕЗРАБОТИЦЫ

Как считает директор независимого института социальной политики Татьяна Малева, причиной этому стало нестандартное поведение участников рынка труда. Работодатели не ожидали такого резкого падения промышленного производства. Они надеялись, что спад в экономике должен закончиться и предпочли держать персонал любой ценой, поскольку это будет дешевле, чем заниматься обучением нового. Появились такие формы, как неполная занятость, вынужденные административные отпуска, затем образовалась задолженность по заработной плате. Наши крупные предприятия (авиазавод, ЛВРЗ, приборостроительное объединение и многие другие) прошли этот этап.

Феномен заключался в том, что люди теряли работу и не регистрировали себя в качестве безработных. Они использовали альтернативные методы поиска работы. Очень часто говорилось, что у безработицы женское лицо, поскольку и раньше, и сейчас большинство состоящих на учете безработных - женщины. Именно женщины первые теряли работу и стали социально уязвимой группой на рынке труда. Но статистика утверждает: структура занятых мужчин и женщин к концу 2000 года была такая же, как в начале 1991 года, мужчины и женщины теряли работу одинаково.

Но, теряя работу одинаково, они разными способами ее искали. Женщины, как правило, предпочитали искать работу активно сами, они обращались в различные службы, в том числе и службу занятости.

ВЫСОКАЯ ЗАРПЛАТА НИЧЕГО НЕ ГАРАНТИРУЕТ

Как себя повёл и поведет рынок труда в ближайшей перспективе? Некоторые показатели улучшились: сократилась безработица, стабилизировалась занятость. Но означает ли это, что всё в порядке? По данным департамента федеральной службы занятости населения по РБ, в республике насчитывается 4600 вакансий рабочих мест. Больше всего требуются врачи, инженеры, преподаватели, продавцы.

Вакансий рабочих профессий требуется в 2 раза больше. В основном это низкоквалифицированный труд с низкой зарплатой (разнорабочие, дворники, слесари). Цена, которую мы заплатили за избежание катаклизмов и социальных взрывов на рынке труда, очень высока - это низкая заработная плата и низкий уровень качества жизни. Мы заплатили ее за низкую безработицу, за то, что в 90-е годы миллионы людей не вышли на улицу. И сейчас даже при темпах роста занятости, при росте ВВП заработная плата и доходы продолжают оставаться прискорбно низкими. Но не все так просто.

Сегодня, когда в Бурятии наметилось некоторое оживление производства, главная проблема отнюдь не деньги. Кадры. Найти квалифицированного строителя, монтажника, сварщика, крановщика сегодня все равно, что выиграть джек-пот.

Причем в быстроразвивающихся секторах (например, в строительстве) растущая зарплата не гарантирует, что на вакантное место придет профессионал. Вспоминаю ситуацию, когда одна фирма меняла сантехнику в моей квартире. Вначале пришел хозяин фирмы. Подписал договор, забрал предоплату и уехал. Затем я беседовал с мастером, потом бригадиром. С понижением по служебной лестнице менялся сленг и готовность работать. В первый же день они разломали канализационные трубы, залили квартиру, расположенную ниже, и больше не появлялись. "Вчера рабочие получили аванс...", - развел руками директор фирмы.

Менталитет многих представителей пролетариата таков, что люди абсолютно не держатся за место и высокая зарплата здесь не играет особой роли. В этом мы и отличаемся от тех же китайцев, которые готовы работать почти задаром.

В прошлое десятилетие лучшие кадры потеряли квалификацию из-за отсутствия работы и обрушения системы профобучения, часть ушла в бизнес, другие просто спились.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Бурятия является регионом с одним из самых высоких в России уровнем образования населения. И многие традиционно ставили знак равенства между высокообразованным населением и высокопроизводительной рабочей силой. Но на деле все совершенно по-другому. Формально у нас проблем с высшим образованием нет. За последние годы почти в четыре раза увеличилось число студентов. Практически достигнут баланс между желающими получить высшее образование и числом учебных мест в вузах. Социология подтверждает, что все, кто хочет получить высшее образование, его рано или поздно получают. Но что за этим стоит? Казалось бы, что доступ различных групп к образованию одинаков, пожалуйста, учись. Но на деле происходит огромное разделение по другому принципу: все более значим не сам факт получения высшего образования, а доступ к качественному высшему образованию, которое действительно даёт конкурентоспособность на рынке труда.

Например, образование, полученное в Улан-Удэ и Москве, - это, как говорится, две большие разницы. И вот здесь возникает огромная проблема неравенства в получении качественного образования. Поскольку для преодоления территориальных барьеров к крупным образовательным центрам требуются серьезные денежные инвестиции.

НЕ БУХГАЛТЕРА, А ИНЖЕНЕРЫ

Дефолт 1998 года показал, что рынок труда не нуждается в таком количестве финансистов.

Тогда пострадали в основном банковские работники, финансисты, бухгалтера. Но российские вузы по-прежнему упорно производят эти специальности, хотя уже совершенно ясно, что существует огромный дефицит инженеров. Столько лет техническое образование было непрестижным, что сейчас, когда мы поняли, что есть такой дефицит и есть такая потребность, уже очень трудно возродить те образовательные навыки, которые работали до середины 90-х годов.

Какие профессии будут невостребованы? Сегодня везде требуются учителя и преподаватели, и вузы выпускают их в огромном количестве. Но численность населения резко сокращается и не за горами 2013 год, когда, по сути дела, число выпускников школ совпадет с числом учебных мест в вузах. Либо исчезнет конкурс, как явление, что, видимо, нереально, либо под сокращение попадут многие вузы и школы.

Но вопрос о переобучении учителей стоит действительно очень остро, их образование не позволяет им работать в высокооплачиваемых отраслях. Куда перемещаются высвобожденные врачи, которых также слишком много? Например, они оказались очень неплохими страховщиками и ситуация с профессиональной мобильностью врачей выглядит лучше, чем у учителей. С другой стороны, есть очень много сфер, где нужны люди с педагогическим образованием. Это, опять же, учитывая старение населения и рост числа детей-сирот, - социальные службы. Но для этого тоже нужны определенные программы. Пока профессиональное перемещение учителей - это самая проблемная зона. Они предпочитают получать низкую заработную плату и продолжают оставаться на своих рабочих местах. В то же время наша советская система образования помогла многим слоям приспособиться к рынку, поскольку она всегда строилась на глубоком фундаментальном знании дисциплин. Это принципиальное отличие от европейского образования. Вот такое фундаментальное образование позволило многим людям адаптироваться, перейти на другие специальности и профессии без получения дополнительного образования. Хорошая теория помогла российским инженерам заниматься бизнесом. Обратного процесса не произошло. Учителя не стали инженерами, потому что образование не то. И сейчас становится ясно, что есть дефицит технических профессий и рынок труда проявляет свои требования. Но сегодня настолько быстро меняется информационный поток и требования к качеству рабочей силы, что, то, чему нас с вами научили на 2 курсе, на 5 курсе звучит уже по-другому. Правы те, кто говорят: система образования эффективна не тогда, когда она дает определенные знания, а когда она прививает навыки учиться, причем учиться всю жизнь.   

Дмитрий РОДИОНОВ, Улан-Удэ. "Московский комсомолец" в Бурятии", 24. 12.2003

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики