Министерство экономического развития рекомендует при выборе доверительного управляющего использовать для оценки надежности и эффективности специальные критерии
В октябре завершена в основном рассылка извещений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации. Впервые в истории государства гражданам предстоит самостоятельно принять решение о порядке инвестирования средств накопительной части своей будущей пенсии. В качестве информационной поддержки данного этапа пенсионной реформы первый заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации Михаил Дмитриев провел серию селекторных пресс-конференций в ряде крупных городов страны.
Учитывая, что перечень управляющих компаний, аккредитованных при Пенсионном фонде РФ, вызывает некоторое недоумение региональных экспертов, Михаил Дмитриев начал встречу с журналистами с объяснений по этому пункту:
- Конкурсная комиссия руководствовалась тремя наиболее существенными критериями отбора управляющих компаний: наличие лицензии и собственного капитала, соответствующего лицензионным требованиям; отсутствие штрафных санкций со стороны Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; минимальный объем средств под управлением компании на 1 августа 2003 должен быть не меньше 1 миллиона рублей.
В итоге отбор прошли 55 управляющих компаний. Михаил Дмитриев воздержался от каких-либо оценок в адрес организаторов конкурса, однако не преминул заметить, что в число победителей попали более 10 участников, не имеющих практического опыта в сфере доверительного управления средствами граждан и юридических лиц. Компаний, прошедших через горнило кризиса 1998 года, в списке всего лишь восемь. Девятнадцать компаний, одобренных комиссией, не состоят в профессиональных объединениях, то есть их репутация не подкреплена наличием дополнительных кондиций и гарантий.
Отвечая на вопрос, почему среди компаний, прошедших отбор, большинство имеют "московскую прописку", а в числе региональных оказались не самые сильные, Михаил Дмитриев предположил, что это объясняется изначальным составом участников. Поскольку периодически будут проводиться дополнительные конкурсы, список аккредитованных компаний может быть расширен. На сегодня договор с Пенсионным фондом РФ заключили 54 управляющие компании, прошедшие отбор.
Информация об объемах средств, аккумулированных на накопительных счетах граждан по итогам 2002 года, неоднократно обнародована. Принято называть сумму 35 млрд. рублей. Эти средства в режиме временного размещения хранятся во Внешэкономбанке. Не уточняя цифры, первый зам. министра сообщил, что банк в настоящее время как агент Правительства РФ, а не в качестве управляющей компании, распоряжается этими деньгами в режиме временного размещения; вкладывает их в те ценные бумаги, которые определены специальным решением правительства. Такой режим будет сохраняться до момента, когда граждане сделают выбор.
Голосование по вопросу доверия тем или иным управляющим компаниям уже началось 1 ноября. Аналитики предрекают низкую активность электората, на уровне примерно 10 процентов. Именно этой активной части населения адресованы следующие рекомендации, озвученные Михаилом Дмитриевым. По его версии, есть четыре надежных критерия, руководствуясь которыми можно сделать удачный выбор управляющей компании.
Один из главных критериев - опыт работы компании на рынке. Если исходить из принципа "за одного битого двух небитых дают", то успешное преодоление кризиса дефолта 1998 года можно рассматривать как неоспоримое преимущество управляющей компании при прочих равных условиях.
Еще одно важное условие - диверсифицированная клиентская база. Если компания создана для того, чтобы обслуживать одну корпорацию или один крупный банк и работает только с его средствами, это не лучший выбор для размещения в ее портфеле накопительной части пенсии. Доверия граждан в большей степени заслуживают компании, которые работают с достаточно широким кругом физических лиц, в качестве участников паевых инвестиционных фондов. Более 20 компаний из числа зарегистрированных не удовлетворяют требованию диверсификации клиентской базы.
Следующий момент - необходимо оценить качество менеджмента управляющей компании. Для этого желательно убедиться, что в компании работают 3-4 специалиста, имеющие аттестаты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В более выигрышном положении находятся, конечно, крупные компании имеющие большой объем средств в доверительном управлении длительное время.
В качестве важного аргумента в пользу доверия конкретной управляющей компании может служить членство в объединениях профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такого рода объединения устанавливают достаточно жесткие требования к поведению своих членов, накладывают дополнительные обязательства по обеспечению прозрачности, информационной открытости, добросовестности поведения на рынке, и если компания не является членом профессионального объединения, это не лучшим образом сказывается на ее имидже.
Сбор информации по перечисленным пунктам, даже при условии наличия развернутых тематических публикаций в специальных деловых изданиях и на сайте Министерства финансов, тянет на серьезный аналитический груд. В связи с этим стоит обратить внимание на цену вопроса. Взносы в пенсионную систему в зависимости от возраста и года могут варьироваться от 2 до 6 процентных пунктов единого социального налога. Размер накопительной части пенсии, указанный в разосланных письмах Пенсионного фонда, сегодня вполне соизмерим с бытовыми расходами одного дня, в лучшем случае - недели. Стоят ли эти деньги такой озабоченности? Каждый должен сам принять решение или не принимать, такой выбор предусмотрен. Что касается возможных последствий, то Михаил Дмитриев сказал буквально следующее:
- Действующее законодательство запрещает управляющим компаниям делать прогнозы относительно будущей доходности от инвестирования пенсионных накоплений. Это расценивается как недобросовестная реклама. И, соответственно, сотрудники министерств и ведомств не вправе такие прогнозы делать. Тенденции, складывающиеся на рынках ценных бумаг, и объективная природа функционирования этих рынков показывают, что доходность от инвестирования в государственные ценные бумаги в среднем на длительных промежутках времени, скорей всего, будет ниже, чем доходность от вложения в негосударственные ценные бумаги. Таковы объективные тенденции, которые складываются не только в Российской Федерации, но и на большинстве финансовых рынков. Когда граждане делают выбор, они должны этот факт учитывать. Если они хотят иметь максимально консервативный и стабильный портфель, он должен состоять только из государственных ценных бумаг, но доходность в этом случае будет едва покрывать уровень инфляции в стране.
На самом деле эта тема актуальна, но в большей мере актуальна для тех, кто сегодня только вступает в трудовую жизнь. Для людей старшего и среднего возраста больший интерес в плане реальных гарантий достойного существования в старости представляют иные пенсионные схемы. 
Любовь СОКОЛОВА, Пермь. Газета "Деловое Прикамье", № 41 (106), 04.11.2003.

|