ИЗ ВСЕХ РЕФОРМ БАНКОВСКАЯ—САМАЯ ГЛАВНАЯ
Автор: Левченко Галина
Регион: Волгоград
Тема:  Сценарии для России
Дата: 30.07.2002

В первом номере нашего журнала был напечатан материал «С легкими задачами мы уже управились», опубликованный по итогам семинара, проведенного Клубом региональной журналистики «Из первых уст». Напомним, что благотворительный фонд «Открытая Россия» спонсировал организацию серии семинаров по экономической тематике, на которых журналисты региональных СМИ получили возможность из первых уст услышать разъяснения представителей федеральных органов власти и крупного бизнеса относительно проводимых в стране экономических реформ. «Открытая Россия» намерена и дальше осуществлять свою миссию по оказанию помощи провинциальной прессе в получении не интерпретированной столичными изданиями и телеканалами информации.

В апреле состоялся форум Клуба региональной журналистики, на который были приглашены наиболее активные его члены. В числе выступивших перед съехавшимися со всех концов страны работниками СМИ были два заместителя председателя правительства — Виктор ХРИСТЕНКО и Алексей КУДРИН. О чем они, а также другие докладчики форума сочли необходимым рассказать региональным журналистам, вы узнаете чуть позже, а пока немного впечатлений, предваривших начало данного мероприятия.

БОМЖАМ НОВЫЕ ЗАКОНЫ НЕ ПИСАНЫ

Первопрестольный град встретил ярким весенним солнцем и несметным количеством бомжующих граждан. И а прежние приезды в столицу обойти бомжей вниманием никак не удавалось. Но в этот раз показалось, что в Москве их просто полчища. Это, пожалуй, единственная прослойка общества, которую не волнует ни новый Трудовой кодекс, ни реформа ЖКХ, ни новая система пенсионного страхования, ни тем более перспектива вступления России в ВТО

Символичным выглядело такое совпадение: день открытия форума совпал со 140-летием со дня рождения выдающегося российского реформатора Петра Столыпина. Об этой дате напомнил транспарант, натянутый над проезжей частью Нового Арбата. На форуме нам предстояло услышать выступление здравствующих и к тому же молодых реформаторов сегодняшней России.

Непосильное налоговое бремя, коррупция и продажность высоких чинов во время военных действий — это то, что роднит нашу сегодняшнюю жизнь и происходящее в спектакле «Король Убю», поставленном в театре Александра Калягина. Постановка покоробила скабрезностью и примитивизмом попыток рассмешить зрителя, а также обилием непечатных выражений. Реальные бомжи и вымышленные герои спектакля с их неизысканными речами и неприличными телодвижениями слились в единое целое, настроив на невеселые размышления на тему «се ля ви».

ГДЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ДЕБОШИРЫ?

Поводов для невеселых размышлений оказалось предостаточно и после выступлений участников форума. Открыл его председатель правления нефтяной компании «ЮКОС» Михаил ХОДОРКОВСКИЙ, сделавший доклад на тему «Экономический рост России: возможности и пределы". Подъем российской экономики, на его взгляд, тесно связан с наличием в стране интеллектуальной элиты. Сегодня в потенциале она насчитывает от 2,5 до 4 млн. человек.

— На Западе люди, относящиеся к интеллектуальной элите, зарабатывают больше 100 тысяч долларов в год, — рассказывает Михаил Борисович — Внутренний валовой продукт, который дают эти 2,5—4 миллиона человек, больше, чем ВВП, который мы можем получить от всех отраслей экономики. Это действительно так Два года назад я присутствовал на Давосском форуме, на котором выступил премьер-министр Индии. Он обратился с достаточно горькими словами к представителям развитых стран Смысл его обращения заключался в следующем «Вы нам оказываете материальную помощь и в то же время забираете интеллектуальные ресурсы. Если вы заберете у нас 30 миллионов человек, мне не на что будет кормить остальной миллиард" Это выступление премьер-министра Индии подтверждает тот факт, что в современном мире главную ценность составляют мозги.

Что нужно сделать для того, чтобы темпы развития экономики России были не печальными — 2,5°/о—3 %, а такими, которые бы позволили в течение достаточно сжатого отрезка времени выйти на нормальный уровень жизни? Во-первых, необходимо решить задачу воспроизводства высококвалифицированных людей. Она складывается из двух составляющих: образования и культивирования идеологии предприимчивости. Просто образование никому не нужно Просто толковых людей — пруд пруди Нам нужны интеллектуальные дебоширы. Во-вторых, надо дать высокообразованным людям эффективно работать в России. В третьих, необходимо быстрее интегрироваться в мировую экономику. Если в ближайшей перспективе мы не договоримся с Америкой как с партнером, нам конец. Европа с нами сотрудничать не хочет, она нас боится. Никакой высокотехнологический прорыв без интеграции с США в сегодняшнем мире невозможен. Разрушить тонкую грань налаживающего партнерства с Америкой, неважно из-за чего — из-за ущемленного самолюбия, из-за ощущения того, что мы великие люди, — это значит нанести удар под дых и российской экономике, и по перспективе наших детей. За интеллектуальной элитой по всему миру идет охота. Из России ежегодно уезжает порядка 100 тысяч человек из разряда интеллектуальной прослойки общества. Этому в значительной степени способствует незащищенность людей как вообще, так и в частности перед правоохранительной системой, которая наносит огромный ущерб нашей стране. Государственническая идеология, господствующая в нашей правоохранительной системе, приводит к тому, что люди уезжают. К этому их подталкивает и сформировавшийся в обществе стереотип отношения к предпринимателям. Предприниматель — это почти синоним слова вор.

Чтобы талантливые люди не уезжали, а работали на благо всей страны, нужно создавать культ высокой зарплаты. В прошлом веке реальный рост американской экономики начался с формирования культа высокой зарплаты. Если это удастся сделать в нашей стране, мы получим развитие внутреннего рынка.

Важный фактор роста — развитие инфраструктуры: порты, дороги, связь. Сейчас государство пытается осуществлять такого рода проекты самостоятельно. Всегда плохо Всегда воровство. Всегда неэффективно. Создание структуры должно идти в рамках взаимодействия государства и частного бизнеса. Тогда есть шанс добиться необходимой эффективности.

Еще один серьезный фактор роста — это повышение доверия международного сообщества. Мы должны следить за своим языком. То, что мы о себе говорим, намного хуже того, чем мы на самом деле являемся. Это плохо. Например, уровень преступности в России ниже, чем во многих других странах мира. При этом Россия считается чуть ли не самой криминальной страной. В результате наш кредитный рейтинг ниже, чем у Польши.

Улучшению инвестиционной привлекательности страны сильно мешает коррупция. Этот барьер преодолевается крупными компаниями, но об него разбивает лоб средний и мелкий бизнес, который является становым хребтом гражданского общества. Я считаю, что несколько лет назад коррупция спасла страну от кровавой заварухи. За то, чтобы не было гражданской войны, платились взятки тем, кто мог ее развязать. Сегодня существование такой всеобъемлющей коррупции ничем не оправдано.

Экономика пойдет вперед быстрее, если будет осуществлена банковская реформа. Куча компаний и компанюшечек называет себя банками, и в результате банковской системы в общепринятом понимании в России нет. А без нормальной банковской системы невозможна ипотека, являющаяся важным механизмом развития экономики.

Камнем на шее экономики страны висит жилищно-коммунальная система. Бюджетные деньги, идущие на ее содержание, нужно отдать населению, а оно будет платить за оказываемые коммунальные услуги. Так появится рынок конкурентных услуг.

НАМ НУЖЕН ГАГАРИН СЕГОДНЯШНИХ ДНЕЙ

Рецепт выздоровления экономики России по Ходорковскому имеет точки пересечения с предложениями, прозвучавшими в выступлении директора проекта «Сценарии России» Владимира Преображенского. Группа исследователей под его руководством, выстраивая причинно-следственные цепочки, дает несколько вариантов будущего России При этом ученые подсказывают, на какие рычаги нужно надавить, чтобы будущее страны оказалось более прогнозируемым и самое главное — более благоприятным. Один из советов «сценаристов» состоит в поиске 10 миллионов буйных, то есть лидеров, которые способны что-то изменить и повести за собой всех остальных россиян к «светлому будущему». Буйные — это те или почти те же самые интеллектуальные дебоширы, о которых говорил Ходорковский. Буйным можно не только родиться, но и стать, сообразуясь со следующей формулой: мечтай — действуй — взаимодействуй — сопротивляйся — достигай.

Будущее России можно моделировать, запуская в жизнь различные программы. Одну из них в ходе форума предложили региональные журналисты. Суть программы — сформировать образ нового героя, который бы своим примером показывал, что нужно делать, чтобы прийти к лучшей жизни Российскому народу добиться успехов может помочь Гагарин сегодняшних дней.

ОСТУПИВШИСЬ НА ЛЕСТНИЦЕ, БЕГИ…ВПЕРЕД

Если Ходорковский и Преображенский сконцентрировали внимание на том, что необходимо сделать, чтобы Россия смогла войти в число развитых стран, то представители действующей исполнительной власти говорили не только о грядущих делах, но и о том, что делается сегодня. Вице-премьер Виктор ХРИСТЕНКО отказался от традиционного вступительного слова и отвечал только на вопросы журналистов. Один из них касался разграничения полномочий между различными уровнями власти. Вот что он сказал по этому поводу.

— Начиная с 19 98 года, правительство проводило реформирование межбюджетных отношений в жизнь. Не могу сказать, что все сделано так. как задумывалось, но на 90% удалось. До 2002 года речь шла только о настройке одного процесса — распределения средств Чрезвычайно важно, чтобы этот процесс был понятным и прозрачным. Сегодня мы добились такой ситуации, когда, вставляя цифры в формулу можно узнать, на что может рассчитывать тот или иной субъект Федерации Самое главное , что ему и про соседа все понятно. Потому что процесс сравнивания с соседом отнимает больше ума и дает почву для фантазий, чем анализ собственных позиций и дел Теперь мы стараемся акцентировать внимание не на распределении средств, поскольку здесь достаточно все понятно, а на разграничении полномочий и ответственности. А этот процесс чрезвычайно тяжелый и болезненный. Я не думаю, что нам хватит года или даже двух для того, чтобы его завершить Так получилось, что российское законодательство пронизано противоречиями, и нужно время, чтобы их устранить. Сложность состоит еще и в том, что у нас параллельно идут реформы — налоговая, бюджетная и межбюджетных отношений К этому можно добавить еще и другие реформы, которые реализуются в России. Когда я встречаюсь с иностранцами, то перечисление реформ заканчиваю, загибая 8-й палец, и потом прошу назвать хотя бы одну страну, которая могла бы одновременно это делать в данный период. Для любого самого амбициозного правительства было бы достаточно одной-двух реформ. Но у нас такая ситуация, что мы вынуждены это делать. Это как идешь по лестнице, а нога проскальзывает мимо ступенек. И вот, чтобы нос не разбить, надо бежать. Мы долго стояли в рискованном положении, теперь надо быстрее пробежать по лестнице реформ. Конечно, это тяжело.

То, что сейчас имеет место повышенная концентрация бюджетных средств на федеральном уровне, — это не есть политика. Это не означает, что так и дальше будет. По большому счету не должно быть расщепляющихся налогов. Ответственность региональной власти не должна сводиться к выплате, допустим, пособий ветеранам. Ответственность субъекта Федерации — это еще и полномочия по регулированию источников доходов. Сегодня эти полномочия минимизированы, хотя и постепенно расширяются. Я повторюсь: это не политика, это сопровождение осуществляемой налоговой реформы.

Один из заданных Виктору Христенко вопросов был относительно проявившейся тенденции по проведению банкротства регионов. Его точка зрения по этой проблеме такова:

— На мой взгляд, это логичная форма завершения процесса разграничения ответственности и полномочий между разными уровнями власти. Если отвечаешь, то должно быть понятно, чем и как. Если не соответствуешь уровню ответственности, то должны наступить последствия для тебя, но не для тех, кому ты призван был служить и помогать своим управлением. Это серьезная вещь, даже более чем. Процедура банкротства региональной власти не является эксклюзивной, она применяется в мировой практике. Выглядит она, наверное, на первый взгляд несколько кощунственно и даже цинично, но в принципе все логично. Не отвечаешь, не соответствуешь — отойди. Это означает введение прямого финансового управления со всеми вытекающими отсюда последствиями

ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КРИТИКИ НЕДОСТАТОЧНО ДЛЯ БЫСТРОГО РОСТА

Другой вице-премьер — Алексей КУДРИН — свое вступительное слово начал с комментария критики президента планируемых правительством темпов экономического роста:

— Проблема экономического роста не в том, что мы не знаем, что делать, что нам не хватает идей. Мы прекрасно знаем, что делать. Есть пакет подготовленных законопроектов, есть экономическая политика — меры, которые можем принимать в рамках полномочий правительства, и мы знаем, какие из них дают максимальный эффект Например, снижение налогов, сокращение расходов, отмена льгот. В нашей экспертной группе работает немало специалистов, хорошо знающих ситуацию в регионах, и их информация используется при принятии решений. Проблема в том, как необходимые с точки зрения правительства шаги воспринимаются населением, в какой степени они им понятны. Особенно остро вопрос адаптивности населения к переменам стоит в отношении реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Это самая тяжелая отрасль. Даже при нынешних тарифах она остается убыточной. Она работает хуже всех отраслей. Надо сделать так, чтобы людям было понятно, как будет проходить реформирование ЖКХ, и самое главное, к какому результату оно приведет. От этого-то и зависит темп данной конкретной реформы и экономических реформ в целом.

Вот сейчас идет дискуссия по вступлению России в ВТО. Мы понимаем тревогу тех, кто выступает против этого шага. Наша промышленность еще не встала на ноги, не прошла модернизацию, она еще не научилась продвигать свою продукцию на мировой рынок. Но если не открыть дорогу туда, то мы никогда и не научимся продвигать свои товары. Там наши товары, кстати, никто не ждет. Отсюда все эти обвинения в нерыночности страны, в демпинговых ценах. Вступление в ВТО позволяет убрать такого рода барьеры, то есть мы попытаемся получить статус страны с рыночной экономикой. Кстати, сейчас в США уже полгода идет судебный процесс по признанию экономики России рыночной. Его инициировало одно из российских предприятий, представившее доказательства того, что его продукция производится по правилам, диктуемым рыночными условиями, и потому имеет право выйти на американский рынок. Вступление в ВТО, я считаю, станет новым фактором и стимулом экономического роста. Но такие факторы создаются не сразу. Поэтому в связи с критикой президента мы говорим, что достаточно высоких темпов роста можно добиться в среднесрочной перспективе. Серьезные результаты мы получим в двух-трех-четырехлетний период.

Сейчас задача номер один не наращивать бюджетные расходы, а как бы их зафиксировать, чтобы путем некоторого уменьшения налогового бремени дать реальному сектору экономики возможность заработать прибыль для реинвестирования ее в производство. Таким образом, мы создадим предпосылки для более быстрых темпов экономического роста в дальнейшем. Но я опять должен вернуться к тому, что они во многом зависят от того , насколько их воспринимает население и насколько они поддерживаются политическими институтами. Мы все вместе должны ответить на вопрос: готовы ли мы к более высоким темпам роста?

В числе заданных Алексею Кудрину вопросов был вопрос о стимулировании роста зарплаты на предприятиях. Отвечая, он сказал:

— Это не простой вопрос. В последние два года рост зарплаты существенно опережает темпы роста производительности труда. Это значит, что доля зарплаты в себестоимости продукции увеличивается быстрее, чем объем ее выпуска. Это приводит к потере конкурентоспособности нашей промышленности. А это опасно. Поэтому сегодня есть существенное ограничение по росту заработной платы в виде социального налога. Сокращение ставки единого социального налога — это задача среднесрочной перспективы Мы планируем ее сократить в 2004—2005 годах. Еще одним стимулом роста заработной платы является вступившая в действие система пенсионного страхования, которая будет подталкивать к тому, чтобы работники требовали от работодателей большей оплаты труда, причем в легальной форме

Несмотря на сильное желание Алексея Кудрина в рейтинге структурных преобразований в стране поставить на первое место налоговую реформу, все-таки главной он считает банковскую реформу, исходя из степени важности банковского сектора для развития экономики страны.

— Половина банков страны к 2004 году должна либо повысить свою капитализацию, чтобы остаться в установленных пределах нормативов надежности, либо самоликвидироваться, — убежден вице-премьер, курирующий банковскую систему. — Половина банков страны сегодня не отвечает будущим нормативным требованиям. Необходимо четко отработать процедуру банкротства, чтобы ликвидируемые банки не погребли под своими обломками клиентов и чтобы реформирование банковской системы прошло максимально спокойно.

Когда встреча с вице-премьерами закончилась, организатор форума Ирина Ясина призналась, что их участие в мероприятии стоило ей нескольких лет жизни. Это, конечно, преувеличение, но доля истины в ее словах, безусловно, есть: слишком напряженный график у высокопоставленных правительственных чиновников. И то, что они все же нашли время встретиться с региональными журналистами, вызвано прежде всего их стремлением к данному прямому контакту. Нынешние реформаторы явно не хотят повторять ошибку Егора Гайдара, который знал, что нужно делать, чтобы вывести страну к рынку, но не позаботился о том, чтобы разъяснить это всем остальным гражданам России.  

Галина ЛЕВЧЕНКО

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики