ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ. НАМ УЧИТЕЛЬ ЗАДАЕТ СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ
Автор: Тринитадская Ольга
Регион: Саратов
Тема:  Проблемы образования
Дата: 23.01.2004

Капитал, инвестиционная привлекательность, ликвидность, фактор времени, стандарт и срок окупаемости - эти термины в сознании каждого из нас ассоциируются прежде всего с экономикой производства и уж никак не с образованием.

Между тем именно получение знаний - тот основной капитал, который человек собирает в течение жизни и так или иначе использует. Выбирая образование, мы оцениваем его инвестиционную привлекательность, прибыльность, риски, связанные с востребованностью, сроки окупаемости… Таким образом, экономическая терминология как нельзя лучше помогает раскрыть место образования в современном обществе.

ВРЕЗКА: Самым эффективным считается начальное образование. Если человек не умеет считать и читать, то в будущем он получит значительно меньше денег, нежели тот, кто сумел овладеть этими навыками. Именно поэтому наиболее удачными с экономической точки зрения являются инвестиции в начальное образование развивающихся стран.

Нас всех учили понемногу

Вопрос, казалось бы, актуальный для образования во все времена, сегодня приобретает государственное значение. Уже не первый год ведущие российские ученые и политологи говорят о том, что процессы глобализации и информационной интеграции, происходящие в мире, обесценивают тот стандартный багаж знаний, которым мы привыкли грузить наших детей. Информация стремительно дешевеет и переходит из разряда личного ресурса в общедоступный. Сегодня, находясь практически в любой точке земного шара, можно войти в интернет и узнать все, что интересует по ботанике, зоологи, химии… В связи с этим возникает вопрос эффективности использования времени, а это как правило 15 лет жизни, затраченного на получение образования.

Большая часть информации, которую нам пытаются вбить в память, либо благополучно испаряется после сдачи очередного экзамена, либо фатально преследует в течение всей жизни.

Математик номер один в России - Владимир Успенский в свои 72 года говорит, что его всю жизнь мучает вопрос: "Почему и за что он помнит, как несет яйца крокодил?". Другими словами, возникновение единого информационного пространства выдвигает на первый план в образовании не набор знаний, а умение их получать.

ВРЕЗКА: Сергей Караганов, глава Совета по внешней и оборонной политике: "Многие в России не понимают процессов глобализации и информационной революции, видя в них только угрозу. Отсюда крен в сторону изоляционизма. В итоге мы остаемся в стороне от мировых процессов. Страна нуждается в масштабной реформе образования. Однако реформы все нет, а то, что предлагается вместо нее, вызывает изумление. Вместо введения обязательной компьютерной грамотности предлагают возродить преподавание начальной военной подготовки".

Чему-нибудь и как-нибудь

На протяжении последних лет летчики-истребители Израиля занимают первые места во всевозможных учениях, обыгрывая экипажи США и Евросоюза. Секрет в том, что современные системы слежения практически исключают возможность встречи противника в бою. Поэтому выигрывает не тот, кто налетал большее количество часов, а тот, кто умеет логически мыслить. "Мы учим наших летчиков думать", - говорят израильские командиры. Эта частная ситуация отражает общие тенденции в образовательном процессе. Предметы, дающие знания и навыки, а это прежде всего естественный научный цикл, уступают место дисциплинам, тренирующим мозги.

ВРЕЗКА: Евгений Сабуров, научный руководитель института развития образования ГУ ВШЭ: "Когда на российском Совете по развитию образования, куда входят экономисты, военные, бизнесмены, пронеслась весть, что из учебников математики вычистили текстовые задачи, завопили бизнесмены: "Что вы делаете? Вы же подрываете бизнес! В бизнесе самое важное, чтобы предприниматель понял, о чем идет речь, и сказал, что надо считать".

К сожалению, сегодня для многих участников образовательного процесса (особенно это касается средней школы) соединение математики и гуманитарных дисциплин звучит как парадокс. Между тем очевидно, что литература, история, граждановедение развивают способность логически мыслить не меньше, чем математика. Весь XX век эти дисциплины были отягощены идеологической нагрузкой, и это негативно сказалось на их статусе.

Ни для кого не секрет, что сегодня при выборе профиля в старших классах те, кто не успевает по точным дисциплинам, честно видят себя гуманитариями. Во многом этому способствует уровень требований, которые выдвигают преподаватели данных дисциплин. Большая часть из них полагает, что с исчезновением идеологической шелухи изучение литературы и истории сводится лишь к содержательному аспекту. Собственно, этим и продиктовано появление такого большого количества шпаргалок по литературе, кратко пересказывающих тексты произведений.

Между тем одна из главных задач учителя-гуманитария - научить детей видеть и понимать взаимосвязь фактов и событий в истории или в литературном произведении. Здесь интересен опыт итальянцев и англичан, у которых нет как такового экзамена по литературе. На примере произведений одного автора - Шекспира в Англии и Данте в Италии - детей учат читать художественный текст. Нет цели объять необъятное, есть цель научить думать.

Если система образования в России только сейчас начинает медленно и неповоротливо разворачиваться в сторону общемировых тенденций, то рынок труда гораздо оперативнее отозвался на эти изменения. Современного работодателя интересуют не столько знания, которые человек получил во время обучения, сколько его способность или неспособность учиться и преодолевать препятствия.

ВРЕЗКА: Считается, что в современном обществе на любой работе человек способен освоить любые навыки за три-четыре месяца. Данное правило распространяется на тех индивидуумов, которые вообще способны учиться.

В связи с этим возникает еще одни вопрос: кто должен отвечать за образование? Самый простой и очевидный ответ - общество. Именно оно является главным заказчиком образования. Другими словами, родители, бизнес-сообщество, власть должны если не диктовать, то активно влиять на содержание образования. За рубежом такие функции осуществляют ассоциации выпускников. Они окончили это учебное заведение, они попробовали вложить свой капитал-образование и получить дивиденды, они видят риски и могут помочь тем, кто идет следом, этих рисков избежать. Именно ассоциации выпускников утверждают школьные и вузовские программы. К сожалению, в России пока родители, как и бизнес, крайне вяло участвуют в заказе на образование. Хотя, безусловно, недовольство есть. И сегодня молодые мамы, приводящие своих детей учиться в престижные школы, которые некогда окончили сами, все чаще с возмущением замечают: наших детей учат так, как учили нас, но ведь жизнь меняется…

Материал подготовлен на основе выступления научного ректора института образования ГУ ВШЭ Евгения Сабурова на семинаре клуба региональной журналистики.  

Ольга ТРИНИТАДСКАЯ, Саратов. "Неделя области", 10.12.2003

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики