ЭХ, НАЛОГИ -- НЕ ПЫЛЬ, НО ТУМАН
Автор: Малина Наталья
Регион: Уфа
Тема:  Налоговая реформа
Дата: 30.07.2002

Министр финансов РФ Алексей Кудрин — о бюджете, текущем моменте и малом бизнесе

Темой не одного дня стало стремление Президента России Владимира Путина помочь малому бизнесу. Во что реально выльется намерение правительства ослабить налоговое бремя для предпринимателей, сказать сегодня трудно. Законопроект обречен на корректировку. Наверное, к счастью. Потому что правительственный вариант заставил бы бизнес искать лазейки. Впрочем, зачем искать? Они и так на виду. Ограничить годовой оборот предприятия 10 миллионами рублей и число сотрудников количеством в 20 человек — на бумаге сотворить требуемое не составит труда. Укрытие доходов обеспечено. Хотели, конечно, как лучше — дать им возможность развиться, а потом, как развернешься, — будь добр, плати налоги, как все. А платить, как все, «после малины» не захочется. Придется уходить в тень, на свету оставляя 20 сотрудников, или дробить предприятие.

Как заявил на форуме Клуба региональной журналистики "Из первых уст", который прошел недавно в Москве, министр финансов России Алексей Кудрин, правительство предвидит то, что крупные предприятия могут «перейти» в малые ради льгот. Конечно, оно понимает, что малый бизнес — это не только определенные им критерии. Хотелось бы дать льготы и остальным, но...

— В этом случае мы потеряем большую часть ожидаемых налогов, — говорит Алексей Кудрин. — Все-таки те, у кого годовой оборот более 10 миллионов рублей, должны платить полноценные налоги. Повторяю, хотелось бы поддержать и их, но мы не можем пока себе это позволить.

А депутаты — могут. Некоторые из них предлагают вообще не ограничивать оборота, а число работающих поставить в зависимость от отрасли — до ста человек в промышленности, транспорте и строительстве, до 30 — в общепите и розничной торговле, в остальных отраслях — ДО 50.

Но можно пойти и другим путем, уже опробованным нашей республикой, — дать льготы предпринимателям, занятым в отраслях, определенных приоритетными.

Как бы то ни было, сами виновники споров не спешат проникаться чувством глубокой благодарности за возникшее у верхов внимание к их проблемам. Нет, дело не только и не столько в утрате доверия к государству, а в том, что налоги — полбеды для предпринимателя. Другая половина — невозможность получения кредитов на приемлемой основе и бесконечные проверки контролирующими органами.

Алексей Кудрин своевременно отметил, что уменьшение налогового бремени — это лишь одна из инициатив правительства в отношении предпринимательства. В ближайшее время будет утверждена федеральная целевая программа поддержки малого бизнеса.

— Там больше элементов, связанных с поддержкой инфраструктуры малого бизнеса, налоговым и юридическим консультированием, доступностью к информационным ресурсам, маркетинговым услугам (так как малый бизнес не обеспечен ими в полной мере), доступ к кредитным, финансовым ресурсам. То есть это целая система мер.

А о дальнейшем снижении налогов министр финансов рассказал подробнее. Замечено, что правительственные чиновники любят эту тему, хочется надеяться потому, что налоговая реформа дает неплохие результаты. Во-первых, Алексей Кудрин отметил, что задача 2003 года — принять такую главу Налогового кодекса, как налог на недвижимость, который будет некоторое время параллельно существовать с налогом на имущество, затем они оба будут объединены. В 2004 — 2005 годах правительство пойдет на уменьшение единого социального налога. Подоходный останется неизменным — 13 процентов. С 2004 года возможно снижение ставки НДС с одновременной отменой ряда льгот.

Однако возникает вопрос — за счет чего правительство хочет построить налоговый рай 7 Министр финансов ответил на него искренне

— Когда я говорю про снижение налогов, это означает, что мы должны говорить о сокращении расходов в ряде отраслей по нашему федеральному бюджету и бюджету субъектов РФ. Правительство определило, что 2000 — 2001 годы были успешными для российской экономики и реальные бюджетные расходы выросли на 16 процентов в 2000-м и на 22 процента в прошлом году. Это означает, что бюджеты всех уровней стали получать на 22 процента больше средств, то есть больше отремонтировали и построили школ и так далее. Таких результатов удалось достичь благодаря высоким ценам на нефть и существенному росту сбора налогов. То есть мы собрали хорошие доходы и смог ли увеличить расходы. Чтобы дальше проводить налоговую реформу, нужны ресурсы. Сейчас надо поддержать реальный сектор для того, чтобы предприятия смогли накопить прибыль, инвестировать ее, расширить и модернизировать производство. Для этого мы пойдем на определенное сокращение бюджетных расходов. Экономический рост сегодня — это выбор ради реального сектора.  

Гульнара МАВЛИЕВА

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики