Все мы являемся злостными нарушителями правил, установленных государством
Что регулирует предпринимательскую деятельность? Множество законов, нормативных актов, постановлений, среди которых есть Закон о техническом регулировании. Как бы скучно ни звучало это словосочетание, от него напрямую зависит спокойствие предпринимателя, а также всех хозяйствующих субъектов, задействованных в процессе предпринимательской деятельности.
Вы когда-нибудь задумывались, какие правила применяются по отношению к ложке, которой вы едите - какое содержание того или иного металла должно быть в столовых приборах, а какого категорически не должно быть? Какое максимальное количество формальдегида должно быть в ДСП в составе вашей кухонной мебели? Подобные правила распространены на все предметы, которые нас окружают на протяжении всей жизни. Эти правила не обязательно знать всем нам, но их знает, устанавливает и контролирует государство путем множества ГОСТов, САНПИНов и других регулирующих правил.
Наше государство встало на путь проведения реформы технического регулирования, которая будет длиться в течение 7 лет. В результате ее будет действовать единая национальная система стандартизации. Насколько это важно, убедительно доказала одна их основных инициаторов этой масштабной реформы заместитель председателя Госстандарта России Марина Глазатова на семинаре Клуба региональной журналистики "Из первых уст".
Во времена плановой социалистической экономики существовал только один заказчик в лице государства, он же был изготовителем и исполнителем всех своих заказов и, естественно, первичным потребителем. Обязательные требования государство накладывало на все, в том числе и на потребительские свойства товара. Но экономическая система поменялась, а совокупность требований осталась такой же.
Пришли времена рыночной экономики, и государство перестало быть монополистом во всем, что оно производит и потребляет. В лице других заказчиков появились и различные требования к потребительским характеристикам товара. Поэтому возник экономический конфликт с одной стороны и правовой - с другой.. Изготовитель хочет выполнить условия своего заказчика и при этом соблюсти властные решения государства, и иногда одно другое взаимо-исключает.
Приведем простой пример. Много лет назад государство своими решениями установило форму котлет. Да, у нас, оказывается, есть такой ГОСТ! Котлеты должны быть круглыми. Представьте, что кафе некоему изготовителю заказывает продолговатые котлеты - ему удобней их жарить на сковороде определенной формы. Но ГОСТ этого не предусматривает. В принципе, форма котлет относится чисто к потребительским свойствам товара и не относится к требованиям безопасности. Получается, что предприниматель вынужден нарушать требования установленные государством и впадает в конфликтную ситуацию с государственным контролем и надзором. Предприниматель вынужден платить штрафы, ему это экономически невыгодно. А с другой стороны, с ним могут нарушить контракт заказчики, так как в данном случае круглые котлеты никому не нужны. Получается, что предприниматель, пытаясь приспособиться под потребительские свойства товара, находится в постоянной виновности у государства. Абсурд полный.
Иногда требования носят такой характер, что даже если предприниматель поставил себе целью своей жизни соблюсти все требования, то всегда найдется с добрый десяток требований, которые он все же не исполнил. И государственный контроль и надзор тогда сможет наложить штраф и потребовать исполнения нарушенных требований. Оказывается, существует около 60 тысяч требований, так называемые ОСТы, ГОСТы (государственный стандарт), САНПИНы (санитарные нормы и правила), СНИПы (строительные нормы и правила), нормы пожарной, ветеринарной безопасности и др. Большое их количество было разработано в 1956, 1958, 1961 годах вплоть до 1975 года. Все они сейчас действуют, их никто пока не отменял.
Одних ГОСТов существует только около двадцати трех с половиной тысяч. К тому же, многие из этих требований не прозрачны и не открыты.
Заместитель председателя Госстандарта России привела еще несколько доказательств абсурдности ситуации. Например, ГОСТ от 82 года устанавливается, что селедка должна быть от 15 до 20 сантиметров длиной. При этом вся поступающая на рынок селедка из Прибалтики длиной от 20 до 25 сантиметров. Что делать? Как у Козьмы Пруткова: "Если на клетке слона написано "верблюд", не верь глазам своим". Все мы с вами нарушаем ГОСТ 1956 года, который устанавливает, что хлеб должен храниться, транспортироваться и продаваться в упаковке из материи.
ГОСТ 1961 года устанавливает, что на котлах под давлением должно быть специальное окошечко, через которое будет видно, как работает этот котел. Это окошечко во всем мире перестали делать еще в 1975 году. У нас до сих пор этот ГОСТ является обязательным. Любой инспектор, придя к предпринимателю, у которого стоит такой котел, и, видя, что у него вместо окошечка стоит специальный приборчик, говорит, что это не соответствует ГОСТу. И штрафует его за отсутствие этого окошечка. Пример по поводу решеток на окнах: милиция требует, чтобы решетки на окнах стояли внутри помещения для охраны. А пожарные говорят, что решетки на окнах должны стоять снаружи, потому, что если будет пожар, то их легче будет убрать, чтобы проникнуть в помещение. А знаете ли вы, что по САНПИНу в комнате, где находятся компьютеры, шторы должны быть длиной метр восемьдесят пять?
"Требования, конечно, должны быть, потому что они есть в любом государстве. Но не такие. Они должны быть направлены на выполнение основной государственной функции: защита жизни, здоровья, сохранности имущества и окружающей среды. А не на введение в заблуждение потребителя. Это государственная функция, она должна быть выполнена безусловно и обязательно, потому что иначе зачем нам, гражданам, государство, которое не исполняет своих функций?", - считает Глазатова.
Весь огромный массив обязательных требований на этапе проведения реформы технического регулирования разделен на две части - требования, которые относятся к безопасности и исполняют государственную задачу и требования, которые носят характер потребительских свойств продукции. Первые - безусловны и обязательны к исполнению, вторые относятся к добровольной сфере - пусть рынок сам решает, какие требования предъявлять к той или иной продукции. Государство не должно устанавливать никаких ограничений, кроме одного - чтобы это было безопасно.
Грань между требованием, которое носит потребительский характер, то есть, характер конкурентных преимуществ продукции, и требованием, которое носит характер безопасности, установить и легко и трудно одновременно. Например, наличие витамина в молоке - это потребительское свойство продукции или требование безопасности? Для взрослых это потребительское свойство. А для детей в возрасте от нуля до одного года наличие витамина в молоке носит характер обязательного требования для защиты их жизни и здоровья. Поэтому, для взрослых это требование носит характер потребительских свойств продукции, а для определенной социальной категории граждан - обязательный. Постоянный, тонкий учет и понимание характера требования будет происходить на этапе инвентаризации реформы и будет длиться все 7 лет.
По словам Марины Глазатовой с такой экономически неэффективной, неудобной, неадекватной системой и призвана бороться реформа технического регулирования. Для того, чтобы понять, откуда вообще взялось понятие "технического регулирования", с 2000 года были приняты законы о государственной регистрации юридических лиц, закон и лицензировании и закон о государственном контроле и надзоре.
Все действия нацелены на то, чтобы экономика России и экономическое пространство России было прозрачным для всех, кто желает на нем работать. Чтобы общество было готово с одной стороны выполнять те требования, которые устанавливает государство, а с другой - чтобы властные решения государства были адекватны сегодняшней экономической ситуации.
"Если заниматься пересмотром, инвентаризацией именно ГОСТов, ОСТов, САНПИНов, не разрабатывая при этом технические регламенты, то мы не проведем реформу. Ситуация изменится тогда, когда вместо них будет совокупность или свод технических регламентов. Мы получим техническое законодательство Российской Федерации, которого сейчас у нас нет", - уверена зампредседателя Госстандарта России. 
Анастасия КАРЯКИНА, Саратов. "Новые времена в Саратове", 16.01.2004.

|