Пенсионная реформа является сегодня главной темой многих журналистских выступлений. И не случайно. Она, наряду с реформой военной службы, административной реформой, является одним из самых крупных проектов нынешнего правительства. Худо-бедно, но большинство граждан теперь уже получили представление о том, что представляет собой реформа.
Но не всем известна ее предыстория. Она весьма интересна. О ней мы узнали от господина Павла Теплухина, с которым встретились в Москве, на одном семинаре клуба региональной журналистики "Из первых уст". Это имя хорошо знакомо тем, кто следит за новостями российского фондового рынка. Павел Михайлович - президент управляющей компании "Тройка Диалог" - одного из самых успешных операторов рынка ценных бумаг. Компания управляет деньгами самых разнообразных юридических и физических лиц.
Итак, когда же возникло само понятие "пенсионная реформа"? Впервые оно было озвучено в 2000 году, когда обнародовали десятилетний план работы правительства. Но в умах прогрессивных людей нашего времени понятие, естественно, созрело уже давно. Потому что перед обществом встал ряд очень серьезных проблем, которые решать нужно было незамедлительно. Первая из них - это обеспечение экономики "длинными" деньгами. Она высветилась довольно остро. В 90-х постепенно стали выходить из строя основные фонды предприятий. Инвестиции в основной капитал не шли: это невыгодно, потому что окупаются они не так быстро. Поэтому, как отмечает Павел Теплухин, "стали случаться всевозможные катаклизмы". "Самым видимым катаклизмом" Павел Михайлович назвал пожар на Останкинской телебашне. Он, по словам Теплухина, произошел "просто потому, что башню давно не ремонтировали". Возник естественный вопрос: где же взять деньги на обновление оборудования и прочего основного капитала российской экономики?
Вторая проблема, тоже не менее острая, - демографическая. У нас в стране не все так хорошо с воспроизводством населения. И если бы мы продолжали жить при распределительной пенсионной системе, то нетрудно представить, что получили бы уже через несколько лет. Ведь что такое - эта самая распределительная пенсионная система? Это когда работающие граждане содержат неработающих.
- В 1995 году у нас было два работающих, которые зарабатывают и платят налоги в расчете на одного пенсионера, который из этих налогов получает пенсию. Примерно к 2010 году получится один к одному, - вот такую перспективу, которая нас ожидает, обрисовал Павел Теплухин. Потому-то и возник опять- таки довольно сложный вопрос: где взять деньги?
Третья проблема - наш менталитет. Как говорит Павел Теплухин, "все мы на генном уровне привыкли размышлять, что если какая-то проблема случится, то всегда есть царь-батюшка, либо политбюро, либо генеральный секретарь, либо кто-нибудь еще, кто поможет в трудную минуту, подставит плечо, позаботится, даст денежку..." Что, узнали себя? Смешно, но в то же время очень грустно. К сожалению, Павел Михайлович прав: у нас действительно такой менталитет. Но его нужно как-то менять, считает наш собеседник. Нужно выработать у людей понимание, что молодой, здоровый, физически нормальный человек должен работать, чтобы "заработать на себя, на свою семью, себе на пенсию". Это его задача. "Государство о нем не позаботится. Государство будет заботиться только о сирых и убогих. Об инвалидах. О тех, кто по разным причинам не могут самостоятельно себя содержать ни сегодня, ни в старости".
Пожалуй, пенсионная реформа - очень действенная мера попытаться изменить менталитет людей. Теперь человеку придется самому накапливать на старость. Придется, что называется, "пораскинуть" мозгами, чтобы правильно инвестировать свои деньги. Конечно, государство будет выплачивать "некий минимум", равный одному МРОТ (минимальному размеру оплаты труда). Но только вот ведь в чем дело - прожить-то на него нельзя! На сегодня, к слову, этот "минимум", о котором говорит Теплухин, - 600 рублей...
Почему о пенсионной реформе заговорили лишь к 1998 году? Ведь, наверное, мы уже упустили немало времени. Перейти от одной системы (распределительной) к другой (накопительной) сразу невозможно. Переходный период затянется не на один десяток лет. Господин Теплухин на этот вопрос дал очень интересный ответ. По его мнению, ни одно из правительств, которые существовали с 1991 года по 1998, не могли сформулировать пенсионную задачу. Конечно, не потому, что там были глупые люди. Просто срок службы каждого из них ограничивался одним-двумя годами. Они не ставили перед собой длинных задач (а пенсионная реформа, как видим, как раз таковой и является).
- Решать длинные задачи, которые дадут эффект через десять лет, им было абсолютно неинтересно, - говорит Павел Теплухин. - Если ты что-то делаешь, напрягаешься, а результаты получит через десять лет какой-то твой последователь, который не вспомнит про тебя, то зачем напрягаться? Поэтому прежние правительства эту задачу не решали.
Не менее интересно президент компании "Тройка Диалог" рассказал о "подковерной борьбе" между различными ведомствами, которая началась сразу после того, как обозначились контуры предстоящей пенсионной реформы - очень денежного проекта.
- Когда ведомства чувствуют запах денег, особенно, больших денег, они начинают конкурировать между собой за право контролировать эти деньги.
Началась довольно жесткая конкуренция. Каждый доказывал, что именно ему, как говорится, сам бог велел заниматься пенсионной реформой...
Ну, к счастью, теперь все эти передряги уже позади. Пенсионная реформа началась. И скоро, говоря языком чиновников, она вступит в свою активную фазу. 
Снежана МУХАМАТДИНОВА (псевдоним - КАМСКАЯ), Уфа. "БАШвестЪ", 24.11.2003.

|