НЕ ВЫДЕЛЯТЬСЯ - ПЛОХО!
Автор: Тригубович Юрий
Регион: Новосибирск
Тема:  Гражданское общество
Дата: 02.02.2004

У советских диссидентов и российских олигархов одна судьба

Последние события, связанные с НК "ЮКОС" и арестом ее президента Михаила Ходорковского, заставили совсем иначе взглянуть на выступления двух человек на семинаре "Из первых уст" Клуба региональных журналистов, на котором автор этих строк побывал в конце сентября. Это сам Михаил Ходорковский и Олег Радзинский, председатель совета директоров "Рамблер Медиа Групп". Причем тема выступления Ходорковского была обозначена как "Перспективы развития нефтяной отрасли России", а Радзинский говорил о способности личности к противостоянию. Они выступали друг за другом. Радзинский даже приехал раньше, чтобы послушать Ходорковского. В этом сейчас тоже можно усмотреть некую необъяснимую связь.

Небольшое отступление.

Олег Радзинский американец. Американцем он не был. Но стал им. Благодаря государству СССР.

В начале 80-х его осудили по 70-й, антисоветской статье. В то время Олег Радзинский, сын известного российского историка и драматурга Эдварда Радзинского, только что окончил филологический факультет Московского госуниверситета и поступил в аспирантуру, которую ему не суждено было окончить. Рафинированному мальчику из интеллигентной семьи КГБ СССР предъявил 354 эпизода антисоветской деятельности, уложенных в 7 томов уголовного дела. Олег Радзинский поехал отбывать наказание в Томскую область на лесоповал.

В 1987 году, после того, как первый и последний президент СССР Михаил Горбачев и президент США Рональд Рейган подписали в Рейкьявике соглашение, по которому Рейган обещал больше не размещать ракеты "Першинг" в Европе, а Горбачев - не сажать диссидентов, Олега Радзинского выслали из страны. Американский президент дал Горбачеву список из 43 российских диссидентов. Радзинский оказался в их числе.

Так он стал американцем.

На сентябрьской встрече Олегу Радзинскому задали вопрос, что значит для него патриотизм? Он ответил, что не может назвать себя патриотом никакой страны. "Я патриот идеи гражданского общества, - сказал он. - За нее я готов бороться в этой стране, в Соединенных Штатах, где-то еще."

Это личный выбор Олега Радзинского.

Однако, страшно подумать, чем он продиктован - тюрьмой. Другими словами, отношением государства к своему гражданину. Оно складывалось из представлений высокопоставленых партийных чиновников о том, что можно читать советскому человеку, а что - нельзя. О чем можно говорить, а о чем и помыслить невозможно. При всем том, Олег Радзинский заметил, что к диссидентам себя не причислял, в их деятельности не участвовал.

Его к ним причислило государство.

А затем и вовсе отказалось от гражданина Радзинского. Его лишили гражданства.

Конкретные исполнители, выражавшие волю государства, понимали, что изжить инакомыслие, в общем-то, невозможно. Как рассказал журналистам Олег Радзинский, начальник его следственной группы как-то заметил, что "никогда мы не победим диссидентское движение". Радзинский его успокаивал: "Сергей Борисович, что же так пессимистично? Вон вы сколько пересажали". Он говорит: "Да, сажай вас. Мы должны запретить преподавать русскую литературу в школах, тогда, может и получится".

Михаил Горбачев сдержал свое обещание - не сажать диссидентов. Вернул из ссылки Андрея Сахарова. Времена стали бурно меняться. Казалось, в сторону высвобождения личности из-под государственного давления. Но после развала СССР и окончания ельцинской эпохи что-то опять стало незримо меняться… Появились новые политэмигранты - Березовский, Гусинский...

Выступавший перед Радзинским Михаил Ходорковский, еще до ареста заявлявший, что не станет политэмигрантом, сделал другой выбор… Когда его впрямую спросили об этом, он прямо ответил:

"Этот вопрос я ставлю перед собой достаточно часто. А почему бы не плюнуть на все и не уехать… Не могу понять. Я много езжу за границу. Там я в значительной мере свой. А она для меня не своя. Почему - не могу понять. То, что происходит в России, меня волнует. То, что происходит за пределами России, меня, конечно, тоже волнует, но не так."

Олег Радзинский считает, что Ходорковский - патриот своей страны:

"Потому что он дает работу сотням тысяч людей. У каждого или каждой из которых есть семьи. Он думает о них. Казалось бы, что ему. Есть эти 2 миллиарда дивидендов, которые разделили нефтяные компании, и все, отправил их за границу и забыл. Я помню этот момент, когда я был членом экспертного совета приватизации при Анатолии Борисовиче Чубайсе, с американской стороны. Я помню, как Джефри Сакс, экономист, сказал: "Наша большая ошибка в том, что мы не думали". Мы решили, что мы дадим всем все приватизировать, и они здесь все оставят, как было с Морганами, Рокфеллерами и так далее. Мы не учли того, что капитал транснационален, что эти деньги, которые заработались здесь, не пришли, пока капитал не стал репатриироваться обратно в 1996 году. В 1996 году началась первая репатриация капитала после массового бегства капитала.

Что делает Ходорковский? Он тратит свои личные деньги, которые ему не очень легко дались. Я на Фондовом российском рынке с 1993 года. Очень много пройдено всяких трансакций вместе с "ЮКОСом". Мы знаем, как это все было не просто для них. Как все было не просто с приватизацией "Восточной нефтяной компании". Он тратит большую часть этих денег на создание российского общества, на то, чтобы его работники жили хорошо и ощущали себя гражданами. Они ощущают себя гражданами, потому, что у них есть экономические права. Он пытается научить их каким-то социальным правам. На мой взгляд, это патриотизм."

Михаил Ходорковский, действительно, убежден, что проблема России - это отсутствие гражданского общества. По его мнению, все остальные проблемы второстепенные, в том числе проблемы экономического роста. Президент "ЮКОСа" считает, что гражданское общество - непременное условие для высокоэффективной экономики.

Он убежден, и это подтверждает статистика высокоразвитых стран, что основную прибыль в государстве создают 2-3 процента населения. Среднемировые цифры - 5 процентов.

"Каждый человек такого уровня дает в год приблизительно от 300 тысяч до миллиона долларов продукта - вот его производительная мощность. То есть как только мы с вами теряем молодого человека с мозгами, с учетом того, что в сегодняшнем мире бизнес-карьера продолжается 30 лет, мы с вами теряем 30 миллионов долларов сразу. - Михаил Ходорковский в этом месте начал заметно горячиться. - Нам необходимо желание этих людей жить в России, потому что если у них желания такого не будет, то они смогут легко уехать, потому что спрос на такого рода людей огромен по всему миру."

Глава "ЮКОСа" считает, чтобы "эти люди захотели жить в России, нужна демократия". Эти люди, по мнению Ходорковского, не хотят чувствовать себя дискомфортно в разговоре с милицией, хотят смотреть ту программу, которую хотят смотреть, читать ту газету, которую хотят читать. Они хотят, чтобы общество им предоставило право участвовать в общественной жизни, то есть выбирать тех людей, которые им нравятся.

Убежденность Ходорковского уже давно вылилась в конкретные действия. "ЮКОС" запустил программу интеренет-образования учителей, финансирует госпрограмму поддержки и создания сельских библиотек страны, помогает становлению молодежи в различных профессиональных сферах, поддерживает театры… Не говоря уж о социальных программах внутри нефтяной компании. Всего не перечислить. Но - это все и есть основа гражданского общества. В частности, непрерывное образование людей. А наше государство уже давно поставило в унизительное положение даже общее образование, обрекло его на полунищенское существование.

Михаил Ходорковский не рассказывал, как Олег Радзинский о способности личности к противостоянию. Но как иначе назвать эту "благотворительность" нефтяного магната? Причем он призывает - выделяйтесь! По его мнению, не выделяться - это плохо:

"У нас есть некоторые проблемы, связанные с тем, что вообще культура нашей страны - она такая общинная, и она как бы диктует членам своего сообщества "не выделяйся" - это крайне плохо, потому что в современной экономике невыделяющийся человек не реализует свой потенциал. Там, где удается эту культуру поменять, - а, например, в Сибири она несколько другая, в Сибири более предпринимательская культура, - там доля таких людей начинает увеличиваться. Они есть везде, но просто их надо подтолкнуть, их надо не то чтобы подтолкнуть, их не надо бить по голове."

Гусинский с Березовским выделились. Государству это не понравилось. Их "ударили по голове", они - сбежали. Ходорковский, которого многие считают жуликом, тоже выделился и отправился в тюрьму, выписав на полгода газеты. Потому что он чувствует свою абсолютную правоту? Или потому, что пытается жить по законам цивилизованного общества в стране совсем нецивилизованной?

Индивидуальный тюремный опыт, который "вывел" Олега Радзинского в люди, развил его способности к противостоянию, может кому-то оказаться не по зубам. Но этот факт наводит на мысль, что подавляя людей, не согласных с тоталитарным устройством СССР, государство само подрывало свои имперские основы. Подавляя, селекционировало диссидентское движение, умножало его силу. Кто знает, может быть, благодаря этой селекции, в современной России до сих пор не вымерли демократы? Тот же Михаил Ходорковский. Правда, их по-прежнему пытаются изжить. Как и саму идею демократии. Иными методами. Но - изжить.

Ходорковский, в отличие от других олигархов, тратит свои деньги на создание хоть каких-то основ гражданского общества. Но, при этом, когда говорят о судьбе Ходорковского, часто оперируют тем, что, мол, олигарх тратит деньги не просто так - ради идеи, а в личных корыстных целях.

А какая разница?

Дело ведь не в том. Как когда-то СССР нынешнему государству Россия не выгодно иметь выделяющихся граждан. Они, почувствовав себя экономически свободными, пытаются покуситься на святая святых - принимать собственные решения, а не ждать милостыни от чиновников. Другими словами, Михаил Ходорковский стал претендовать на изменение структуры государственного управления. Она ему не нравится! Хотя многие из нас хотят жить в государстве, которое не "делает" людей, а в государстве, которое делают люди.

Но инакомыслие, как и в советские времена, у нас под запретом. Другие олигархи о гражданском обществе помалкивают, государственное управление не критикуют. Их и не трогают. Пока. Президент даже попросил не впадать в истерику по этому поводу. Правда, не сказал - кого он об этом просит… Может быть, себя?

В советские времена диссидента, не считавшего себя таковым, филолога Олега Радзинского посадили за антисоветскую пропаганду. В нынешние - "демократические" времена управленца Ходорковского, пропагандирующего демократические принципы, посадили - за "экономику".

У этих двух людей очень одинаковая судьба.

Но есть одно отличие. Олег Радзинский выбрал эмиграцию. Михаил Ходорковский от нее отказался. А это уже не экономическая, а гражданская позиция.

Ее трудно оспорить. Можно только запретить, как в былые времена.  

Юрий ТРИГУБОВИЧ, Новосибирск. Опубликовано в "Новой газете" (Региональный новосибирский выпуск), № 43, 5 ноября 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики