ЮКОС ПРОРУБИЛ ОКНО В АЗИЮ
Автор: Вавилова Анастасия
Регион: Иркутск
Тема:  Сырьевые отрасли , Экономика
Дата: 22.10.2001

Российско-китайское сотрудничество цементируют нефтяники

Через два года в Ангарске стартует первый российский проект экспорта углеводородного сырья в Китай. Строительство нефтепровода Ангарск-Дацин сделает Россию единственной мировой державой, которая имеет нефтепроводы с выходом на западные и восточные рынки.

В июле 2003 года начнется строительство магистрального трубопровода Ангарск-Дацин. И для России, и для Китая этот проект носит стратегический характер. Власти КНР образно называют нефтепровод артерией, которая свяжет два государства. Видимо, подчеркивая, таким образом, кровную заинтересованность в получении российской нефти.

Справка: в Китайской Народной Республике добывается 160 млн. тонн нефти. Объем импорта в 2001 году составит не менее 70 млн. тонн. В 2005 году, к началу поставок нефти из России, дефицит собственного сырья в Китае достигнет, по некоторым оценкам, 100-150 млн. тонн, половину потребления страны.

Импортная нефть поставляется в КНР по одному транспортному пути – танкерами через Персидский залив. Зависимость от ситуации в нестабильном Ближневосточном регионе, риски, связанные с перевозками по морю заставляют Китай искать новые маршруты транспортировки нефти. Предложенный проект строительства трубы, значительно усиливающий позиции России в Китае, решает эту задачу.

Активное продвижение идеи строительства нефтепровода Сибирь-Китай совпала с периодом политического сближения двух стран. О чем также свидетельству_'feт взаимные намерения подписать соглашение о добрососедстве и сотрl'f3дничестве. Последний российско-китайский документ подобного рода прекратил свое действие в 1979 году.

К трубе выстраивается очередь

Российские нефтяные компании с нетерпением ждут постановления российского правительства, регламентирующего порядок вхождения в китайский нефтяной проект новых отечественных участников. Пока он объединяет лишь ЮКОС, “Транснефть” и Китайскую Национальную Нефтегазовую Корпорацию (КННК). Созданный ими единый комитет занимается сегодня решением технических вопросов, связанных с реализацией проекта. В июле 2002 году им предполагается завершить технико-экономическое обоснование проекта.

Справка: эксплуатация трубопровода Ангарск-Дацин начнется в 2005 году. В течение пяти лет Россия будет ежегодно поставлять в Китай по 20 млн. тонн сырой нефти. Начиная с 2010 года объем экспорта нефти будет увеличен до 30 млн. тонн. Согласно предварительным договоренностям, на долю ЮКОСа будет приходится не менее 50% поставляемой нефти.

Доход российской стороны от реализации проекта составит около 0 млрд. Для сравнения: объем российского экспорта в Китай в 2000 году достиг ,7 млрд. За 25 лет работы нефтепровода в Китай предполагается поставить 700 млн. тонн сырья. Стоимость строительных работ предварительно оценена в сумму ,7 млрд. Протяженность трубопровода составит 2400 км. Длина трубопровода по территории России равна 1600 км.

Очередь из числа потенциальных экспортеров нефти в Китай составляет приличный список компаний, имеющих добывающие мощности на территории Сибири. С той или иной степенью активности ведут переговоры о вхождении в проект “Роснефть”, ЛУКОЙЛ, Тюменская нефтяная компания, “Славнефть”. Диверсификация рынков для отечественных нефтяников проблема достаточно острая. Как правило, нефтяными компаниями искусственно сдерживается рост добычи сырой нефти из-за ограниченности рынков сбыта.

По прогнозам российских аналитиков, потребление российской нефти в Европе не будет расти. В то же время не предвидится и бума популярности горюче-смазочных материалов на российском рынке. Несмотря на то, что транспортный парк за десять лет может вырасти в три раза, потребление нефтепродуктов увеличится не более, чем на 30%, со 105 до 140 млн. тонн. И произойдет это, большей частью, по причине крупномасштабного снижения потребления мазута в энергетике.

Для отечественных компаний Китай – новый рынок, и закрепиться на нем стратегическая задача. Однако уже сегодня ясно, что “на халяву” вряд ли удастся получить доступ к китайской трубе. “Инвестиции, а также долгосрочные гарантии поставок нефти – главные условия вхождения в проект”, -- заявил глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. Поскольку труба будет частной, объем прокачки по ней предполагается регулировать в соответствии с объемом, вложенных инвестиций. Финансирование проекта будут вести сами компании-участники консорциума, который начнут создавать после утверждения ТЭО правительствами двух стран в будущем году.

Китайская грамота

В 2005 году российская нефть попадет в Китай. В его ресурсоизбыточную, северо-восточную часть, где добывается 140 млн. тонн нефти. Так только в районе Дацина добыча составляет 70 млн. тонн. На этом маршруте трубопровода настояла китайская сторона, не смотря на то, что в ходе переговоров обсуждалась возможность поставок в дефицитный Пекин.

Аргументом в пользу принятого варианта, с точки зрения китайской стороны, является то, что в Дацине уже имеется необходимая инфраструктура, и, кроме того, запасы нефти в этом районе снижаются. Однако, изначально, выбор маршрута трубопровода имел под собой иные причины. И, прежде всего, связанные с интересами китайского партнера по проекту.

Справка: до 1998 года китайские нефтяные компании делились по функциональному принципу. КННК занималась добычей нефти, “Синопек” -- нефтепереработкой. Однако три года назад обе компании претерпели реорганизацию. КННК получила перерабатывающие мощности, а “Синопек” добывающие. Конкуренция между этими двумя компаниями стимулируется правительством Китая.

Территории влияния обеих компаний буквально разделены Великой китайской стеной. Север контролируется КННК, юг – “Синопеком”. На долю последней приходится 60 млн. тонн китайского импорта сырой нефти. Так, ее собственные добывающие мощности составляют 30 млн. тонн, при существующих перерабатывающих – 150 млн. К моменту согласования формулы цены на нефть китайские власти, полностью контролирующие нефтяную отрасль страны, заменили основного фигуранта в переговорах. Место “Синопек” заняла КННК.

Независимо от взаимоотношений конкурирующих китайских компаний, российская нефть может обеспечить энергетическую безопасность КНР. В течение пяти лет прогнозируется увеличение китайского импорта сырой нефти с 30 до 50% от объема переработки. Российская нефть будет востребована в Китае, это считают неоспоримым фактом в “Транснефти”. Заводам внутри КНР не выгодно завозить нефть с моря. И в перспективе Поднебесная будет наращивать объемы импорта с континента.

Раз труба, два труба

Сегодня в нефтяной тусовке все чаще поговаривают о возможности строительства еще одного нефтепровода в Китай. Предположительно его маршрут проляжет через Монголию в Пекин. Однако этот проект, имеющий предпосылки для реализации, пока выглядит малореальным. Российская сторона не может гарантировать долгосрочные поставки в Китай более, чем на те 30 млн. тонн, что пойдут в трубу Ангарск-Дацин.

В Минэнерго уже давно сетуют на слабые разведочные работы, особенно в Восточной Сибири. Проще говоря, на этом этапе у России пока нет “лишних” извлекаемых запасов нефти. Однако, эксперты высказывают уверенность в том, что реализация проекта строительства нефтепровода до Дацина может стать катализатором процесса разработки новых месторождений.

Ведь, по сути, активное участие ЮКОСа в переговорах о строительстве нефтепровода в КНР стало возможным лишь только после приобретения “Восточной Нефтяной Компании”, владеющей лицензиями на нефтегазовые месторождения Юрубчано-Тахомской зоны в Красноярском крае. Их освоение должно стать вторым этапом реализации китайского проекта (основную нефть планируется поставлять из Томской области). Месторождения нефти Иркутской области и Республики Саха могут быть подключены к трубе на третьем этапе.

В настоящее время и китайская сторона заявляет о своей заинтересованности в участии в разработке российских нефтяных месторождений. Более того, правительство КНР рассматривает возможность предоставления налоговых льгот, вплоть до отмены платежей на импорт нефти, для китайских компаний, поставляющих собственную нефть в Поднебесную.

Ангарский старт ЮКОСа

Приобретение ЮКОСом Ангарской нефтехимической компании было оценено в регионе, как политический шаг, связанный с проектом экспорта нефти. Таким образом, была освоена стартовая площадка для строительства нефтепровода. Тем не менее, сделка, окончательно завершенная в июле 2001 года, наложила на НК огромные обязательства финансовые и социальные.

Активы, купленные ЮКОСом в Иркутской области, были отягощены кредиторской задолженностью превышающей семь миллиардов рублей и статусом градообразующего предприятия, и вряд ли соответствовали представлениям о ликвидности. Жизнеспособность “Ангарки” до последнего времени обеспечивалась исключительно инертностью промышленного гиганта: при сокращении нефтепереработки в три раза, численность работающих на предприятии осталась неизменной.

В течение полугода АНХК стала частью бизнеса ЮКОСа. Не пугаясь политических спекуляций, ЮКОС уже сейчас берется оптимизировать производство. В ближайшее время инновациям подвергнется, в том числе, и кадровая политика предприятия. Это на заседании расширенного правления ЮКОСа, прошедшем 21-22 сентября в Иркутске, подтвердил Михаил Ходорковский. Политика ЮКОСа прозрачна и направлена на построение эффективного производства, ориентированного на платежеспособный спрос. Несмотря на то, что изначально проектные мощности ангарского комбината были ориентированы на переработку 23 млн. тонн, сегодня рынок ангарских нефтепродуктов составляет 8 млн. тонн.

Тем временем, в планы НК, начиная с 2005 года, входит экспорт нефтепродуктов в Китай. Предполагается задействовать уже известный китайцам железнодорожный маршрут, по которому в настоящее время поставляется сырая нефть в цистернах. По словам вице-президента ЮКОСа Рэя Леонардо, ежегодный объем поставок нефтепродуктов с Ачинского и Ангарского комбинатов может достигнуть 4 млн. тонн. Сегодня в КНР действует жесткий запрет на ввоз нефтепродуктов, который должен быть снят с вхождением Китая во Всемирную торговую организацию. Факт членства в ВТО не гарантирует открытость этого рынка для иностранных компаний. Но китайских партнеров можно привлечь для участия в предприятиях нефтепереработки, считает Рэй Леонардо.

Справка: в 2000 году НК ЮКОС построила на границе Монголии и Китая пункт перестановки колесных пар, что сделало возможным заход российского подвижного состава в Китай. В 2001 году объемы транспортировки нефти составят 1,7 млн. тонн. В 2004 превысит 3,5 млн. тонн. Получателями углеводоровдов являются в равных пропорциях КННК и “Синопек”.

Проект, появившейся в нужном месте, в нужное время

Проект ЮКОСа стал первой удачей в переговорах о поставках российских энергоносителей в КНР. Об этом, прежде всего, говорят результаты его финансовой части. По оценкам представителей Посольства России в Китае, утвержденная цена на нефть сопоставима с ценами на нефть на европейских рынках, более того, она превосходит существующую в Китае. В ходе утверждения формулы цены удалось учесть и то обстоятельство, что углеводороды не будут разбавлены низкокачественной башкирской нефтью.

Проект обречен на успех как по объективным, так и по субъективным факторам. Но главное его преимущество - он получил свое развитие позже остальных. К 1998 году были очевидны ошибки газовых и электроэнергетических переговорщиков: проекты конкурировали между собой.

ЮКОСу, взявшемуся за реализацию идеи Министерства топлива и энергетики, с 1995 года витавшей в воздухе, удалось за три года работы продвинуться намного дальше, нежели генераторам проектов экспорта других видов энергоресурсов. Хотя потребность в экологически чистом топливе в Китае также велика, как и в нефти. И еще два года назад по приоритетности развития китайская сторона первым называла Ковыктиский проект.

Только в Иркутской области факт энергетической ресурсодефицитности Поднебесной эксплуатировали как минимум две компании — ОАО “Иркутскэнерго”, предлагавшее строительство трансмиссии в Китай, и ОАО “РУСИА Петролеум”, лоббируюущее экспорт газа с Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Эти проекты на межправительственном уровне начали обсуждаться гораздо раньше, нежели нефтяной. Тем не менее, оба оказались фактически замороженными на стадии переговоров по цене. Более того, от проекта энергетиков уже пришлось отказаться.

ЮКОС задолго до решения технических вопросов, утвердил финансовые параметры проекта. В этой части, конечно, у нефтяного проекта было серьезное преимущество перед газовым. Это наличие либерального рынка на это сырье, как внутри России, так и в мире. Кроме того, ЮКОСом была исключена конкуренция с другими нефтяными компаниями, им было предложено участвовать в едином проекте. Плюс ко всему, ЮКОСу удалось доказать свою надежность и самостоятельность китайским партнерам, имеющим совершенно однозначное представление о частном бизнесе, как мелком и не имеющем долгосрочной стратегии развития.   

Вавилова Анастасия

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики