Новая модель экономических отношений, сложившаяся на рубеже XX-XXI веков, требует коренной ломки взглядов и подходов к предпринимательской деятельности, которая прочно вошла в нашу жизнь и продолжает развиваться по своим законам. На карте России нет, наверное, ни одного города, где бы формула "власть - бизнес - общество" не оказывала никакого влияния на жизнь граждан. "Частники" стали важным механизмом в машине, позволяющей государству не стоять на месте, а двигаться вперед, строя по кирпичикам пресловутое "светлое будущее".
Несмотря на это, нередко из уст предпринимателей малого или среднего бизнеса можно услышать фразу: "Мы не просим помощи в нашей деятельности, лишь бы не мешали работать".
В 2000 году стартовала социально-экономическая программа, где правительство впервые объявило о том, что оно будет проводить политику устранения административных барьеров в осуществлении предпринимательской деятельности. Означало это одно: представители правящих кругов поняли, что без "частников" государству не выжить, поэтому необходимо создать нормальные условия для их работы.
Мало кто знает, что 27 декабря 2002 года вступил в силу 184-ФЗ "О техническом регулировании", в соответствии с которым "дышать" предпринимателям отчасти будет легче. Реформа, рассчитанная на 7 лет, уже начала "приносить первые плоды"; в чем суть намечающихся преобразований и как их планируется внедрять в жизнь, нам рассказала заместитель Председателя Госстандарта России Глазатова Марина Константиновна.
- Прежде всего, реформа направлена на то, чтобы четко обозначить долю государственного регулирования в экономике. Все это подразумевает тесное взаимодействие и сотрудничество между правительством, государственными служащими-бюрократами и предпринимателями.
На сегодняшний день в Шадринске зарегистрировано 6418 предпринимателей, но лишь единицы из них, думаю, в полной мере знают о тех изменениях, которые 8 августа 2001 года внес Кремль, подписав три федеральных закона. В первую очередь, появились единые правила регистрации юридических лиц, и значительно упростилась процедура лицензирования. Если раньше обязательному лицензированию подлежало 2000 видов деятельности, то теперь эта цифра сократилась до 120! Ни для кого не секрет, что большинство требований, установленных на уровне ведомственных актов (ГОСТы, правила пожарной безопасности, санитарные нормы и т. д.), уже давно устарели и абсолютно не подходят для рыночной экономики. Как заметила Марина Константиновна, "мы всей страной нарушаем ГОСТ 1956 года, в котором указано, что хлебобулочные изделия должны транспортироваться и продаваться в упаковке из материи". Согласитесь, подобные государственные требования в условиях конкуренции и индивидуальных желаний потребителей продукции выполнить предпринимателям невозможно. Тогда зачем такие ГОСТы?
Это лишь часть того, что необходимо усовершенствовать.
Дублирование процедур государственного контроля и надзора вызывает гнев практически каждого "частника". Посмотрите, одну лишь санитарную книжку проверяют несколько госинстанций: Госстандарт, МВД, госторгинспекция, госсанэпидслужба и т.д. Все ничего, если бы от этого реально укреплялась безопасность и качество товара, но обычно подобные проверки лишь набивают бюрократам отделение их бумажника. Госконтроль при этом осуществляет 423,3 тысячи человек и на 68% мы - налогоплательщики - оплачиваем их деятельность. 18 из 67 органов контроля и надзора на государственном уровне занимается экологией: как в данной области у нас обстоят дела, судите сами.
От непроработанности механизмов законов страдают не только предприниматели, но и получатели товаров и услуг. Что происходит, когда органы госконтроля обнаруживают какое-либо нарушение? Чаще всего применяют административные меры наказания - штраф, в качестве исключения - уголовные. Но, как верно отметила М.К.Глазатова, должна быть и "экономическая ответственность" - отзыв товара с рынка. Конечно, предпринимателю гораздо дешевле заплатить пару-тройку тысяч в государственную казну, но надо думать и о безопасности "забракованного" товара. Впервые в 184-ФЗ "О техническом регулировании" данный вид наказания прописан, поэтому "частники" должны быть готовы к тому, что, в случае нарушения правил, их продукцию с рынка реально могут отозвать.
Одной из основных задач реформы является и создание обоснованной процедуры сертификации. На безопасность продуктов питания, помимо процессов производства, влияет и условия хранения, перевозки, реализации, поэтому гораздо эффективнее было бы усилить контроль непосредственно на рынке. Но существует и такая продукция, которую доверить на личную ответственность изготовителя государство не имеет право, так как слишком велик риск для здоровья и жизни человека. В таких случаях сертификация (госконтроль) обязательна, и реформа технического регулирования этого права у государства не заберет.
- Марина Константиновна, кто будет принимать и разрабатывать новые технические регламенты?
- Мы лишаем ведомств их права устанавливать требования. Все технические регламенты будут приниматься федеральными законами или постановлениями правительства и подлежат обязательной публикации! Кроме того, огромным достижением реформы станет то, что все разрабатываемые документы подлежат всеобщему обсуждению еще до их окончательного утверждения! Разработчиком может быть любое лицо, включая самих предпринимателей. Таким образом, государство, принимая тот или иной технический регламент, будет знать мнение общества, экспертов, правительства… Когда общество обсуждает какую-либо норму, оно, в принципе, уже готовится ее соблюдать.
Скорее всего, это будет логичный и верный ход, который позволит избежать многих нелепостей, возникших в последнее время в нашем обществе. По крайней мере, процедура публичного создания технических регламентов не допустит утверждения таких ГОСТов, согласно которым пожарники требуют устанавливать решетки на окнах снаружи, а правоохранительные органы - внутри.
В заключение своей лекции, состоявшейся 16 декабря в Москве в Клубе региональной журналистики "Из первых уст", М.К.Глазатова от имени Госстандарта России обратилась с призывом ко всем бизнесменам страны присылать письма с разработками технических регламентов и заверила, что каждое предложение будет рассмотрено и оценено институтами независимых экспертов. Конечно, за 7 лет реформы во всех направлениях устранить последствия плановой экономики нельзя, но в некоторых, если приложить усилия, все-таки можно. 
Алла ЗАМЯТИНА, Шадринск. Газета "Ваша выгода", 24.12.2003.

|