Мы продолжаем публикацию сведений, полученных на заседании клуба региональной журналистики в Москве, в работе которого принимала участие главный редактор "ОВ" Елена Вяткина. Сегодня слово предоставляется заместителю министра экономического развития и торговли РФ Андрею Владимировичу Шаронову:
- Ведущей в реформировании экономикой страны должна стать реформа естественных монополий. Столь важная роль отведена реорганизации этих структур по нескольким причинам. Во-первых, слишком велик масштаб кампании: "Газпром", например, обеспечивает одну пятую от всех российских налогов, не менее влиятельны в экономике РАО ЕЭС, железная дорога. Нельзя допустить, чтобы экономика государства настолько зависела от одной или двух организаций. Вторая причина, по которой естественным монополиям уделяется огромное внимание, состоит в том, что предоставляемые ими услуги являются незаменимыми, без них невозможно обойтись и от того, насколько эффективно работает та или иная компания, напрямую зависит уровень жизни людей.
Главная задача реформы естественных монополий - разделить монопольные и конкурентные виды деятельности. Возьмем для примера РАО ЕЭС. Эта компания осуществляла около ста видов деятельности. В ходе реорганизации выяснилось, что монопольными, то есть такими, которые не может осуществлять никто, кроме данной организации, являются всего два: передача электроэнергии по проводам и диспетчерские услуги. Все остальное могут выполнять и другие предприятия. Уже создана федеральная сетевая компания, которая будет заниматься передачей электроэнергии, и ОАО "Системный оператор", в ведении которого будут находиться диспетчерские услуги. Нечто подобное ожидает и министерство путей и сообщения. Здесь вообще парадокс: МПС до недавнего времени являлось и правоопределяющим субъектом, и самым крупным хозяственником, то есть издавало само для себя распоряжения, приказы, которые потом и выполняло. Сейчас этот конфликт преодолен. Выделилось ОАО, которое будет заниматься инфраструктурой железных дорог (рельсами, проводами) и диспетчерским обеспечением. Само МПС весной этого года сольется с министерством транспорта. Не должно быть монополии на обслуживание пассажиров, на транспортные перевозки - все это может осуществляться на основе здоровой конкуренции.
Концепция реформы в конце концов сводится к тому, что государство должно будет уйти из конкурентных видов деятельности, поскольку государство, вообще-то, плохой собственник, но при этом оно усилит свое присутствие в монопольных видах деятельности. Это не означает, что государству не будет дела до того, как обстоят дела на рынке услуг, являвшихся раньше его прерогативой. Государство останется регулятором тарифов в монопольных сферах деятельности и чистоты рынка в конкурентных видах.
Чего ждать от этих реформ? Во-первых, либерализации цен. Практика показывает, что на рынке в конце концов складывается более низкая цена, чем если она регулируется свыше. Пример, свободные торги электроэнергией, которые позволили снизить цену на электроэнергию в отдельных случаях. В негосударственных предприятиях, действующих в условиях конкуренции, существуют мотивы для снижения издержек. Так, например, в России железные дороги всегда строило МПС и обходились они государству в копеечку. Крупная нефтяная компания ТНК, разрабатывавшая месторождения в республике Коми, сама построила ветку к новому месторождению и обошлась эта железная дорога в два раза дешевле.
По такому же принципу разделения на монопольные и конкурентные виды деятельности будут похоже развиваться, реорганизовываться и некоторые другие отрасли, в которых на сегодня велик процент государственного участия. 
Елена ВЯТКИНА, Озерск (Челябинская обл.). Газета "Озерский вестник" №13, 14.02.2004.

|