В этом и в следующих выпусках "Делового вестника" хочу предложить вниманию читателей эксклюзивную информацию, полученную из первых уст. Я только что вернулась из Москвы с заседания клуба региональной журналистики, который так и называется "Из первых уст". Он создан общественной организацией "Открытая Россия". На встречу с журналистами из регионов приходили представители правительства (на уровне заместителей министра), руководители независимых социологических центров, фондов и институтов. Они информировали нас о нынешнем состоянии и грядущих изменениях в различных областях государственной экономики и социальной политике. Думаю, что полученные там сведения будут небезынтересны представителям деловых кругов Озерска. Сегодня о реформах технического регулирования рассказывает Марина Константиновна Глазатова, заместитель председателя Госстандарта России.
- Техническое регулирование - это то, что принято называть стандартизацией. Реформа технического регулирования направлена на то, чтобы свести роль государства в этой области только к требованиям безопасности. В нашей стране нормы пожарной, ветеринарной, санитарной и прочих видов безопасности перегружены с тех пор, как государство было единственным заказчиком всего и вся и конкуренции не существовало как таковой. Во всем мире стандарты носят рекомендательный характер, во всяком случае, в том, что касается конкурентных качеств товара. В России стандарты до сих пор являются обязательными, касаются абсолютно всех качеств товара и услуг, порой связывают предпринимателя по рукам и ногам и при этом очень часто не выполняются. Приведу простой, но убедительный пример: на сегодняшний день не отменен установленный в 1956 году ГОСТ, требующий, чтобы хлеб продавался в упаковке из материи. Кто и когда в последний раз покупал батон в матерчатом мешке?
Для технического регулирования вводится статус технического регламента. Техническим регламентом будут предусмотрены требования, касающиеся безопасности товаров и услуг. Стандарты, имеющие отношения к конкурентным качествам товара (например, определяющие их форму, расфасовку и т.д.), будут разрабатываться в каждой компании самостоятельно. Технические регламенты будут публично обсуждаться. Государство отвечает за разработку так называемых макрорегламентов, связанных с радиационной, экологической, медицинской безопасностью и т.д. Различные бизнес-группы предлагают регламенты конкретных товаров: пива, табака, кондитерских изделий и т.д. На 2004 год выделено 110 млн рублей для разработки около 34 технических регламентов, всего же их будет гораздо больше. Государство, снимая с себя функции стандартизации, создает систему контроля и надзора за выполнением технических регламентов, при чем в самом техническом регламенте устанавливаются виды контроля (предварительного и конечного), а также процедура предварительного контроля: сертификация и декларирование. Сейчас система обязательной сертификации порой сдерживает развитие производства, поскольку процесс сертификации занимает четыре месяца. Кроме того, 25 процентов стоимости товара - это плата за сертификат. Эту процедуру надо менять. Там, где это рационально, хватит и декларирования.
Закон о техническом регулировании вводит новый вид ответственности - экономической (до сих пор существовали административная - в виде штрафов и уголовная - если несоблюдение стандартов привело к серьезным последствиям). Теперь разрабатывается механизм отзыва товара с рынка. Это и есть экономическая ответственность. Принимать решение об отзыве будет суд, а не какой-нибудь конкретный инспектор, что практически сведет к нулю вероятность подкупа последнего.
Таким образом, реформа технического регулирования
- делает оптимальной систему обязательных требований;
- устанавливает максимально эффективные процедуры контроля;
- выстраивает новую структуру органов надзора и контроля.
Все это задумано для того, чтобы создать для производителей товаров и услуг режим наибольшего благоприятствования. Сегодня одни и те же показатели воды на предприятии пищевой промышленности приходят проверять представители 22 контролирующих организаций, что само по себе абсурдно и создает условия не для развития и повышения качества производства, а для коррупции. Только на федеральном уровне работает 67 органов контроля и надзора, 43 из которых сосредоточено в министерствах и ведомствах. Все эти органы оплачиваются из кармана налогоплательщиков. Реформа призвана в корне изменить эту ситуацию, сделать техническое регулирование юридически точным и экономически обоснованным. 
Елена ВЯТКИНА, г.Озерск Челябинской обл. Общественно-политическая газета "Озерский вестник" № 9, 31.01.2004.

|