ОТ ФЕДЕРАЦИИ К МОНАРХИИ
Автор: Харитонов Антон
Регион: Владивосток
Тема:  Бюджет , Гражданское общество
Дата: 17.02.2004

Дискуссия о межбюджетном регулировании приняла новую окраску. В связи с отменой налога с продаж городам и регионам стоит задуматься о дополнительных источниках доходов в свои бюджеты. А власть снова предала понятие "федерация" и стала претендовать на монархию, диктуя свое видение модернизации страны.

Отмена налога с продаж и некоторых других местных налогов породила в регионах ситуацию поистине катастрофическую. При этом та часть государственной власти, которая именуется "субъект федерации", оказалась в более выгодном положении, чем муниципальные образования. Ей как младшей сестре будут компенсироваться выпадающие доходы. Муниципалитеты же, в большинстве своем собирающие львиную долю налогов и несущие на своих плечах необеспеченные финансами федеральные обязательства перед населением, поистине в сложной ситуации.

Что же происходит на самом деле? А происходит следующее. Из года в год уровень самостоятельности местных бюджетов снижается. Анализ только налоговых платежей показывает, что доля федеральных и территориальных налогов в бюджетах городов постоянно растет, а местных снижается. Если доля местных налогов в 2000 году в бюджетах муниципалитетов составляла в среднем 20-25%, а федеральных - 50-60%, то к в 2004 году местные налоги займут всего 3-7%, а федеральные - 70-80%.

Все объясняется отменой налога с продаж и почти всех местных налогов. Следовательно, большинство муниципальных бюджетов страны потеряют до 20% своих доходов. Компенсаций нет и не будет, значит, бюджеты станут еще более дефицитными. В результате администрации городов и районов на местах вынуждены будут не в полном объеме производить выплаты населению на компенсацию затрат и предоставлять льготы только частично.

В этом контексте ловушку муниципалитетам готовит и административная реформа. Первое время разговоры о модернизации "системы управления государством" подкупали своей "правильностью". Чего стоит только намерение власти предоставить органам местного самоуправления реальные расходные полномочия, сбалансированные с финансовыми ресурсами. Это на словах, а на деле администрации городов и районов на местах не смогут в полном объеме производить выплаты населению на компенсацию затрат и предоставлять льготы. Вопрос о справедливом регулировании межбюджетных отношений снова становится крайне актуальным, поскольку важно не только собрать деньги с населения, но и выполнить свои обязательства перед ним. Иначе "нищие города и нищее население - в студию!"

Не секрет, что порядок реализации налоговой реформы утвержден президентом и предусматривает на первом этапе распределение мандатов по всем бюджетным уровням, с тем, чтобы на каждом уровне власти сами разбирались с финансово необеспеченными социальными мандатами. А не разумнее было бы сначала аннулировать необеспеченные мандаты, а потом распределять оставшиеся, увязав их с источниками финансирования? Ответ один. В предвыборный период - все средства хороши. Нужно олигарха-конкурента посадить - посадим, не надо отказываться от социальных обязательств, за которые в конечном итоге платят "голые" города, - не будем. Вот вам и рыночные реформы.

Сдается, что сложившаяся в России политическая модель, в рамках которой и проводятся реформы, устарела и не приносит ощутимой пользы. Президент не может единолично решать вопросы, стоящие обществу ярлыков о недемократическом обществе, которые приклеил нам Запад после "дела ЮКОСА". Не должен президент и назначать правительство, как не должен быть и беспартийным. Не должен, потому что федерализм и демократия, к которой мы стремимся - это вывод системы управления на местные сообщества и корректировка управленческой деятельности с учетом потребностей и особенностей местных сообществ. Это одно из распространенных определений. Если же говорить еще шире, то демократия возможна только при выполнении следующих условий: реальная многопартийность, укрепление парламента, усиление конкуренции политических сил, участие парламента в формировании исполнительной власти. Сейчас этого нет. Есть только персональная ответственность президента за все проводимые "инновации", и никакой социальной и политической ответственности.

Все мы мечтали, что президентская власть должна быть под контролем общества, иначе не жди добра. И пока власть не заявит о реальной модернизации самой себя, пока общественные организации установят общественный контроль за "реформой власти" - реформы останутся декларативными. Но что мы видим? Мы видим, что сегодня общественность в виде общественных организаций подвергаются прессингу прокуратуры. Например, "Открытая Россия", поставившая своей целью достигнуть создания гражданского общества и укрепления в российской ментальности демократических и либеральных идей, вынуждена сегодня защищаться от силового беспредела. В это же время население страны не видит перспектив развития, города беднеют и разваливаются. И уверен, что вся обнадеживающая нефтяная макроэкономика скоро начнет задыхаться от затухания микропоказателей в регионах и муниципалитетах. Да здравствует извращенный федерализм и декларации! Да здравствует утопия!  

Антон ХАРИТОНОВ (псевдоним - Роман ФИРСОВ), Владивосток. "Приморские вести" № 4, 6.02.2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики