В конце января общественная организация "Открытая Россия" провела в Москве первый в этом году семинар Клуба региональной журналистики "Из первых уст". Пишущая братия имела возможность напрямую пообщаться со многими VIP- персонами. Вполне понятный интерес вызвала фигура заместителя председателя РАО "ЕЭС России" Якова Уринсона. Яков Моисеевич провел краткий экскурс в новейшую историю РАО, оценил сегодняшнее состояние дел в энергетике и ответил на вопросы журналистов. Приводим его выступление в сокращении.
- Сегодня РАО "ЕЭС России" - это 72 АО-энерго, 29 федеральных станций, различные строительные и проектные организации. В 1998 году туда. Как вы помните, команда во главе с Анатолием Чубайсом. И нашли мы там не АО "ЕЭС России", а совершенно советское министерство энергетики с кошмарным экономическим положением. Доля расчетов деньгами была 20%, а задолженность по зарплате - полгода. Я в первый же день работы узнал, что один из наших гендиректоров забаррикадировался в кабинете от своих рабочих, которые его хотели сильно за это побить. Служба безопасности защищала его несколько дней, пока мы самолетом туда деньги не отправили… Но самое страшное, что многие региональные энергосистемы и станции были в безнадежной финансовой дыре и шли к банкротству.
Поэтому мы поставили задачу прежде всего навести порядок в управлении и экономике и уже на этой основе начать реформирование электроэнергетики. Начали с нормализации корпоративного управления. Если до этого гендиректор станции или АО-энерго все решал сам независимо от воли собственников, то после введения системы бизнес- планирования и казначейского исполнения бюджета каждая копейка могла быть израсходована только в том случае, если она есть в бюджете. Этого долго не могли понять многие директора, и введение простой процедуры заняло почти два года, потребовало уволить несколько очень серьезных энергетических "аксакалов" из "Тюменьэнерго", "Мосэнерго", других компаний. Наконец менеджеры поняли, что они наемные работники, а не собственники РАО. Это резко снизило теневой поток, который Чубайс оценил в 9, 8 млрд. долларов. Эти деньги шли на финансирование партий, в криминогенную среду, да куда угодно, только не на благо энергетики и родной страны.
Тогда же мы занялись международным аудитом. Потребовалось два года очень серьезной работы, чтобы перевести всю отчетность в новые международные стандарты. Денежные платежи уже в 2001 г. вышли на 100%-ный уровень, мы начали возвращать потихоньку старые долги. Работа была нервная: с массой политических скандалов и сжиганием чучел Чубайса. И все же с точки зрения макроэкономики тромб неплатежей был разрушен прежде всего в РАО "ЕЭС". Суммы были существенные, сопоставимые с выплатой всех пенсий в стране. Справились и с долгами по зарплате. Действовать пришлось жестко: если долг по зарплате составлял более трех месяцев, мы автоматически увольняли зама по финансам.
От чего снабжается Кремль
- Естественно, все это накладывалось на общую ситуацию в стране. Энергетика по существу была "якорем" инфляции, цены в нашей системе отставали от цен в промышленности и тем более от цен на топливо. И как только мы увеличили финансовый результат, занялись реальной динамикой цен на электроэнергию.
Цены и тарифы - "любимая" тема, поскольку влияет на всю нашу жизнь. Эти показатели сильно зависят от основного капитала РАО, а с ним были проблемы. Бюджетные инвестиции - не дело в такой отрасли, как электроэнергетика. Если у страны нет средств на армию и социалку, то чего уж говорить об энергетике… Вот почему основная часть инвестиций идет за счет нашей и других компаний. Ведь понятно, что нельзя сегодня жить с энергетикой , созданной в лучшем случае в 50-60-ые годы прошлого века. А у нас в работе есть агрегаты, сделанные еще до второй мировой войны. Мы отмечали 80-летие плана ГОЭЛ РО и сильно удивили гостей, в том числе и президента Путина, когда рассказали, что московский Кремль снабжается от установки, полученной СССР от Германии в качестве репарации. Это станция с клепаными котлами производства 1934 г.
В общем, результат от недостатка инвестиций понятен - у нашего оборудования низкий КПД, мы пережигаем сверхдорогой газ, электроемкость валового внутреннего продукта просто бешеная и т.д. Надо поднимать тарифы, но быстро это делать нельзя, поскольку вся наша экономика, начиная от домохозяек и кончая алюминиевой промышленностью, не была "настроена" на энергосбережение. Только к 2000 г. люди начали понимать, что энергия - реальный товар, стоящий реальных денег. В том же году впервые снизилась электроемкость ВВП. Из "тени" вышла часть промышленности, и получилось, что энергии расходуется столько же, а объем производства как бы растет. Отсюда - дискуссия, сопровождающая реформу электроэнергетики. Главный, с моей точки зрения резон, почему тарифы нужно повышать: энергия должна продаваться по нормальной цене, и энергетика перестанет тормозить всю экономику. Если ничего не изменится, то в 2004-2006 годах Россия может превратиться из энергоизбыточной страны в энергонедостаточную.
Мы учли абсолютно все названные факторы, когда начинали реформирование РАО. Мы проанализировали опыт всего мира с тем, чтобы не делать чужих ошибок. Долгая дискуссия по реформе была сильно политизирована по разным причинам, в том числе и по причине миллиардов долларов, вращавшихся в энергетике известным образом. Ясно было, что реформа - это полная прозрачность, полная чистота отрасли, лишение источников финансирования целого ряда "авторитетных" структур.
На перекрестке не может быть троих регулировщиков
- Что же происходит сегодня? В энергетике выделяются конкурентный и неконкурентный сектора. У нас, слава богу, на всю страну есть единый диспетчер, центральное диспетчерское управление единой энергетической системы, которое управляет процессом с учетом всех законов физики. И так же как на перекрестке не может быть троих регулировщиков, подающих разные сигналы водителям, также диспетчеров не может быть несколько. Это невыгодно экономически и невозможно физически. Итак, неконкурентные, естественно-монопольные сектора РАО - транспорт электроэнергии и диспетчерские функции. А производство электроэнергии, ее сбыт, проектирование объектов, ремонты и так далее - обычные конкурентные сферы деятельности.
Монопольный сектор регулируется, там тариф всегда будет назначать государство. Но так как мы стремимся к полной прозрачности данного сектора, то и тариф будет устанавливаться осознанно, с нормальными финансовыми расчетами. Потери же электроэнергии будут рассчитываться по закону Ома. Так называемые "коммерческие" потери (грубо говоря, воровство электроэнергии) уже не спрячешь при такой прозрачной отчетности: ведь совершенно ясно, что воруют или транспортирующие организации, или потребители. Ну, тогда дурак менеджер, позволяющий воровать свой товар! То же касается и диспетчеризации. Есть диспетчерское управление, там понятные затраты, зарплаты - вот и основание на установления тарифов. А тариф на производство и сбыт энергии, ремонтные работы - конкурентная сфера, и здесь он должен устанавливаться в результате рыночного равновесия.
Пока у нас нет системы энергосбережения. Ее развитие требует огромных капвложений. Поэтому мы вышли с инициативой установить тарифный коридор, скажем, на три года вперед с тем, чтобы не скачком, а более или менее плавно входить в нормальный режим тарифообразования. В итоге тариф должен быть не выше, чем инфляция. В 2004 г. мы еще выходим за уровень инфляции, а в 2005-2006-ом уже должны в него уложиться. Значит, электроэнергия в ценах, очищенных от инфляции, будет дешеветь. Работа эта непростая. Но мы хорошо понимаем, что если этого не сделать, то потом наши энергосистемы выйдут на рынок, где тариф устанавливается уже не через затраты, и могут прогореть.
Также мы посмотрели, по каким энергосистемам можем уже сейчас снизить тарифы для населения - скажем, в Нижегородской и Пермской областях. Продолжаем реструктуризацию энергосистем, кое-где уже произошло разделение по видам деятельности, то есть отдельный бухучет по генерации, транспорту электроэнергии, по ремонтам. Что произойдет с ценами? Сначала они будут расти. С одной стороны, конкуренция их будет снижать, с другой стороны, свои инвестиции я должен буду "отбивать" через цены. Но когда инвестиционная составляющая туда войдет, а конкурентный рынок расширится, цены начнут падать. Так было во всех странах, которые путь этот уже прошли.
Электрошок,
Или зачем энергетику … бамбуковая палка
Волгоградская область еще не оправилась от январского потрясения, когда всерьез встал вопрос об объявлении на ее территории чрезвычайного положения. Речь идет о крупномасштабных авариях в энергетической системе региона, связанных с необычно теплой для января погодой и сильными туманами.
"Электрошока" могло и не случиться, будь у области определенный запас энергетической прочности в виде резервных линий и оперативных ремонтных бригад. Корреспондент "Вестей" попросил Я.М. Уринсона прокомментировать эту ситуацию.
- Действительно, это характерная картина отношений между энергокомпаниями и региональными энергетическими комиссиями, - сказал Яков Моисеевич. - В Волгоградской области предельный тариф, установленный энергокомиссией - 13%. Губернатор всеми правдами и неправдами на этот год установил тариф плюс 5%, что абсолютно бессмысленно. Результат: крупные аварии. Был бы нормальный тариф, руководители "Волгоградэнерго" могли бы вызвать из соседних областей ремонтные бригады для быстрой замены проводов и восстановления рухнувших опор. С одной стороны, губерния признает, что нужна программа реконструкции всех сетей стоимостью 3 миллиарда рублей, с другой стороны, имея возможность нормально и медленно повысить тариф, из чисто политических, популистских причин повышает его не на 13%, а на 5%. А как только погодные условия "ударили по голове", все начинают бегать, суетиться и спрашивать, почему это произошло. В нормальной энергосистеме для этого есть резервная линия с соответствующими трансформаторами. Если начинается обледенение провода, она запускается, напряжение повышается, и нагревающиеся провода оплавляют лед. Эти затраты надо вкладывать в тариф. Но местные власти этого не делают. И энергетики вынуждены действовать прадедовскими методами, в степи, на морозе сбивая лед вручную бамбуковой палкой. Противоречия между регулирующим органом и регулируемой компанией были все 80 лет советской власти, когда цены формировались по затратному принципу. Это объективные противоречия, но они вполне могут быть разрешены путем спокойных переговоров и реальных расчетов. А пока налицо недальновидность власти, которая готовится к очередным выборам. И директор "Волгоградэнерго" спрашивает меня - что делать, если опять лягут туманы? Тратить деньги на бригады из соседних областей, которые будут сбивать лед бамбуковыми палками? Просто катастрофическая ситуация получается… 
Елена ШАРКОВА, Волгоград. "Экономика и жизнь" в сокращенном варианте, 6.02.2004. "Областные вести", 13.02.2004.

|
|