РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА СРЕДСТВО ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Автор: Милюкина Валентина
Регион: Белгород
Тема:  Правительство
Дата: 31.07.2002

Беседу с журналистами вице-премьер Правительства России В.Б. Христенко начал с анализа роли региональной прессы:

- Я не буду пытаться воспроизвести круг своих полномочий и обязанностей, которые из них вытекают. У меня это такая своеобразная утренняя молитва - вспомнить все свои обязанности и ответственность, которую я несу за их выполнение. Хотел бы сказать сначала несколько слов о вас. Для меня обзоры региональной прессы - это основа рабочего графика. И по этим обзорам в последнее время я лично для себя делаю, по крайней мере, три вывода. Первый - это то, что по поводу Правительства и центральных органов исполнительной власти и их деятельности вы говори те не меньше, чем центральные СМИ. Второе - за последнее время уровень и профессионализм этого среза средств массовой информации ни чуть не уступает центральным СМИ. И третье - то, что для нас чрезвычайно важно и актуально - она в определенной степени играет роль обратной связи. Получается это по-разному - либо через обращение граждан, либо, что очень ценно - ваши выводы и анализы. Не могу сказать, что они совладают с нашими точками зрения, и что мы безукоризненно воспринимаем вашу критику и берем ее за руководство к действию, но могу сказать самое главное - без внимания не остается ни ваш интерес, ни ваша критика.

На вопрос о принципах формирования отношений Федерального центра и регионов Виктор Христенко ответил:

- По тому правилу, что, если факты противоречат гипотезам, то тем хуже для фактов. Вы знаете, эта тема чрезвычайно болезненная, я бы сказал, по восприятию, поскольку затрагивает властные полномочия, властные структуры, с одной стороны. С другой стороны, затрагивает нашу историю и наши традиции, затрагивает, в принципе. Конституцию и те акты, которые с ней связаны, по этому здесь так просто легко «прогуляться» взад -вперед , попытаться что -то перекомпоновать и т.д ., просто не удастся никому. Это первый момент. Второй момент: есть ли целесообразность рассматривать все варианты. Говорить о том, что 89 субъектов РФ , которые сегодня сложились, это самая оптимальная структура управления со всех точек зрения, очевидно, нельзя. Можно было придумать и более оптимальную структуру, можно было бы не воспроизводить процесс возникновения субъектов РФ на заре 90-х годов, когда появились автономные округа. Части руководства, которых казалось, что они тем самым приобретут не только некую независимость или самостийность, но при этом получат достаточные ресурсы. Для некоторых прогнозы оправдались. Не будем показывать пальцем, хотя всем это известно, о ком идет речь. Для других абсолютно не оправдались. Это тоже очевидно, и вы тоже знаете примеры.

Вице-премьеру был задан вопрос о существующей нынче модели межбюджетных отношений.

- Спасибо за вопрос, хотя отвечать на него можно достаточно долго. По чему выбрана именно такая модель? Межбюджетные отношения именно в таком виде, в котором они трансформировались за весь этот период , представляли из себя один главный процесс - перераспределение того ресурса, который концентрируется для этих целей в федеральном бюджете. Я вам могу сказать, что этот ресурс, который концентрируется для перераспределения, то есть для оказания финансовой помощи субъектам, у которых средств не хватает, если упростить, составлял всегда, во все времена, 8 -11 процентов от консолидированных бюджетов субъектов РФ. И говорить о том, что в этом смысле межбюджетные, в классическом понимании этого слова, отношения определяют финансовую основу жизни, нельзя. Потому что остальные 90 процентов - так называемые собственные источники для формирования бюджетов субъектов РФ. Если к ним обратиться, что они из себя представляют? По сути это то, что связано с налоговым законодательством. При этом так получилось, что по традиции в российском законодательстве и налоговое, и бюджетное законодательства все время друг друга пересекали. Что-то написано по поводу региональных налогов в налоговом законодательстве, при этом что-то дописывается в бюджетном. Данный процесс за счет этого обладал единственным жутким не достатком - своей неустойчивостью. Мы сегодня имеем чрезвычайно в этом смысле сложную картинку: параллельно идут налоговая, бюджетная реформы, реформа межбюджетных отношений. К этому можно добавить еще ряд реформ, которые сейчас идут в РФ. Когда я с иностранцами встречаюсь, начинаю загибать пальцы, на восьмом останавливаюсь, говорю, что хватит, на верное, назовите мне хотя бы одну страну, которая могла бы это делать в такой пери од времени одновременно. Д ля любого, самого амбициозного правительства, даже самой амбициозной структуры, страны было бы достаточно одной - двух из этих реформ. Но у нас такая ситуация, что мы вынуждены это делать. Знаете, когда идешь по лестнице; нога проскальзывает между ступенек для того, чтобы нос не разбить, не упасть, надо бежать. А если попытаешься зафиксироваться, то упадешь, нос разобьешь. Примерно такая ситуация -достаточно много простояли, надо почти пробежать этот период.

Начиная с 1998 года Правительство активно внедряло реформирование межбюджетных отношений в жизнь. Не могу сказать, что все сделано так, как задумывалось, но в основном, на 90 процентов, именно так. В этой связи буквально до последнего момента, до 2002 г ода, речь шла о настройке одного процесса - процесса распределения средств. Это тоже актуально и чрезвычайно важно, чтобы этот процесс был прозрачен и понятен. Сегодня мы добились такой ситуации, когда любой субъект, по сути, может вставлять в формулу свои цифры, подставлять, крутануть ручку арифмометра и получить на выходе то, что он должен был бы получить. И самое главное, что ему и про соседа понятно, потому что процесс сравнивания с соседом тоже отнимает много ума и дает почву для фантазии, чем анализ собственной позиции и собственных дел. Мы пытаемся идти по пути прекращения распределения средств, поскольку здесь достаточно все понятно. Мы переходим к разграничению полномочий и ответственности. А этот процесс чрезвычайно тяжелый, чрезвычайно болезненный. Я не думаю, что нам хватит года или даже двух для того, чтобы его завершить, так как получилось, что законодательство российское сплошь и рядом пронизано противоречиями, причем не основное законодательство, не Бюджетный кодекс, не Налоговый кодекс, а многие отраслевые законы. Они просто пронизаны этим предметом - смешением , 72-я статья Конституции трактует предметы совместного ведения, но это настолько сложная и туманная конструкции, что можно трактовать по-всякому. И только по выходу на ясные позиции в этом процессе можно говорить о том, что ему соответствуют или не соответствуют процессы укрупнения, перегруппировки и еще чего-нибудь по поводу субъектов РФ. В противном случае, это практически «чистый РК», а не нормотворчество.

B ходе беседы Виктор Христенко ответил на вопросы о реформе жилищно-коммунального хозяйства, железнодорожного транспорта, энергетики, процедуре банкротства регионов. Полученная «из первых уст» информация будет использована в дальнейшем при подготовке материалов в нашу газету.  

Валентина Милюкина

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики