О том, какие основные экономические задачи предстоит решать российскому правительству в первом полугодии 2004 года, и о "заделах" на будущее Репортер беседовал с заместителем министра экономического развития и торговли РФ Аркадием Дворковичем. По мнению Дворковича, наиболее значимые решения правительства коснутся налоговой сферы, разработки новой схемы межбюджетных отношений и некоторых социальных вопросов.
- Можно ли сегодня говорить о том, каких решений правительства можно ожидать в ближайшие месяцы, каковы приоритеты экономической политики, за разработку которой отвечает и ваше министерство?
- Если посмотреть по планам работы правительства, то, безусловно, приоритеты просматриваются. Я хотел бы остановиться на нескольких вопросах. Мне представляется крайне важной, например, стратегия развития банковского сектора. Сейчас уже существует стратегия развития банковского сектора, которая была принята в декабре 2001 года. Но сейчас правительство и Центральный банк пришли к выводу, что необходимо обновление этой стратегии. Главное, что будет происходить в ближайшие два года, это реализация закона о страховании вкладов. Он был принят в конце прошлого года, вступил в действие с 27 декабря 2003года. Закон предполагает создание системы страхования вкладов граждан в банки Российской Федерации. В систему войдут банки, которые будут соответствовать определенными критериями, перечень которых опубликован Центральным банком. Это пять основных групп требований: достоверность отчетности банка, финансовая устойчивость, выраженная в достаточности капитала, это качество активов, ликвидность банка и, наконец, качество управления банком, выраженное в показателях его прозрачности, качеством управления рисками, и доходностью. Центральный банк установил достаточно жесткие критерии. Если взять сегодняшнее состояние банковской системы и посмотреть, сколько банков удовлетворяет этим критериям, то получится примерно половина Но, по всем оценкам, как нашим, так и Центрального банка, Минфина, если банки предпримут даже минимальные усилия по корректировке своих систем управления, качества управления рисками, опубликуют определенные данные о своих собственниках, хотя бы немножко снизят дутые капиталы, соответственно, немножко больше заплатят налогов, то, как минимум, еще 25% тоже будут соответствовать заявленным требованиям. Остальным придется предпринять более серьезные усилия.
На проверку банков дано год и девять месяцев. Основные действия должны быть совершены в ближайшее полугодие, поскольку все заявки в систему должны быть поданы в течение полугода. Дальше еще в течение нескольких месяцев банки будут иметь возможность исправлять некоторые показатели. Еще один элемент, который я упомяну в отношении банковской системы, это развитие залогового законодательства, включая ипотеку. Это действительно приоритетный вопрос, решить его необходимо, если мы хотим повысить темпы кредитования. Мы создали основу - у нас можно покупать и продавать землю, у нас развивается рынок недвижимости. Но законодательно права кредиторов, которые не обеспечены залогом, не защищены. Эту проблему необходимо решить незамедлительно, и в этом случае рынок кредитования резко расширится. Прежде всего, это касается ипотеки, где кредит обеспечивается залогом жилья. Мы считаем, что уже в 2005-2006 году до 15-20% всего приобретения жилья может идти через ипотечные схемы по максимально благоприятным кредитным ставкам. Постепенно этот процент будет увеличиваться. Это позволит нам наконец решить жилищную проблему. Одновременно это резко повысит ликвидность в финансовом секторе.
- В последнее время на разных уровнях ведется речь о реформировании налоговой системы. Намечены ли какие-то шаги в этом направлении в 2004 году?
- Правительство намерено вынести на весеннюю сессию Государственной Думы целый пакет законопроектов, которые носят очень дискуссионный характер. О чем идет речь? Прежде всего, о снижении ставки единого социального налога, что может способствовать выводу значительного объема капиталов из тени, но вместе с тем образовать "дыру" в 150-200 миллиардов рублей в бюджете. Нам сегодня необходимо найти решение, при котором можно снизить ставку, но потом сделать так, чтобы она в дальнейшем зафиксировалась на более-менее стабильном уровне, таким образом, чтобы бюджетный дефицит не возникал в будущем. Наша задача прожить с дефицитом всего два-три года, найти источники его финансирования, а потом стабилизировать ситуацию. Пока готового решения нет, но в ближайший месяц обсуждение достигнет своего пика, и я думаю, все это будет в очень скором времени на страницах газет, в средствах массовой информации. Надеюсь, схема будет найдена. Еще один элемент налоговой реформы, который запланирован на этот год прежде всего касается регионов - это налог на имущество физических лиц и земельный налог. Законопроекты были подготовлены еще в прошлом году, но так и не были внесены в государственную Думу, так как мы на тот момент не договорились, как оценивать базу налогообложение. По налогу на имущество физических лиц, это в основном квартиры, дачи, сейчас используется оценка БТИ (плата составляет от 0,1 до 2% в зависимости от региона). Но все при этом понимают, что оценка БТИ к реальности не имеет никакого отношения и сильно искажает ситуацию на рынке. Этот налог в результате не является ни стимулирующим, ни фискальным. Он почти не дает доходов в бюджеты и ни к чему не стимулирует, все платят по 50-100, 200 рублей. На новое жилье налог получается больше, потому что оно как раз иногда оценивается даже выше рыночной стоимости. А на старое жилье налога почти нет даже в Москве. У меня квартира родителей - 58 метров - по рыночной стоимости стоит порядка 60 тысяч долларов. А по оценке БТИ приблизительно раз в десять меньше, то есть порядка 6 тысяч долларов. И с этого платится одна десятая процента - шесть долларов. Мне кажется, это не рациональная система. Нам необходимо приближаться к рыночной оценке одновременно со снижением ставки налога. Не должно быть ставок в районе 1-2%. Ставки должны быть в районе 0.1-0.05%. Тогда платежи за старые квартиры не увеличатся, а вот плата за новое жилье в элитных районах будет постепенно увеличиваться. Не скачком, а именно постепенно, поскольку мы не собираемся делать стопроцентно рыночную оценку. Мы все равно рыночную оценку умножим на какой-то коэффициент: 0.5-0.7, чтобы не вызывать резкий скачек в уплате налогов. Но, все равно пока не понятно, как делать эту оценку. В прошлом году мы так и не договорились. В этом году мы продолжаем работку и надеемся в ближайшие месяцы ее завершить, чтобы к 2005 году этот налог был введен в действие.
- Еще один вопрос, который касается перераспределения налоговых доходов между регионами и федеральным центром. Самарская губерния входит в число благополучных регионов, регионов-доноров, но даже у нас менее 40% налоговых поступлений остается на уровне региона, остальное уходит в центр. Эта диспропорция сохранится в будущем?
-- Сейчас именно это и обсуждается в правительстве: как сделать так, чтобы перекос был, по крайней мере, минимальным. Я не думаю, что за один год возможно полностью ликвидировать такой дисбаланс. Но по тем расчетам, которые сейчас есть, с 2005 года он уменьшится. То есть, уменьшится несбалансированность региональных бюджетов, можно будет рассчитывать на более стабильную ситуацию. Самое важное во всем этом именно слово стабильность. На протяжение трех-четырех лет происходила очень простая вещь. С каждым годов все большие и большие ресурсы уходили в федеральный бюджет, каждый год регион с ужасом ждал, что же на следующий год еще отнимет федеральный бюджет. Эта практика в принципе прекращается и с 2005 года налоговые полномочия будут зафиксированы на долгий срок. Таким образом, каждый регион сможет планировать свои расходные обязательства на несколько лет вперед, находить способы ликвидировать существующие перекосы, наращивать налоговую базу, которая при этом не будет уходить в федеральный бюджет. Сейчас утверждать, что мы решили все проблемы всех дефицитных регионов с 2005 года невозможно. Они будут решены только частично. А потом регионы сами должны постепенно решать свои проблемы.
И еще в этой связи я упомяну вопрос, который стоит на повестке дня заседаний правительства в первом квартале. Это разработка принципов бюджетной политики на 2005 год в целом. Почему такой, казалось бы, рутинный вопрос, является сегодня одним из наиболее значимых? 2005 год, это год, когда должно произойти разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы: федеральными, региональными, местными бюджетами. Сейчас ведется ежедневная работа по доводке, настройке этих принципов, по расчетам налоговых полномочий, расходных полномочий. На какой уровень какие полномочия передать, как подкрепить их финансовыми потоками - это тяжелейший вопрос. Правительство в самые ближайшие недели представит свои предложения по тому, как эта система будет действовать в 2005 году. 
Вероника ЧУРСИНА, Самара. "Репортер" № 6 (222), 20.02.2004.

|
|