Разработанный совместными усилиями Минфина и Министерства РФ по налогам и сборам проект Федерального закона, который предполагает введение системы уплаты налога на добавленную стоимость со специальных счетов, вызвал резкую критику со стороны бизнес-сообщества. На стороне бизнеса выступило Министерство экономического развития и торговли, которое обнародовало документ под названием "Анализ влияния введения НДС--счетов на финансово-экономическое состояние основных отраслей экономики". Диагноз экономистов: введение НДС-счетов повергнет российскую экономику в шок, часть малых и средних предприятий погибнет. Россия может столкнуться с 20%-ной инфляцией, резким удорожанием банковских кредитов и сокращением инвестиций, а эффективная ставка НДС для предприятий вырастет с 18% до 22 - 27% Чиновники МЭРТа придали огласке результаты своих подсчетов еще до заседания правительства, на котором должно быть принято окончательное решение, тем самым, переведя дискуссию о спец-счетах из разряда внутриведомственного спора в общественный форум.
Суть идеи спец-счетов состоит в том, что все хозяйствующие субъекты, даже те, кто НДС не платят, обязаны открыть в дополнение к каждому своему расчетному счету еще один, специально предназначенный для зачисления сумм налога на добавленную стоимость. В отношении него будет действовать особый порядок использования средств. Суммы с НДС-счета можно будет списать либо контрагенту в рамках взаимозачетов по НДС, либо в бюджет. Налоговый вычет разрешено получать только после списания суммы налога с НДС-счета покупателя на НДС-счет продавца. Предполагается также, что и в случае бартерных сделок, расчетов векселями, аккредитивами и чеками на спецсчета тоже должны будут зачисляться деньги для уплаты налога. И каждому хозяйствующему субъекту по любой сделке придется оформлять две платежки: на сумму налога и на стоимость товаров.
Необходимость введения спец-счетов МНС объясняет тем, что различные схемы ухода от уплаты НДС ставят предприятия в неравное положение в конкурентной борьбе. Вторая и более весомая причина: бурное развитие бизнеса, который специализируется на извлечении средств из бюджета.
Только цифры:
В 2002 году сумма "возмещенки" по Саратовской области составляла 863 млн. руб. За 11 месяцев 2003 года было фактически возмещено 1,6 млрд. руб.
Двукратное увеличение произошло в основном за счет роста экспорта нефтепродуктов, произведенных на территории области.
Сумма возмещенного НДС по Приволжскому Федеральному округу составляет 44,9 млрд. руб. По России-262,1 млрд. руб.
Светлана Шмидт, начальник отдела косвенных налогов УМНС России по Саратовской области:
--85% организаций, получивших возмещение, это фирмы и заводы-производители. К ним у налоговых органов, как правило, нет претензий. Основные опасения вызывают 15% фирм-перепродавцов. 10% из них это филиалы заводов-производителей, которые создаются специально для работы на экспорт. А вот, оставшиеся 5% -- это фирмы экспортирующие товар неизвестного происхождения. За 2003 год мы отказали в возмещении на сумму 506,2 млн. руб. Из них 218 млн. руб. отказ обусловлен неправильно оформленными документами. В основном, эти суммы заявляются повторно и возмещаются предпринимателями после приведения документальной базы в надлежащий порядок. Собственно в результате контрольных мероприятий отказано в возмещении на сумму 288 млн. руб. - это происходит, когда не подтверждается экспортная операция. Тем не менее в этих случаях предприниматели почти всегда обращаются в суд. И выигрывают. Потому что как бы мы ни старались, мошенники на шаг нас все время опережают. Постоянно появляются новые схемы. А кроме того, в их пользу действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
Смирнов Сергей Львович, начальник юридического отдела УМНС России по Саратовской области.
--У нас две проблемы: слишком короткий срок, который дается на расследование и сложность доказательства в суде. За три месяца нам надо доказать, что сделки, за которую предприниматель просит возмещение, на самом деле не было: провести проверку документов, установить был или не был экспрт, уплачен или не уплачен НДС, была или не была валютная выручка. А, поскольку мы работаем с иностранными государствами, запросы идут долго, по пол года. Срок для этого крайне мал, инструмент вроде есть, но пользоваться им очень сложно. Даже, если мы знаем, что имеем дело с мошенниками, для суда это не имеет значения. Достаточно принести три бумаги: таможенную декларацию, контракт, выписку банка, что выручка поступила. А говорить судье о том, что она вертелась по каким-то схемам бесполезно. Документы-то идеальные. На мой взгляд, вопрос стоит об изменении законов и расширении требований.
Масштабы воровства столь велики, что скоро из-за мошенничеств с возвратом НДС реальные его поступления в бюджет окажутся на нуле. Иными словами, сколько предприниматели сдадут его в казну, столько же и заберут. А может быть, даже и напрямую ограбят бюджет на крупную сумму. По расчетам специалистов Минфина, потери бюджета от неправомерного возмещения НДС составили в прошлом году около 100 млрд руб. И чем дальше, тем более серьезными будут потери бюджета. В последние годы фирмы-однодневки, специализирующиеся на отъеме НДС у государства, размножаются в геометрической прогрессией. Единственный выход --НДС-счета, деньги с которых предприниматели могут переводить только по двум адресам: в бюджет и поставщикам для уплаты их доли НДС. Это должно сделать мошенничество с возвратом НДС более дорогим и менее эффективным.
По замыслу разработчиков проекта, весь объем НДС - а это более 500 млрд руб. в год - будет проходить через специальные счета. И даже если фирма исчезнет, снять деньги с НДС-счета она не сможет: при ее ликвидации остатки денежных средств со спецсчетов в первую очередь перечисляются в бюджет для погашения налоговой недоимки. На первый взгляд это способно исключить возможность махинаций с возвратом НДС из бюджета с использованием компаний-однодневок. Кстати, при росте поступлений НДС на 20% объем возмещения этого налога, по расчетам Минфина, увеличивается на 40%. С другой стороны, от введения НДС-счетов казна может получить дополнительно 30 млрд руб. причем, эта сумма уже учтена в законе о бюджете на будущий год.
Правда, налоговики сами же признают, что у законопроекта есть минусы. Например, в течение года будет заморожено до 100 млрд рублей. В результате предприятиям придется брать кредиты для пополнения кассового разрыва. По подсчетам Минфина, на их обслуживание уйдет порядка 15-18 млрд рублей. Для компенсации этих потерь, как вариант предлагается исключить из налогооблагаемой базы расходы на авансовые платежи, быстрее возвращать экспортный НДС, а также НДС, взимаемый при капитальном строительстве.
В свою очередь Минэкономразвития подсчитало, во что обойдутся спец-счета российскому бизнесу. Единовременные издержки налогоплательщиков, связанные с отвлечением оборотных средств, по подсчетам ведомства Германа Грефа, составят не менее 25 млрд. рублей. 700 млн. рублей уйдет на открытие самих НДС-счетов в банках. Кроме того, российским бизнесменам придется дополнительно тратить 31 млрд. 500 млн. рублей на консалтинговые услуги и налоговое планирование, и более 8 млрд. рублей на ведение НДС-счетов. Всего бизнес потеряет около миллиарда долларов. Это втрое больше, чем сможет выгадать бюджет от создания громоздкой и обременительной системы. И это та цена, которую, по мнению специалистов МЭРТа, российская экономика заплатит за налоговые инновации фискальных ведомств. При этом даже их введение не гарантирует роста собираемости НДС, которая сейчас составляет 60-80%, подчеркивают в Минэкономразвития. По подсчетам Минэкономразвития, больше всего пострадают предприятия электроэнергетики, машиностроения, промышленности строительных материалов, пищевой, легкой промышленности, сельское хозяйство, жилищно-комунальный комплекс, малый бизнес. Дело в том, что у предприятий этих отраслей большую часть времени свободные средства отсутствуют. А "наличие остатка на НДС-счете будет означать необходимость привлечения этими компаниями средств в размере этого остатка". "Для этих предприятий издержки от замораживания части оборотного капитала на НДС-счетах окажутся очень существенными в силу ограниченности доступа к кредиту. На взгляд правительственных экономистов, баланс плюсов и минусов для страны от этого шага складывается отрицательным, и единственной справедливой компенсацией могло бы стать резкое снижение налога. Однако в Минфине к этому не готовы.
Аркадий Дворкович, замминистра экономического развития и торговли, выступая на семинаре клуба региональной журналистики пояснял, что, судя по расчетам введение НДС-счетов несет больше издержек, чем выгоды. "Мы считаем, что вводить НДС-счета нецелесообразно. Но если уж будет принято решение о введении, то нужно снизить ставку НДС до минимально возможного уровня, желательно до 10%. Единственный компромисс, какой еще возможен с нашей точки зрения, это снижение ставки не до 10%, а до 13-14%, но при одновременном, очень серьезном снижении единого социального налога, который также является огромным бременем для налогоплательщики. Если ставка налога останется на нынешнем уровне, бизнес найдет схемы, как не платить. Если ее снизить, а эффекта от системы НДС-счетов не будет, то возникнут потери для бюджета. Словом, любое решение является очень рискованным. Кроме того, мы сомневаемся, что цели, поставленные новым законом, будут достигнуты. Вместо фирм-однодневок возникнут банки-однодневки, созданные этими же фирмами, а субъекты, занимающиеся лжеэкспортом неминуемо найдут другие пути для создания схем необоснованного возмещения налогов из бюджета. Главная проблема не в них, а в низком уровне налогового администрирования.
В качестве альтернативы Минэкономразвития предлагает ускорить введение электронных счетов-фактур и перейти на уплату НДС по отгрузке. Эти меры, кстати сказать, тоже были принципиально одобрены правительством, но реализовывать их предполагается не ранее 2005 г. По всей видимости, в МНС оказались не готовы к тотальному внедрению современных информационных технологий и более жесткому контролю (в том числе за самими инспекторами). В итоге, если фискальные органы сумеют настоять на своем, за огрехи мытарей придется платить всем.
Волна споров о спец-счетах постепенно распространяется от федерального центра в регионы. Причем, скепсиса в отношении пользы нововведения не скрывают не только бизнесмены, но и сотрудники налоговых органов. Слишком много в этой системе узких мест и непроработанностей.
Светлана Шмидт:
--Остается нерешенным вопрос, как будут строить взаимоотношения между теми организациями, которые платят НДС и теми, кто работает по упрощенной системе налогообложения, по единому налогу. Процедура возврата со спецсчета на расчетный должна быть продумана досконально, иначе мошенничество будет повторяться, только уже со спецсчетами. Пока, у нас вопросов больше, чем ответов. Если бы правительство, осознав, что данная законодательная база открывает массу возможностей для мошенничества, сделало бы акцент не на борьбе с этим злом с помощью контрольных мероприятий, а продолжило совершенствование законодательства, все от этого только выиграли бы. Ну, кроме, мошенников, конечно. Надо было честно сказать еще прошлой Думе: раз приняли сырое законодательство, не будет вам никакого бюджета.
Защищенность бюджета волнует и депутатов областной думы, которые, кстати, дали отрицательное заключение на законопроект. Но и они признают, что спецсчета не панацея.
Владимир Пожаров, заместитель председателя бюджетного комитета Саратовской областной Думы.
--Я искренне убежден, что если реформа налоговой системы и принесет дополнительных 50-60 млрд. руб. в консолидированный бюджет страны, то не из-за ввода спец-счетов, а потому что снизят ставку НДС. Что, что, а уходить от налогообложения бизнес умеет. И никакими спецсчетами его не поймать. Давно доказано, если налог более 30%, то налогоплательщики обязательно от него уходят. Пока у нас ставка совокупного налогообложения близка к 30%, независимо от спец счетов и прочих мер, люди будут искать законные или незаконные пути, чтобы не платить налоги. Многие аналитики говорят, что самая разумная ставка на сей момент - 12-13% НДС. Лучше отказаться от льгот.
Придуманный во Франции НДС выполнял регулирующую функцию. Смысл: если отрасль хорошо и эффективно развивается без участия государства, НДС вводится. А если отрасль еле дышит, на 10 лет НДС для нее равна нулю. Тогда в отрасль идут инвестиции и она сможет развиваться. Это был разумный государственный подход. Но у нас сделали, как всегда по максимуму - для всех зарядили 20%. Потом включились лоббистские механизмы, начали льготы раздавать.
К сожалению, в России до сих пор налоговое регулирование носит чисто административный характер. Хотя есть надежда, что в скором времени мы от этой модели отойдем. Потому что у Президента очень грамотные экономические советники, такие как Илларионов, которые, надеюсь, сумеют ему объяснить, что нужно снижать и единый социальный налог, и НДС и налог на прибыль. Снижение налогового бремени выведет бизнес из тени. А пока у нас от 40 до 60% экономики в тени, многого от нее в смысле развития бюджетной политики ждать не приходится. 
Ольга ПРОТАСОВА, Саратов, газета "Неделя области", 4.02.2004.

|
|