НАШЕ "СВЕТЛОЕ" БУДУЩЕЕ
Автор: Дайн Тамара
Регион: Красноярск
Тема:  Энергетика
Дата: 25.02.2004

В декабре прошлого года в адрес горожан и жителей краевого центра приносили письма, подписанные самим Анатолием Чубайсом - главой РАО "ЕЭС России". Реакция на эти письма была далеко не однозначной. Основания для этого были: негативный опыт многих в ваучеризации и постоянный страх перед ростом энерготарифов. Именно поэтому многие адресанты искали в письмах скрытый подвох, а не признательность за внимание.

За разъяснением происходящего в российской и региональной энергетике, мы обратились к Якову УРИНСОНУ - заместителю председателя правления РАО "ЕЭС России".

- Яков Моисеевич, поясните, пожалуйста, что на сегодняшний день представляет собой компания РАО "ЕЭС России"?

- Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России" представляет всю российскую энергетику, за небольшим исключением: "Иркутскэнерго" и "Башэнерго". В компанию входят 72 акционерных энергетических общества, 29 федеральных станций, плюс различные институты, проектные, строительные организации и так далее. Общая численность работающих - около полутора миллиона человек. Вместе с членами семей, а у нас есть такой коэффициент подсчета, эта цифра составляет более двух миллионов человек.

- "Рост энергетических тарифов" стал дежурной фразой при объяснении инфляции и роста цен. Что первично в этой бесконечной цепочке увеличивающихся цифр, формирующих стоимость продуктов и услуг?

- Долгое время энергетика по существу служила якорем инфляции. Несмотря на то, что стоимость электроэнергии отставала не только от динамики роста цен в промышленности, но даже от ее главного ресурса - топлива. Меньше, чем на электроэнергию, росли цены только на водку.

В том, что вопросы, связанные с обсуждением цен и тарифов, стали любимой темой в СМИ, нет ничего удивительного, так как они связаны с объяснением событий, происходящих в жизни граждан и в экономике страны. Но чтобы объяснить суть понятия "энерготариф", хотелось бы обратить внимание на проблему основных капиталов компании. Бюджетные инвестиции в энергетику практически перестали поступать еще с 1990 года. В результате перед энергетикой встала задача поиска средств для модернизации и развития. Ведь согласитесь, что современная экономика не может базироваться на энергетике, построенной еще в 50-60-е годы. Помню, как мы удивили собравшихся в Большом театре гостей по случаю празднования 80-летия ГОЭЛРО тем фактом, что Московский Кремль до сих пор снабжается электричеством от установки, полученной СССР в качестве репарации от Германии. Это демонтированная под Берлином станция, котлы которой имеют клепки образца 1934 года.

Используя старое оборудование, мы имеем низкий КПД тепло- и энергоотдачи, сжигая сверхдорогое топливо. Все это результат недостатка инвестиций. В советское время тариф на свет и тепло не включал в себя инвестиционную составляющую. В результате энергетика сегодня остро нуждается в привлечении средств. Но мы прекрасно понимаем, что резкое увеличение тарифа невозможно, так как российские потребители электроэнергии, как население, так и промышленность, традиционно не настроены на энергосбережение. Ситуация начала меняться только к 2000 году, когда экономическая целесообразность заставила понять, что за электроэнергию необходимо платить реальные деньги.

Необходимость реформирования электроэнергетики как раз и связана с тем, чтобы можно было продавать электроэнергию по нормальной цене. У нас есть расчеты, позволяющие моделировать инерционный вариант развития экономики без реформирования электроэнергетики. Согласно им, к 2006 году страна может превратиться из энергоизбыточной в энергонедостаточную. А это, согласитесь, для России страшнее, чем импорт хлеба.

- Можно ли сформулировать концепцию проводимой в стране реформы энергетики?

- По существу, реформа предполагает выделение в энергетике конкурентного и неконкурентного секторов. Утверждение о том, что вся электроэнергетика является естественной монополией, - стандартный штамп. Естественная монопольная область в электроэнергетике - это транспортировка и диспетчеризация. Согласитесь, что тянуть несколько проводов от электростанции до завода для создания конкурентной среды между несколькими компаниями, лишено всякого смысла и невыгодно ни производителю, ни потребителю. Издержки перекроют всякую рентабельность. Также бессмысленно иметь нескольких диспетчеров электроэнергии. У нас на всю страну имеется единый диспетчер - ЦДУ (центральное диспетчерское управление) единой энергетической системы, занимающееся диспетчеризацией электроэнергии с учетом всех законов физики. А вот производство электроэнергии, ее сбыт, проектирование объектов, их ремонт - это уже обычная конкурентная среда деятельности.

Согласно логике реформы, тариф в естественно монопольном секторе будет регулируемым со стороны государства. Все возможные технологические потери будут считаться только по закону Ома, а не по причине воровства или жульничества. Сети на 75% плюс одна акция всегда будут у государства. А ЦДУ на все 100%. И определяющим параметром его тарифов будет являться фонд заработной платы работников. Тогда как тарифы на производство, сбыт электроэнергии, на ремонтные и проектные работы должны устанавливаться рынком.

- Вы говорите о выделении конкурентной среды в энергетике. Не приведет ли свободный рынок в электроэнергетике к резкому скачку энерготарифа?

- Сегодня для всех совершенно очевидно, что страна не переживет скачка тарифов. Кроме того, она, как в бытовом, так и промышленном секторе, всегда была ориентирована на энергоемкие, а не на энергосберегающие затраты. Переход на экономию энергозатрат потребует замены оборудования и огромных капитальных вложений. Помимо этого, замена любых технологий, например, в домостроении по созданию новой теплоизоляции потребует не только инвестиций, но и времени. Вот почему РАО ЕЭС вышло в правительство с инициативой по установлению тарифного коридора на три года вперед с тем, чтобы плавно войти в нормальный режим тарифообразования. Поэтому суть предложенного нами государству тарифного коридора заключается в том, что мы соглашаемся принять установленный государством максимальный энерготариф, но просим не снижать установленный минимальный тариф в том случае, если энергокомпании находят ресурс для экономии.

Правительство согласилось с этим предложением. И сегодня мы ведем серьезную работу с нашими компаниями по приведению в соответствие энерготарифа с коэффициентом инфляции. Прогнозируется, что если в 2004 году энерготариф еще будет превышать уровень инфляции, то в 2005 - 2006 годах он уже будет ей соответствовать. Если же говорить о реальной электроэнергии по реальной цене, очищенной от инфляции, то она будет только дешеветь. Работа, скажем, не простая, но мы должны успеть ее сделать до 2007 года, когда наши энергосистемы выйдут на свободный рынок.

В целом введенная тарифная трехлетка, с одной стороны, и заработавший конкурентный рынок электроэнергии, с другой, могут привести к реальному снижению тарифа. В первую очередь для населения. Ведь если предприятие, получив более высокий тариф, может включить его в стоимость своего товара, то население, особенно бюджетники, этого сделать не могут. Поэтому еще в 2001 году мы вышли в ФЭК и правительство с предложением о снижении тарифа для населения по целому ряду энергосистем.

Предполагается, что реформа рассчитана на три этапа. На первом - предполагается начать реальную реструктуризацию энергосистем. Провести разделение по видам деятельности: генерации, транспортировки энергии, по ремонту и так далее. В четырех энергосистемах Центра России: Орле, Курске, Калуге и Брянске - эта работа уже начата. На втором этапе предполагается создание оптовых генерирующих компаний на основе всей генерации. Сейчас только 29 крупных федеральных компаний выставляют на рынок свою электроэнергию. А предполагается, что все сбытовые компании будут покупать электроэнергию на едином рынке, а не в своих энергосистемах. Кому-то, кто покупал дорогую электроэнергию, вырабатываемую на угольных станциях, это облегчит жизнь, так как они смогут покупать на "общем" рынке более дешевую электроэнергию. А другим, наоборот, она обернется повышением, если сегодня потребляемая ими электроэнергия является самой дешевой в стране. В результате этого должно произойти реальное выравнивание уровня жизни населения и условий конкуренции в промышленности.

Третий этап реформы будет характеризоваться энерготарифом, учитывающим инвестиционную составляющую. Прогнозируется, что первое время цены начнут расти, но затем, в конкурентной среде, - снижаться. Данная ситуация была характерна для всех стран, прошедших путь реформирования электроэнергетики, ожидает он и нас.

- В чем особенность энергетического рынка Красноярского края? Обозначьте, пожалуйста, перспективы его развития.

- На сегодняшний день существует специфика энергетического рынка различных территорий. Европейская часть России представлена развитой энергетической сетью с диверсифицированной структурой производства электроэнергии. На этой территории функционируют ГЭС, ТЭЦ, газовые и угольные станции. Существуют развитые электрические сети.

Энергетика Сибири тоже имеет свою специфику: достаточно дешевую гидроэнергию, потребляемую энергоемкой промышленностью. По какому пути пойдет реформирование сибирской энергосистемы, можно только предполагать. Будет ли создаваться единый энергозакупщик? Пока не известно. Но уже сегодня очевидно, что ситуация, позволяющая зарабатывать деньги на простой перепродаже дешевой энергии или за счет снижения энерготарифа для отдельного вида бизнеса, обязательно будет меняться.

Вопросы, связанные с экологией и здоровьем населения, тоже требуют решения. Это проблемы, порожденные социалистической системой, когда строительство велось без учета экономических последствий: затапливались плодородная земля и леса, а в стоимость электростанции эти потери не включались. Считали не их, а стоимость бетона, уложенного в тело плотины. А это неверно. Вопрос о том, как компенсировать затраты, остается открытым.

В целом, пока можно говорить об определенных итогах развития реформы энергетики только применительно к европейской части страны.

- Яков Моисеевич, как вы считаете, характеризует ли ситуация с акциями Красноярской ГЭС общую тенденцию в российской энергетике?

- Мы очень внимательно следим за ситуацией, возникшей на Красноярской ГЭС. Позиция руководства "РАО ЕЭС" озвучена, и поэтому не буду повторяться.

Если же давать общую оценку, то данная ситуация укладывается в общероссийскую тенденцию в энергетике. Так как на сегодняшний день наибольший интерес для инвесторов представляют активы генерирующих компаний, дающих наибольшую рентабельность. В мире же, наоборот, более привлекательны сетевые активы, дающие меньшую, но более стабильную рентабельность. В этом специфика нашей страны.

- Российские коммунальные системы начали заходит в регионы. Насколько коммунальная сфера привлекательна для РАО ЕЭС?

- На вопрос: "Можно ли одновременно возвращать долги, накопленные по энергетике, и инвестировать средства на замену сгнивших труб? " Ответ очевиден - можно. Но для этого необходимо навести элементарный порядок, которого, к сожалению, сегодня нет. Все позитивные изменения в большой энергетике пока не нашли места в малой. Нет элементарного учета. Ведь суть деятельности РКС в том, чтобы соединить все в одном месте. Первое - собственность, второе - реальная регистрация расходов. Учет должен быть сквозным. Исходить нужно не из принципа среднеарифметического количества килокалорий на условные 10 квадратных метров жилой или нежилой площади, как это было раньше, а реального учета потребляемого тепла. Ведь в одном доме стены имеют хорошую теплоизоляцию, а в другом они вообще не держат тепла. Наши многократные проверки доказали, что невозможно вывести средние цифры израсходованных килокалорий на один квадратный метр не только в одном городе или районе, но даже в одном доме. Нужны приборы, учитывающие реальный удельный расход тепла на конкретный метр площади. Но при этом учет потребленного тепла должен быть сквозным. Для этого каждую границу перехода тепла от одного собственника к другому должен регистрировать прибор учета. Конечно, установка такого количества приборов учета стоит дорого, но иначе подсчитать реальный расход невозможно. Наша принципиальная позиция заключается в том, что платежи за энергию должен получать не перепродавец, а тот, кто несет ответственность за все снабжение. Только в этом случае будет выгодно инвестировать средства как в приборы учета, так и в замену сгнивших труб.

- Предполагается ли система дотаций малообеспеченным слоям населения за пользование электроэнергией?

- Рано или поздно, но практика перекрестного субсидирования в энергетике будет прекращена. Условия свободного рынка в энергетике заставят каждого его потребителя, будь то простой человек или алюминиевый завод, платить за использование электроэнергии все 100%. Мы планируем собирать средства через администратора единой торговой системы и на ее основе создать фонд социальной защиты населения. Из этого фонда через схему бюджетных субсидий планируем выделение субсидии на оплату электроэнергии малообеспеченным слоям населения, неспособным оплатить ее самостоятельно. Схема проста и понятна. В этом несложно убедиться.

В заключение же хочу сказать, что реформу энергетики уже остановить невозможно. Реформа прошла точку возврата. Поэтому рассуждения о том, а не вернуться ли нам назад к вертикально интегрированным компаниям или же отменить все принятые в рамках реформы законы, - уже лишены смысла. Да и невозможно ратовать за великую Россию, сохраняя при этом энергетику на уровне каменного века.

Москва - Красноярск (Автор выражает признательность Клубу региональной журналистики за помощь в организации интервью)  

Тамара ДАЙН, Красноярск. "Экономика и Жизнь", 19.02.2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики