После президентских выборов в России ничего существенно не изменится ни в политической, ни в экономической сфере, считает заместитель Председателя комитета по бюджету и налогам ГосДумы Михаил Задорнов. В середине февраля он выступил на семинаре Клуба региональной журналистики «Из первых уст» и рассказал журналистам о своем видении экономической ситуации в России в среднесрочной перспективе.
Экономическая ситуация сейчас достаточно прогнозируема: мы имеем благоприятный платежный баланс и благополучную ситуацию с бюджетом. Даже в случае ухудшения ситуации есть определенные резервы на маневр. Правительство и президент, по мнению экономиста, абсолютно расслаблены и двигаются по пути минимального сопротивления. Никаких существенных структурных реформ в экономике в последние два года не проводятся.
Давно обсуждается вопрос, что изменится после выборов Путина. Прогноз экономиста таков: сначала будет определенное движение, которое станет потихонечку затухать и исчезнет еще быстрее, чем это было в 2000-2001 году. После выборов вся работа 2004 года сведется к уже подготовленным решениям в налоговой и бюджетной сфере. Это завершение налоговой реформы, распределение полномочий между уровнями, и некоторые заготовки центра стратегических разработок, так называемой группы Шувалова, где наиболее проработанным вопросом является ипотека. Относительно реформы образования и здравоохранения у экономиста большой скепсис, поскольку они требуют существенной политической поддержки в обществе и желания что-то менять. По мнению Михаила Задорнова, пока этого желания не видно.
Существенные изменения в структурных реформах могут произойти только тогда, когда правительство и президент столкнутся с необходимостью сделать это, то есть когда внешняя конъюнктура изменится до такой степени, что это станет проблемой для экономики страны. Пока есть доходы, ситуация будет оставаться достаточно стабильной и инерционной с точки зрения принятия решений.
ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 2003 ГОДА
Федеральный бюджет по итогам прошлого года был исполнен полностью. Как сообщил журналистам Михаил Задорнов, даже несмотря на то, что в течение года его увеличили на сто миллиардов рублей, он был перевыполнен с лихвой. Профицит федерального бюджета составил примерно 1,5 % валового внутреннего продукта. По мнению экономиста, это произошло из-за двух причин.
Первая причина: cредняя цена на экспортную российскую нефть составила 27,5 долларов за баррель, а бюджет рассчитывался исходя из цены 22,5. По расчетам, каждый лишний доллар в цене экспортной российской нефти дает примерно 0,35 % ВВП доходов федерального бюджета. Около 2% ВВП получается просто за счет только нефтяной цены.
Но газ дает больше, чем экспорт нефти. В бюджете прошлого года экспорт газа рассчитывался из расчета примерно 96 $ за 1000 кубических метров, а реально его экспортировали примерно по 120 $ за тысячу кубов. Это дало большой доход, который сконцентрировался в федеральном бюджете и газодобывающих регионах.
Вторая причина: доходы не были выполнены полностью. Самая большая экономия была по обслуживанию долга, как внешнего, так и внутреннего. Поскольку бюджет считается по курсу прогнозному, а рубль вместо того, чтобы ослабляться, укреплялся весь год, то в долларовой оценке мы заплатили столько же, а в рублевой - примерно на миллиард долларов меньше, поэтому в бюджете образовалась большая рублевая экономия. По итогам года у федерального бюджета образовался финансовый резерв в объеме 250 миллиардов рублей. Это свободный остаток, который к концу года был разделен на 2 части. 30 января 110 миллиардов из него пошло в стабилизационный фонд. И около 100 миллиардов рублей Минфин хранит как свободные деньги для ликвидации текущего кассового разрыва.
У региональных бюджетов ситуация иная. Доходы сократились примерно на 0.7% ВВП. Если доходы федерального бюджета составили 18 % ВВП, то доходы региональных бюджетов - 14%. Это сокращение произошло за счет двух факторов. Во-первых, регионам не был полностью компенсирован отмененный налог на пользователей автомобильных дорог. Во-вторых, в прошлом году федеральный бюджет сократил поддержку регионам на 0.2-0.3 валового внутреннего продукта. В целом же региональные бюджеты закончили 2003 год примерно с таким же результатом, как и 2002.
ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ
Федеральный бюджет еще никогда не начинался так хорошо, как в январе этого года. Он был выполнен с профицитом в 5 % ВВП. И это несмотря на то, что федеральный бюджет потерял 2 % налога на добавленную стоимость, отдал 1 % прибыли регионам, полностью отдал акцизы на алкоголь регионам. Это говорит о том, что пока сохраняется такая нефтяная конъюнктура, федеральный бюджет в этом году будет исполняться с большим превышением доходов. И к середине года мы вернемся к вопросу об индексации заработной платы бюджетникам, а, скорее всего, с 4-ого квартала заработная плата бюджетникам будет еще раз проиндексирована на 20-25 %, поскольку ресурс для этого у федерального бюджета будет.
За 4 года мы привыкли к тому, что цены на нефть высокие, и считаем, что это нормальная ситуация. Но с точки зрения баланса бюджета мы уже вышли в своих расходах за то ограничение, которое диктуется средними ценами на нефть за десятилетие. Как быть готовыми к возможному падению цен на нефть? Во-первых, все время учитывать этот риск при планировании расходов бюджета, и во-вторых, создать стабилизационный фонд. Это мера, которая вызывает много споров, далеко не все экономисты ее поддерживают, но Михаил Задорнов считает, что исходя из среднесрочных соображений, это вещь абсолютно правильная.
ПЕРСПЕКТИВЫ НА БЛИЖАЙШИЕ ПОЛГОДА
Что с точки зрения бюджетной политики ожидать в ближайшие полгода? До середины 2004 года правительство примет принципиальные решения, которые вступят в силу в 2005 и 2006 годах. В налоговой сфере сейчас готовятся три принципиальных решения.
Первое из них - это снижение ставки единого социального налога. Сегодня базовая ставка единого социального налога составляет 36.5 %. Потом она делится между пенсионным фондом, медстрахом и соцстрахом, а начиная со 100 тысяч рублей годового дохода действует регрессия, которая позволяет платить 20, 10 и меньшие суммы. В первом чтении уже в прошлом году по инициативе ряда депутатов был принят закон, который снижает базовую ставку до 30 процентов, и затем оставляет только две ставки: 15 и 5%. В среднем это ведет к тому, что эффективная, реальная ставка единого социального налога снижается примерно с 30 до 22-23 % для большинства предприятий, и делает доступ к регрессии возможным одновременно, начиная со среднемесячного дохода примерно на уровне средней заработной платы сегодня. То есть первая шкала, регрессия, снижается до примерно 60-64 тысяч рублей. Цель этого шага - дать дополнительный импульс легализации доходов на предприятии. Сейчас идут споры, как это лучше сделать, но это спор о деталях, это все равно будет сделано, и по всей видимости с 1 января 2005 года эта норма вступит в силу.
Основные проблемы связаны даже не с самим снижением, а с тем, что это сокращение ставит под удар прежде всего текущие доходы пенсионного фонда, фонда медстраха и соцстраха. Соцстрах сбалансируется при этих расчетах, а вот поступления в фонд медицинского и пенсионного фонда на базовую часть пенсии должны быть частично компенсированы федеральным бюджетом. Конечно, мы все понимаем, что снижение налога полностью не будет компенсировано ростом этих доходов.
Кроме этого, обсуждается идея, согласно которой для уплаты налога на добавленную стоимость будут вводиться так называемые спецсчета, то есть предприятие уплачивая поставщику за продукцию, может перечислить деньги только либо своему поставщику на такой же спец счет, либо в бюджет. Тем самым правительство пытается избежать неуплаты НДС по всей цепочке производства продукции, и избежать компенсации возмещения НДС тем, кто реально продукцию не производил. По грубым оценкам, введение спецсчетов даст государству какой-то плюс, но заберет примерно 100 миллиардов рублей оборотных средств. Поэтому сейчас обсуждается конструкция, как эти спецсчета внедрить, поскольку это достаточно большие потери для предприятий, особенно с длинным циклом производства, замораживание денег на НДС.
Поэтому одновременно обсуждается с введением счетов снижение ставки НДС и облегчение механизма взимания НДС по целому ряду направлений. Экспортерам, в капитальном строительстве, с авансов и так далее. И конечно, если будут внедрены спецсчета, ставка НДС будет снижаться дальше, то есть вместо сегодняшних 18 она будет снижена до 15, а может быть, даже до 13 %. Это второе действие.
И третье принципиальное изменение, которое будет принято до лета: в апреле после президентских выборов ГосДума приступит к завершающему обсуждению двух законов, поправок в бюджетный и налоговый кодекс, которые закрепят за каждым уровнем бюджетов свои расходные обязательства и доходные источники. В этих законах будет указано, что все образование финансируется из региональных бюджетов, а федеральный бюджет и муниципалитеты не имеют к нему никакого отношения.
Каждая норма закона, которая к этому времени сохранится, должна будет иметь конкретный уровень бюджета, который эту норму финансирует. И соответственно в налоговом кодексе остается только 17 налогов, которые делятся таким образом: 10 налогов федеральные, 3 региональные, и 4 муниципальных налогов. Например, подоходный налог будет федеральным, но он целиком будет поступать в местные и региональные бюджеты. Но весь порядок его взимания, базы льгот устанавливает федеральный закон. Соответственно за местный налог полностью отвечает местный уровень власти, то есть он устанавливает и льготы, и нормы, объекты налогообложения и так далее. К местным будет относиться земельный налог, на имущество физических лиц, так называемый торговый сбор и также транспортный налог.
Муниципалитеты, у которых забирают часть полномочий, скорее всего, все-таки будут в выигрыше от этой реформы, а вот региональные бюджеты, особенно треть наиболее слабых, попадут в достаточно тяжелое положение.
Вот эти три шага в налоговой сфере серьезно скажутся в 2005 и 2006 годах на экономическом положении регионов и на политических перспективах. Одновременно правительство планирует большую централизацию налогов, связанных с добычей природных ресурсов, то есть практически весь НДПИ на нефть и газ. Остатки НДПИ забираются у Тюмени, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, Татарии, Башкирии и полностью централизуются в федеральном бюджете. Естественно, для этих регионов произойдут существенные ограничения возможностей, которые они получили в последние годы. Бюджетная обеспеченность у таких регионов существенно сократится.
Именно это распределение, по мнению заместителя Председателя комитета по бюджету и налогам ГосДумы Михаила Задорнова, во многом определит экономическое положение России на ближайшую среднесрочную перспективу. 
Сергей КУЗНЕЦОВ, Тюмень. "Сибирский Посад", 25.02.-2.03.2004.

|