Раз все государственные стандарты невозможно выполнить, то зачем и пытаться?
В Москве рухнула крыша аквапарка. Погибли и пострадали десятки людей. Среди множества попыток объяснить причины катастрофы, прозвучало и такое: оказывается, в России к моменту возведения аквапарка еще не были разработаны ГОСТы на строительство водных объектов такого уровня. Между прочим, по количеству обязательных государственных стандартов, строительных и санитарных требований мы впереди планеты всей. Масса нормативов, обеспечивающих безопасность людей, и все мало. Не уберегли. Требуются ли дополнительные ГОСТы?
Всякий из нас, если он, конечно, не абсолютный бездельник, является злостным правонарушителем. Просто некоторые об этом еще не подозревают. Зато многие, например предприниматели, свою злостность сознают очень даже хорошо. Особенно, когда к ним являются представители проверяющих и контролирующих органов.
Что всегда поражает в наших проверяющих органах - сочетание полного всемогущества и абсолютной беспомощности. Казалось бы, выявить нарушение они могут у всех и каждого в два счета. И так успешно, что причину служебного рвения виновные ищут или в негласном плане по количеству оштрафованных, или откровенном "наезде". Выявить-то контролеры выявят. Сколько угодно. А вот попробуй пресечь. Штраф нарушитель может быть и заплатит. Но тут же продолжит свое противоправное дело. Потому что работать и при этом ничего не нарушать практически невозможно.
Однако правила игры начинают меняться. Суть перемен на форуме "Открытая Россия" журналистам объяснила заместитель председателя Госстандарта России Марина Константиновна Глазатова.
КОТЛЕТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КРУГЛЫМИ.
Вы не правонарушитель? Сомневаетесь? Не согласны? Напрасно.
Мы все поголовно нарушаем ГОСТ 1956 года, устанавливающий, что хлеб должен транспортироваться, продаваться и храниться в упаковке из материи. А селедка обязана быть длиною от 15 до 20 сантиметров. Не более и не менее. Так требует ГОСТ от 1982 года. Почему, понять невозможно. Это надо запомнить. Даже на форму котлет свой ГОСТ имеется. Котлеты должны быть круглыми.
В наследство от государственной экономики, тяготевшей к тотальной регламентации, нам достались бесчисленные требования к продукции и процессам производства. Всеобъемлющие ГОСТы (полное собрание ГОСТов на СД диске стоит 8,5 тысячи долларов), всевозможные САНПИНы (санитарные правила и нормы), СНИПы (строительные нормы и правила), нормы пожарной безопасности, нормы ветеринарной безопасности и прочая, и прочая... Несть им числа.
Говорят, что их около 60 тысяч. Однако, кажется, полной информацией не обладает никто. Во всяком случае, когда Марина Константиновна обратилась в министерства и ведомства с просьбой ознакомить ее с их требованиями, от многих ответа она так и не получила.
А что ждать простому смертному?
Требования носят такой характер, что даже если поставить целью жизни их неукоснительное соблюдение, все равно десятками нарушать будешь на каждом шагу. Выхода нет. Остается работать с проверяющими. Тут тоже свои проблемы. Имеющих право проверки очень много. Требования настолько переплетены, что неизбежно возникает дублирование. Только на федеральном уровне существует 67 органов надзора и контроля. А есть еще региональные и местные. Известен случай, когда проверить качество воды к предпринимателю приходили из 23 органов. Столько нянек на одного дитятю!
Причем, часто контролируют те, кто не имеет соответствующей квалификации. Взять, к примеру, санитарные книжки у продавцов. Санэпиднадзор, понятно. Там люди следующие. Но в Госторгинспекции врачи не работают. Министерство по антимонопольной политике в медицине тоже некомпетентно. И, естественно, как же обойтись без вездесущей милиции. Она тоже право имеет.
Что любопытно, нормы могли устанавливать как раз те, кто проверял. Не исключено, держа в уме принцип: ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
ДУШИЛИ МЫ ИХ, ДУШИЛИ...
Заведомо невыполнимые условия и мелочные придирки бьют не только по своим. Почему предприимчивые иностранцы не спешат делать деньги в России? В частности, из-за дремучих требований. Они и для своих-то темный лес. В них даже опытные бюрократические зубры плутают. Марина Константиновна рассказывает:
"Мы были в Женеве. Швейцарские коллеги нас спрашивали - как к нам поставлять племенных животных? Представитель министерства сельского хозяйства два часа объяснял нашим швейцарским коллегам, каким образом это делать. Он рисовал им очень сложные схемы, объяснял, какие требуются документы, куда их отправлять. Все это время швейцарцы показывали нам какие-то бумажки: "А здесь что? Можно ли вам поставлять племенных животных?" Им отвечали: "Можно. Давайте дальше. Вот здесь вы должны нам прислать такое-то письмо. На это письмо мы ответим то-то. Поедем к вам, и вы нам все покажете и расскажете". И так далее в том же духе. Проходит два часа. Швейцарцы в очередной раз спрашивают: "В заключение, нам бы хотелось уточнить вопрос. Можем ли мы вам поставлять или нет?" И дают нам листочек, который держали в руках в течение разговора. Это сертификат министерства сельского хозяйства, в котором указано: "Запрещается поставка племенных животных и продукции животноводства из Великобритании, Франции, Швейцарии". "А-а-а, - говорит чиновник из минсельхоза - Да, нельзя. Это торговая политика страны". Наверное, мне никогда не было так стыдно.
При этом швейцарский коллега нам рассказывал, что он вообще не в состоянии понять - какие требования к племенным коровам предъявляются в России. Он не может выяснить, где взять необходимые документы".
ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ ДА ЛУЧШЕ
С 1 июля вступил в силу закон "О техническом регулировании".
Эпоха ГОСТов, САНПИНов и СНИПов близка к завершению. В течение семи лет их постепенно отменят. Это не означает, что государство полностью устранится от всякого контроля. Взамен появятся технические регламенты. Но, во-первых, их число не превысит двух тысяч, и касаться они будут только защиты жизни и здоровья, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение покупателей. Во-вторых, устанавливаться они будут или Федеральным законом, или постановлением правительства, то есть гласно. Любой желающий сможет прочесть их, например, в "Российской газете". В-третьих, процедура контроля и надзора отныне строго формализована. Возможностей для злоупотреблений стало меньше. Во всяком случае, уже есть прецеденты, когда предприниматели, опираясь на этот закон, выигрывали судебные процессы.
С другой стороны, ужесточаются требования к нарушителям. К уголовной и административной ответственности добавилась экономическая: отзыв товара с рынка. Предпринимателю куда выгоднее заплатить штраф, чем отозвать товар, то есть компенсировать затраты всех покупателей, оплатить доставку товара к пункту сбора и его уничтожение. Как показывает мировой опыт,во многих случаях отзыв товара равносилен концу предприятия.
Впрочем, что будет на практике, покажет время. Наша газета уже писала о недоразумениях между учителями и СЭС по поводу новых санитарных правил. Я спросил Марину Константиновну, не противоречат ли они Закону "О техническом регулировании"? И вот что услышал в ответ: "Я не знаю всех правил. Но могу сказать одно. Недавно на заседании правительства был поднят вопрос о введении обязательных норм сейчас, когда закон "О техническом регулировании" вступил в силу. Они устанавливаются только техническими регламентами. Тем не менее, минюст продолжает регистрировать санитарные, строительные нормы и правила, имеющие обязательный характер. С этой практикой решено разобраться. Но уже сейчас любой суд примет решение, что подобные требования необоснованны, так как противоречат закону".
Хорошо, если так. Но ведомства не сдаются.
А стены рушатся, крыши обваливаются, люди гибнут. Кто ответит? Строители-турки? Не слишком ли они у нас загостились? Заморские гости уедут, а нам здесь жить… 
Глеб ПОЛИНОВСКИЙ, Уфа. "Версия", №8 (648), 27.02.2004.

|