О ПРОРОКАХ И ОТЕЧЕСТВЕ
Автор: Никитин Андрей
Регион: Пермь
Тема:  Гуманитарные вопросы
Дата: 09.03.2004

Культура и искусство в период развития недоразвитого капитализма. Пермский период

...И прослушав выступление замредактора журнала "Знамя" Натальи Ивановой - кажется, оно называлось "Культурная ситуация в постсоветской России", - задал единственный вопрос: "А как там насчет великих в наше бурное и непростое время?" Помните, сколько талантов дал пост(1917)революционный синдром? (Половину из них мы узнали, правда, лишь в постсоветское время.) Одних только нобелевских лауреатов: Шолохов, Бунин, Пастернак... Список можно продолжать и продолжать.

- Откуда вы? Из Перми? У вас живет наш замечательный автор, писательница Нина Горланова...

После чего литературный критик и публицист (кстати, недавно Иванова подготовила замечательную книгу о Пастернаке), согласившись: лицом к лицу лица не увидать, таки назвала еще ряд литературных имен, которые, на ее взгляд, могут. Интересно? Транслирую: Олег Чухонцев, Андрей Дмитриев, Марина Вишневецкая, Тимур Кибиров, Лев Рубинштейн...

Кстати, к пермским (прикамским) я бы прибавил и Астафьева, и Решетова, и Кальпиди... С оговоркой, что они уже - а иные и навсегда - не наши. Никого не виню, тем более что все трое (список можно продолжить) покинули Пермь (впрочем, кто кого кинул, еще вопрос) в советский, то есть докапиталистический период.

Когда-то в "Пермских новостях", в уже не советский, но еще и не совсем капиталистический период, родился интересный проект. Под рубрикой "Мастера" (вспомните Вознесенского) отслеживать творческий путь трех П. (Пермь, Прикамье - чувствуете символы?) Легендарный чусовлянин Леонард Постников, создавший горнолыжную школу, и музей реки Чусовой, и музей писателей.

Талантливый документалист Павел Печенкин, организатор и бессменный руководитель киностудии "Новый курс", инициатор и всегдашний директор международного кинофестиваля неигрового кино "Флаэртиана". Знаменитый и (уже можно!) гениальный Евгений Панфилов. Проект, увы, не реализованный и, к сожалению, уже не реализуемый.

Сколько раз Панфилова соблазняли бросить неблагодарную Пермь, сколько раз он собирался уехать - и не уезжал. Каково было и тому, и другому, и третьему пробиваться через частокол дремучих чиновников, бесталанных завистников и близорукую провинциальность. Никого не виню: лицом к лицу...

Кому легко? Первым - во сто крат тяжелее.

А знаете, какое здесь ключевое слово? Школа. Мастера пошли не только по пути самовыражения - они сотворили учеников и последователей. Кто-то будет копировать, кто-то пойдет (пошел) дальше. Это только в кино ключ - без права передачи. Мастерство - в щедрости.

Впрочем, ключей, символов, знаков и прочих пунктиков мастера (настоящие мастера) оставляют-расставляют на своем пути немало. Какие-то из них помогают найти дорогу, как вешки, и сориентироваться, иные еще не разгаданы, а может, никогда не будут разгаданы. Они рассыпаны и зашифрованы. В строках, движениях, кинолентах, деревянных избах... В воздухе, если хотите.

Вывод не очевиден и, наверное, даже нелогичен и, пожалуй, противоречит чему-то написанному выше. Искусству удобнее, уютнее, спокойнее - нет, по-иному: естественнее жить в провинции. И это - тоже один из знаков нашего такого непростого и бурного времени.

Полностью выступление Натальи Ивановой на семинаре Клуба региональной журналистики вы сможете прочесть на сайте "Совершенно несекретно" www.alpha.ru  

Андрей НИКИТИН, Пермь. Областная газета "Деловое Прикамье", № 35 (100), 23.09.2003.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики