НАЛОГОВЫЙ БАЛЬЗАМ
Автор: Блинов Андрей
Регион: Владивосток
Тема:  Налоговая реформа
Дата: 09.03.2004

После президентских выборов в России может произойти резкое снижение налогов

Вот уже три года в России идет непрерывная налоговая реформа. Однако, несмотря на многочисленные заявления правительственных чиновников о необходимости снижения налогового бремени, в целом она проходила под чисто фискальными лозунгами. Государство так ловко "снижало" налоги, что то самое общее налоговое бремя от этого только возрастало.

Правда, сегодня многое говорит о том, что почти сразу после президентских выборов в России произойдет реальное снижение налогов. О том, как это будет происходить и выглядеть, "ЗР" рассказал заместитель министра экономического развития и торговли РФ Аркадий ДВОРКОВИЧ.

- Единый социальный налог все последние годы вызывал наибольшие нарекания со стороны как бизнес-сообщества, так и налоговых органов. Однако до кардинального решения проблем, связанных с его начислением и уплатой, Правительство РФ так и не дошло. Есть вероятность, что в нынешнем году дело все-таки сдвинется с мертвой точки?

- Да, такая вероятность есть, причем сегодня она высока как никогда прежде. Хотя при этом мы все должны понимать, что единый социальный налог (ЕСН) действительно самый сложный и противоречивый налог современной России.

Очевидно, что для сокращения налогового бремени и вывода заработной платы из тени необходимо существенно сокращать его ставки. Но при этом необходимо помнить и о рисках. Есть вероятность, что снижение ЕСН, по крайней мере, в первоначальный период приведет к значительному снижению налоговых поступлений. То есть может возникнуть серьезный дефицит финансирования пенсионной системы, медицинского и социального страхования.

Конечно, сначала для его компенсации можно использовать средства из стабилизационного фонда. Но их хватит на один - максимум два года. В дальнейшем, если не произойдет существенной легализации доходов, страна может оказаться на пороге настоящей социальной катастрофы.

К этому вопросу следует подходить крайне осторожно, необходимо продумывать и просчитывать каждый шаг. В настоящий момент существует два варианта реформирования ЕСН.

Первый, одобренный Правительством РФ, предусматривает снижение максимальной ставки до 26% (сейчас она 35,6%. - Прим. "ЗР") и с распространением ее действия до 300 тыс. руб. (100 тыс. руб.). Дальше с 300 до 600 тыс. руб. предлагается использовать ставку 10%, а более 600 тыс. руб. - 2%. Если этот вариант будет принят, то в 2005 г., когда и планируется ввести изменения, эффективная (то есть средняя) ставка ЕСН сократится на 5,5 процентных пунктов - с 29,5% до 24%.

Другой вариант был предложен депутатами Госдумы РФ еще прежнего созыва. Согласно ему годовой доход до 50 тыс. руб. должен облагаться по ставке 30%, от 50 до 600 тыс. руб. - 10%, свыше 600 тыс. руб. - 5%. Это еще более радикальный вариант, предполагающий снижение эффективной ставки еще на 1,5% - до 22,5%.

Дискуссия по этому вопросу обещает быть очень серьезной, однако я уверен, что ставки в любом случае будут снижены. Почти все заинтересованные стороны понимают необходимость этого. Сейчас перед нами стоит понятная задача - сделать ЕСН действительно прогрессивным налогом, который одновременно обеспечит и экономическую эффективность, и социальную стабильность.

- А вам не кажется, что проблему сочетания экономической эффективности и социальной стабильности можно решить одним простым способом - повысив предельный возраст выхода на пенсию? Ведь в России сейчас на пенсию выходят гораздо раньше, чем в большинстве стран мира.

- В разное время этот вопрос был актуален практически во всех странах мира. Мы в данном случае не исключение. Есть самые разные предложения, тема обсуждается как на экспертном уровне, так и в министерствах и ведомствах. Мы понимаем, что почти все страны мира, за исключением России, Белоруссии, Украины и ряда африканских стран, повысили планку выхода на пенсию. Но это не означает, что в краткосрочной перспективе проблема будет решена простым и грубым способом, как это было в том же Казахстане.

Самый приемлемый на сегодняшний день вариант - не жесткое повышение пенсионного возраста, а стимулирование более позднего выхода на пенсию. То есть, чем дольше работает человек, тем большую пенсию он получит. При этом порог, гарантирующий более высокие выплаты, будет повышаться постепенно. Допустим, на один квартал в год.

При принятии этого решения необходимо учитывать еще один факт. Через два года у России начнутся резкое снижение трудоспособного населения и одновременное повышение численности пенсионеров. Это объективный демографический факт, последствия которого могут привести к социальному и экономическому коллапсам.

ДОСЬЕ "ЗР"

На количество пенсионеров в большей степени влияет не средняя продолжительность жизни, которая у мужчин в РФ составляет 58 лет, а у женщин близка к 70 годам, а срок дожития после выхода на пенсию. Если российский мужчина смог дожить до 60 лет, то в среднем он проживет еще более 15 лет. У женщин средний срок дожития после выхода на пенсию превышает 20 лет.

- С осени прошлого года многих российских предпринимателей волнует один и тот же вопрос - будут ли введены так называемые НДС-счета? Однако в последнее время здесь не так много информации. Как дела обстоят на сегодняшний день? Готово ли правительство ради ликвидации серых схем при экспорте заставить всех без исключения бизнесменов замораживать на счетах оборотные средства?

- На сегодняшний день это самый дискуссионный вопрос. Единства нет даже в самом правительстве. Потери федерального бюджета от использования серых схем столь значительны, что Минфин и МНС поддерживают тот радикальный шаг. Однако, по нашим оценкам, негативные последствия от введения НДС-счетов могут оказаться еще более значительными.

Во-первых, предприятия будут вынуждены не только отвлекать из оборота солидные суммы, но и в ряде случаев брать краткосрочные кредиты и нести дополнительные издержки. Во-вторых, могут возникнуть дополнительные проблемы при сборе других налогов. Получается, что мы особо контролируем уплату НДС, а все остальные налоги оказываются как бы во второстепенном положении. Предприятия могут начать хуже платить тот же налог на прибыль, зачисляемый в региональные бюджеты. Иными словами, одни кредиторы оказываются в более привилегированном положении, чем другие.

Правда, пока все идет к тому, что идея введения НДС-счетов все же будет воплощена в жизнь. Именно поэтому мы, представители Минэкономразвития, предлагаем своего рода компромиссный вариант - одновременно с введением счетов добиться существенного снижения ставки НДС до 13%.

ДОСЬЕ "ЗР"

НДС-счета - это специальный механизм контроля, предполагающий, что при каждой сделке хозяйствующий субъект перечисляет на специальные счета часть стоимости товаров и услуг, приходующуюся на НДС. Средства, аккумулированные на счетах, можно будет использовать только на уплату налога по итогам месяца.

- Есть мнение, что когда НДС будет снижен до 13%, одновременно отменят всё льготы и немного ужесточат нынешнюю систему возмещения налога из федерального бюджета, тогда необходимость введения спецсчетов отпадает сама собой - использование серых схем при экспорте автоматически потеряет былую привлекательность.

- В таких утверждениях есть здравый смысл. Почти ко всем налогам в нашей стране применим один хорошо известный "парадокс". Если снизить ставки и использовать все возможные рычаги для принуждения к их более полной уплате, то бюджет от этого ничего не потеряет, а может быть, даже выиграет.

Я убежден, что если НДС в России будет 13%, ЕСН18-20%, налог на прибыль 20%, а налог на доходы физлиц останется на нынешнем уровне, то подавляющее большинство предприятий станет платить налоги нормально. Даже без введения спецсчетов и прочих инструментов жесткого контроля. Именно на это и направлены налоговые преобразования Правительства РФ. Другое дело, что излишне торопиться в данном случае нельзя.

- Между тем есть налоги, не имеющие никакого отношения к озвученному вами "парадоксу", - так называемые имущественные налоги. Здесь объект обложения физически нельзя спрятать, можно лишь занизить его стоимость. При этом часто создается впечатление, что в данном случае государство играет против государства, особенно если речь заходит об оценках БТИ. Планирует ли правительство исправить и этот парадокс?

- Да. Третий элемент налоговой реформы, запланированный на этот год, касается именно имущественных налогов: прежде всего налога на имущества физлиц и земельного налога.

Соответствующие законопроекты были подготовлены еще в прошлом году, но их не внесли в Госдуму РФ по одной простой причине. Мы так и не смогли договориться, как оценивать налоговую базу. Все понимают, что оценка БТИ к реальности не имеет никакого отношения и сильно искажает ситуацию на рынке. В результате налог на имущество, по сути, налогом и не является: он почти не дает доходов бюджету и ни к чему не стимулирует плательщиков. Все спокойно платят по 20-100 руб. в год, и на этом все.

Самый яркий пример - Москва, где сейчас очень высокие цены на жилье. Вот у меня квартира родителей 58 кв. м, цена которой никак не меньше тыс. Правда, по оценке БТИ она стоит на порядок меньше - около тыс., отсюда и налог, составляющий менее 200 руб. в год.

Думаю, постепенно мы перейдем к рыночной оценке. Однако бояться этого особо не стоит. Сейчас мы разрабатываем специальный механизм защиты населения. Во-первых, оценку стоимости имущества, сделанную экспертами, планируется уменьшать на 30-50%. А во-вторых, каждый гражданин будет иметь право не согласиться с ней и решить вопрос в судебном порядке.  

Андрей БЛИНОВ, Владивосток. Деловая газета "Золотой Рог", № 8 (1077), 03.02.2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики