Современное состояние российской науки как никто другой хорошо знает Борис Салтыков, работавший в начале 90-х гг. в правительствах Гайдара и Черномырдина вице-премьером, министром науки и технической политики, сам карьерный ученый. По его мнению, современная российская наука более чем наполовину осталась советской наукой - неповоротливой, инертной махиной, организованной исключительно по ведомственному принципу, которого давно уже нет нигде в мире. Несмотря на выдающиеся достижения советской науки в период "холодной войны" и противостояния СССР и США (поэтому эти достижения в основном в сфере космоса, ядерных и обычных вооружений), такая наука "плохо занималась внедрением". В Советском Союзе такой формы организации научной деятельности, как малый инновационный бизнес, не было как явления.
Поэтому "Россия оставалась страной кулибиных", чьи изобретения не нашли практического применения и общественного признания. В то же время Америка стала "страной эдисонов", заработавших огромные состояния на своих изобретениях за счет успешного внедрения в широчайшее повседневное применение. Уже в 80-е годы XX столетия, т.е. на закате СССР, советская наука оказалась в застое, к тому же была максимально милитаризована - до 75% всех ассигнований федерального бюджета шло на военно-ориентированную науку и промышленность. Естественно, что развитие научных учреждений определялось государственным спросом, причем весьма специфического свойства. Когда он исчез, а все наличные научные мощности сохранились (только в системе Российской Академии Наук более 450 институтов), российская наука оказалась в кризисе.
Кризис продолжается потому, что организационно система не изменилась. Сохранилась та же схема управления, та же геронтократия (т.е. правления престарелых академиков), государственное финансирование с одновременной независимостью руководства РАН от правительства, т.е. источника финансирования. При такой схеме академия, по сути, не отвечает перед государством за результаты своей работы. Сохранился и конфликт интересов - всё руководство РАН, распределяющее государственные ресурсы, составлено из руководителей отдельных научных институтов, получающих эти ресурсы. По мнению большинства академиков, виновата в кризисе российская промышленность, не предъявляющая спрос на научные разработки академической науки. Между тем, по оценке Бориса Салтыкова, российские промышленники такой спрос уже предъявляют, но предпочитают не вести дела с академическими институтами из-за того, что они не в состоянии быть нормальными деловыми партнерами. Поэтому развиваются разнообразные "серые" схемы, когда конкретные ученые успешно работают по промышленным заказам, но без участия институтов РАН. По мнению Бориса Салтыкова, реформировать российскую науку необходимо путем соединения огромного материально-технического потенциала РАН с новыми формами работы, инновационным бизнесом, венчурными фондами. При этом, естественно, должен быть исключен конфликт интересов и восстановлена государственная управляемость принадлежащих государству фондов академии наук. 
Игорь ЛАВРЕНКОВ, Кемерово. Областной экономический еженедельник "АВАНТ-ПАРТНЕР", № 1 (21), 19.01.2004.

|