Конечно же, Клуб региональной журналистики не мог оставить без внимания предстоящие выборы. И потому один из дней семинара практически полностью был посвящен этой теме. Лекция длилась шесть часов, но нисколько не утомила, поскольку построена была в форме диалога с аудиторией, разбавляемого играми.
Игры, естественно, были, как говорится, в тему и позволяли проще и глубже в нее проникнуть. А главное, лектор - директор института региональной прессы Дарья Милославская - ощущала себя в ней как рыба в воде и легко ориентировалась в многочисленных статьях и пунктах закона как о выборах, так и о предвыборной агитации. И, конечно же, открыла для нас множество несоответствий и противоречий. Интересно, кто их писал, если милая молодая женщина с легкостью нашла множество огрехов. Было и такое, что, к примеру, пункт шестой, следующий соответственно за пунктом пятым, полностью исключал его. Но особенный ажиотаж у журналистов вызвало сообщение Дарьи Игоревны о том, что она на момент выборов губернатора Калифорнии находилась как раз там. Мы просто потребовали, чтобы она доложила, что и как там было, хотя это не входило в программу. Выбились из графика, и лектор заявила, что в следующий раз она попросит на подобную встречу не шесть, а восемь часов.
Итак, возвращаемся в Калифорнию, где, как мы помним, на губернаторских выборах победил Арнольд Шварценеггер. Выборы были досрочные, поскольку срок "правления" действующего губернатора еще не истек. Но американцы, которым, очевидно, стало скучно просто хорошо жить, посчитали, что нынешний не так уж хорош. Но в чем их парадоксальность и детское восприятие жизни, в очередной раз доказал опрос общественного мнения. Калифорнийцам было предложено два вопроса в виде референдума: нужно ли избирать нового губернатора и кого бы они хотели видеть в этом качестве. Несмотря на то, что большинство голосов было отдано за то, чтобы не переизбирать губернатора, на второй вопрос они добросовестно отвечали, кого бы из 135 кандидатов они хотели видеть в этом кресле.
Вообще, американцы, как дети. Причем Дарья Игоревна заметила, что те, у кого ближайшие предки, к примеру, бабушка и дедушка, выходцы из Польши, России, в общем, из любой другой страны, еще адекватно воспринимают происходящие вокруг них события. Но если предки корнями из Америки... К примеру, каждое воскресенье любая американская семья полным составом ходит в Макдоналдс (и это несмотря на то, что вся Америка борется с излишним весом и выступает за здоровый образ жизни), а потом идет и смотрит, как в стеклянных аппаратах делаются пончики или попкорн. Еще и ведут наблюдать это увлекательное зрелище своих гостей. (Дарью Милославскую ее американские друзья водили, хотя она пыталась сопротивляться). Впрочем, вернемся к выборам губернатора. Никакой предвыборной агитации в газетах не было ни разу. Никто никого не звал в лучшую жизнь. Зато вдоль дороги были просто воткнуты в землю небольшие фанерные плакатики с именами кандидатов. Причем разные фамилии могли торчать в полуметре друг от друга. Самое удивительное, что эти плакатики никто не пытался выдернуть из земли и выкинуть, или, скажем, написать на них какую-нибудь гадость. Стоят себе и стоят. Уважают американцы друг друга, хотя политические взгляды могут иметь разные. В одной семье могут спокойно уживаться республиканцы и демократы, несмотря на то, что разделение у них по политическим убеждениям очень четкое. Жена не станет республиканкой, к примеру, чтобы понравиться своему мужу.
Впрочем, какая-то агитация все же была. Один раз по телевизору провели теледебаты между шестью кандидатами. На вопрос: почему только шесть из 135? - простые американцы отвечали: да больше никто не пойдет. Правда, юристы прояснили ситуацию: телекомпания приглашает того, кого хочет. Так вот, действующего губернатора на дебаты не пригласили, хотя он был в списке кандидатов. Пригласили Шварценеггера, одну женщину греческого происхождения, двух "зеленых", вице-губернатора и еще одного. Проходила передача очень скучно: каждому кандидату давали высказаться, а модератор (ведущий) не задавал вопросов, а только следил, чтобы каждый говорил no-порядку. Так, выражаясь телевизионным языком, каждая "говорящая голова" рассказывала, о том, как все будут хорошо жить, если выберут именно его. Но зрители реагировали активно и задавали вопросы кандидатам. Причем, в основном их интересовало, как тот или иной выступающий относится к национальным меньшинствам или к нетрадиционной ориентации.
Надо отметить, что знаменитый "терминатор" держался очень уверенно, говорил складно и почти никому не давал выступать. Переломила ситуацию лишь женщина-кандидат по имени Ариана, съязвив: теперь понятно, как вы относитесь к женщинам. А американцы не дают ущемлять никого. Вот такие они. Хотя большинство калифорнийцев призывали не переизбирать прежнего губернатора, сами выбрали не его. А еще говорили, что если киноактер станет губернатором, то Калифорния погибнет. Но выбрали его. Кстати, многие потом вспоминали эти пророчества, когда вскоре после избрания Арнольда запылали калифорнийские леса... 
И. ПОПОВИЧЕВА, Астрахань. Общественно-правовая газета "Новый день", № 49 (264), 04.12.2003.

|
|