Начнем с истины, с которой не поспорит никто, - российский бизнес развивается совершенно по иным понятиям, нежели западный. И не потому, что мы отличаемся стилями жизни, а потому, что мы на долгое время утратили чувство частной собственности. В итоге соотечественникам до сих пор приходится восстанавливать разрушенную коммунизмом систему отношений: бизнес - общество. Современный российский бизнес почти не знает примеров, когда человек из чистильщика обуви превращался во владельца корпорации по ее производству. Отечественные предприниматели получили все в наследство от советского периода, затратив при этом мало средств. Можно сказать, что государство просто позволило это сделать. Деловые отношения в России развиваются, но несколько однобоко. Считается, что бизнес обязан быть не только прибыльным, он должен не забывать и об обществе, которое, как ни странно, может помочь деловому росту. Именно на это и указала в своем выступлении на семинаре клуба региональной журналистики, организованном общественной организацией "Открытая Россия", исполнительный директор фонда "Институт экономики города" Марина Либоракина.
- Сейчас приходит такое время, когда корпорации начинают понимать, что инвестиции можно получать вполне цивилизованными путями, - сказала она. - Одним из них стали социальные программы. Если взглянуть на это с точки зрения бизнеса, то может показаться, что финансировать эти проекты невыгодно. Заблуждение! Предприниматели уже давно отметили выгодность этих мероприятий. Оставив в стороне человеческие качества, мы получим главное - рост доверия к компании, а это - рост числа партнеров, дополнительные инвестиции и так далее. С годами российский покупатель стал более разборчив. Он уже не пойдет к той компании, которая чем-то себя запятнала, что сродни некому общественному давлению. Можно даже сказать, что покупатель стал более привередлив. Это и заставляет компании прибегать к проведению таких уловок, как социальные проекты.
По мнению Марины Либоракиной, это становится хорошей рекламой для предприятий, за которую, кстати, не мешало бы брать деньги.
- Несомненно, что публикации о проведении социальных проектов должны быть оплачены, - отмечает она. - Всякое мимолетное упоминание о компании, несомненно, привлекает к ней внимание общественности. В этом отношении легче изданиям США, там, в отличие от России, хорошо развито законодательство, регулирующее подобные ситуации.
Согласитесь, что социальные программы буквально заполонили Россию: ярмарки социальных проектов, поддержка талантов... Честно говоря, неизвестно, чем руководствуются отечественные компании, проводя свои проекты, только желанием прославить свое имя общественно значимыми делами, или просто обогащением? Вопрос, конечно, интересный, но если вдруг это облегчит кому-то жизнь, то бога ради, пусть проводят свои программы, может тогда государству станет совестно за то, что улучшением жизни общества занимается не оно... 
Александр ШУТОВ, Уфа. Электронная газета "БАШвестЪ", 13.01.2004.

|