НЕОБЪЯСНИМАЯ БЕСПЕЧНОСТЬ
Автор: Воронков Дмитрий
Регион: Саратов
Тема:  Вступление России в ВТО
Дата: 11.03.2004

Над успехами экономики Саратовской области и ростом производства в обозримом будущем - большой знак вопроса. Причина - вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Времени остается совсем мало. Саратовские промышленники, по мнению экспертов, в большинстве своем относятся к грядущему событию как к явлению далекому и с местными реалиями мало связанному. Однако влияние, которое окажет вступление страны в ВТО, скажется на всей экономике. И Саратовской области, судя по прогнозам, "мало не покажется".

Переговоры России с ВТО, которые длятся уже не первый год, похоже, несколько притупили бдительность россиян, особенно в регионах. Между тем, как писал Пушкин, "время идет, а срок уже близенько". По словам заместителя министра экономического развития и торговли РФ Максима Медведкова вступление страны в ВТО произойдет либо в конце нынешнего, либо в начале будущего года. По последним данным, это может случиться и в середине 2005-го. В любом случае, речь идет про месяцы, а не годы.

Зачем Россия вообще вступает в ВТО? На одном из семинаров Клуба региональной журналистики "Из первых уст" автору этих строк удалось услышать ответ на этот вопрос от уже упомянутого Максима Медведкова. Он, будучи главой комиссии по переговорам с ВТО, является лучшим экспертом в данном случае.

"Переговоры по вступлению в ВТО - это переговоры о том, как и между кем будут делиться деньги. На сегодняшний день более трети валового продукта России реализуется на внешних рынках. Исходя из этого, для нас принципиально участвовать в выработке правил международной торговли. Сейчас мы в них не участвуем и несем ощутимые потери", - подчеркнул Медведков. По его словам, ущерб, связанный с ограничениями деятельности российских компаний на внешних рынках, оценивается примерно в 2,5 млрд. долларов.

Цена вопроса

Для того чтобы присоединиться к ВТО, стране придется заплатить. И речь идет не о членских взносах. Они составляют менее миллиона долларов в год, и Медведков вполне справедливо назвал их "смешными".

В первую очередь, России придется зафиксировать на определенном уровне импортные пошлины. "Почему это плата? Потому что сейчас мы можем делать все с импортными пошлинами все, что захотим. Захотим - понизим, захотим - повысим. Начиная с даты присоединения наш импортный тариф не сможет расти выше тех уровней, о которых мы договариваемся", - пояснил Медведков.

По его словам, на промышленные товары наши импортные пошлины после переходного периода в основном снизятся. "Мы оставляем защищенными те отрасли российской экономики, которые не конкурентоспособны. А обязательства по снижению тарифов мы берем в тех секторах, где у нас нет производства", - подчеркнул Медведков.

К числу "самых чувствительных" групп товаров, на которые нам никак нельзя снизить пошлины, Медведков относит сельскохозяйственные. По ним таможенный тариф вырастет - с нынешних 22% до 23% после присоединения.

Еще два "стратегических" пункта - автопром и самолетостроение. По словам Медведкова, пошлина на ввозимые автомобили, которую Россия сейчас защищает на переговорах - это 35% в течение восьми лет. За это время владельцы российских автозаводов имеют все шансы, чтобы начать выпуск конкурентоспособных машин. Подобная позиция и по самолетам: сохранять высокие пошлины, заставляя наши авиакомпании покупать наши самолеты.

Туманное завтра

Вступление России в ВТО затронет не только промышленное производство, но и сектор услуг. Однако это тема отдельного разговора. Перспективы же областной промышленности, судя по экспертным оценкам, не такие уж безоблачные.

"ВТО стимулирует в первую очередь торговлю готовой продукцией. А основной экспорт России - это по-прежнему сырье. Структура нашего экспорта крайне инерционна и быстро переместиться в сторону переработки ей будет очень сложно. Особенно, если принять во внимание износ основных фондов, который составляет 80-90 %, - считает президент саратовской торгово-промышленной палаты Максим Фатеев. - Рост производства в стране стал возможен во многом благодаря огромному внутреннему рынку. А многие из тех преференций, которые нам обещают в ВТО, мы уже сейчас имеем".

В отношении Саратовской области все особенности российской промышленности и экспорта будут действовать в полном объеме. "Структура саратовского экспорта идентична российской. По итогам прошлого года внешнеторговый оборот области вырос в полтора раза и преодолел планку в миллиард долларов. Но 60 % саратовского экспорта составляет сырье", - подчеркивает Максим Фатеев. По его словам, из числа экспортеров выиграть от вступления в ВТО смогут точно не все. Положительно скажется членство в торговой организации на тех предприятиях, которые работают на импортном сырье. К их числу Фатеев относит БАТ-СТФ, "Бош", энгельсский завод запальных свечей.

В отношении автомобилей и самолетов интересы Саратовской области и страны совпадают на 100%. На автопром у нас работают свыше десятка предприятий. Авиазавод тоже все еще "надеется на лучшее".

"Президент недавно назвал задачу вступления в ВТО стратегической. Раз так, то к этой проблеме должен быть государственный подход. А как можно говорить о нем, если государство у нас до сих пор отсутствует внятная промышленная политика? На уровне регионов приоритеты в производстве определены, а на уровне страны - нет. Слава Богу, что Россия хотя бы перестала относиться к ВТО как к самоцели", - говорит Максим Фатеев.

Сонное царство

Саратовские производственники оценивают перспективы своих предприятий "в свете ВТО" по-разному. В том числе - критически. "Даже если поставить СЭПО в благоприятные условия, за два года к ВТО мы не подготовимся", - заявил в конце ноября на совещании с участием главы "Роспатента" директор предприятия Евгений Резник. По его мнению, сроки подготовки к вступлению в ВТО необходимо продлить до 8-10 лет. Директор саратовской организации экспортеров Михаил Якубов также считает, что вступать в следующем году было бы "неправильно".

Однако столичные эксперты с этим не согласны. Глава "Роспатента" Александр Корчагин в Саратове в ответ на выступление Евгения Резника заявил, что "с учетом нашего исторического опыта через 8-10 лет - это значит никогда". А Максим Медведков считает, что вопрос о том, нужно ли нам ВТО или не нужно, "уже не обсуждается". "Нужно. Вопрос - когда и на каких условиях", - отметил он.

Судя по Саратовской области, эти самые условия не занимают умы местных производственников. Глава энгельсского "Трансмаша" Евгений Шлыков на недавнем заседании правления ТПП назвал подготовку к вступлению в ВТО основной задачей для саратовской промышленности. Что косвенно свидетельствует о том, что ранее такой задачи попросту не стояло. Это подтверждает и глава ТПП Максим Фатеев. По его словам, из руководителей саратовских предприятий по-настоящему к вступлению в ВТО готовятся единицы. И это весьма печально. Потому что времени, как уже говорилось, осталось крайне мало.  

Дмитрий ВОРОНКОВ, Саратов, газета "Новые времена в Саратове", № 5 (67), 6-12.02.2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики