"ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ ? БУДУТ!"
Автор: Петров Сергей
Регион: Уфа
Тема:  Правительство
Дата: 31.07.2002

В Москве в гостинице «Рэдиссон-Славянская» прошел форум Клуба региональной журналистики «Из первых уст». Перед журналистами региональных средств массовой информации выступили заместители Председателя Правительства РФ Алексей Кудрин и Виктор Христенко, министр труда и социального развития РФ Александр Починок, председатель правления ОАО «НК «ЮКОС» Михаил Ходорковский. На форуме были проведены презентация проекта «ИНТЕРНЬЮС», «Федерация Интернет Образования», Новая Цивилизация», «Сценарии России», а также московской школы политических исследований с участием членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Наш корреспондент Сергей Петров стал участником встречи с заместителем Председателя Правительства РФ, министром финансов Алексеем КУДРИНЫМ.

— Алексей Леонидович, как известно, Президент Российской Федерации Владимир Путин потребовал от Правительства в ближайшие годы интенсифицировать темпы роста российской экономики. Однако возможно ли сделать это и знаете ли вы пути такой интенсификации?

— Проблема заключается не в том, что в правительстве не знают, что делать для интенсификации экономического роста. Мы знаем, что делать, как делать, и люди у нас для этого имеются. А главное, мы знаем, какие меры дают максимальный эффект — снижение налогов, уточнение расходов, отмена всякого рода льгот и привилегий (по тарифам на электроэнергию, газ, по НДС и другим). Но сперва налоговую систему нужно упростить, и тогда продукция предприятий станет более конкурентоспособной. В свое время я два года возглавлял региональную энергетическую комиссию и знаю, что нам нужно прекратить перекрестное субсидирование тарифов. Все это мы видели, просчитывали и знаем.

Однако правильную экономическую политику нужно еще уметь разъяснять населению. По той же реформе ЖКХ, которое является самой тяжелой отраслью экономики, с большим физическим износом, неплатежами, убыточностью, и многим другим нужно давать разъяснения. При проведении реформ мы в правительстве особенно нуждаемся в поддержке населения России, чтобы люди правильно воспринимали эти реформы. Именно от этого зависит то, за кого они проголосуют завтра: за левых, центристов или правых. А от того, за кого они проголосуют, будет зависеть ход реформ.

— Наверное, от этого зависит и наше вступление в ВТО?

— Естественно. Не все еще понимают, что в ВТО вступать России необходимо. Тем более, что мы даже не научились еще работать в конкурентной обстановке и продвигать свою продукцию на мировом рынке. Например, сегодня в Саратове делают свечи для автомобилей под маркой «Бош» и затем продают их в Европе. То есть, делают продукцию наши люди, а продается она как зарубежная, потому что считается, что продукция под маркой «Бош», «Сименс» — хорошая, а под маркой российских предприятий, мягко выражаясь, — не очень. А мы должны научиться продвигать продукцию именно под нашей маркой. И научить персонал российского предприятия работать по мировым стандартам. Учить в вузах, на производстве. Но без вступления в ВТО это будет сделать очень трудно.

— Но ведь нас на тех же рынках Европы и США не ждут и проводят против российских предприятий антидемпинговые расследования ?

— Да, не ждут. Нас обвиняют в том, что мы поддерживаем свои предприятия по тем же тарифам. Например, у них предприятие за один киловатт/час платит четыре с половиной цента, а у нас — в три раза меньше. И нам говорят, что мы — не рыночная страна. В итоге, за ввоз нашей продукции берут в два-три раза больше пошлину, чем с членов ВТО. И с вступлением в ВТО мы убираем данные барьеры и получаем статус страны с рыночной экономикой. Кстати, уже можно было бы вступать в ВТО, но с сохранением нерыночного статуса, по примеру Китая или Киргизии, однако в таком случае на нас будут распространяться ограничения, которые нам сильно будут мешать при продвижении товаров. А нам необходимо увеличивать экспорт своей продукции.

— Как вы оцениваете сегодняшнюю экономическую обстановку в России?

— Как вполне нормальную. В прошлом году бюджет был спланирован с профицитом. Бюджет прошлого года у нас составил по доходам около 55 миллиардов долларов. При этом в российскую экономику было вложено более 14 миллиардов долларов иностранных инвестиций против 11 в предшествующем году. В прошлом же году российский фондовый рынок вырос на 60 процентов, а это значит, что наши предприятия стали дороже на 60 процентов. И если раньше в эти предприятия были готовы вложить свои деньги несколько богатых отечественных олигархов, то теперь в их модернизацию, доводку и развитие готовы инвестировать средства промышленники многих стран. Итог 2001 года: иностранные инвестиции выросли на 40 процентов.

— Однако отечественные капиталы все-таки «бегут» за границу.

— «Бегут», но все меньше. Если в 2000 году от экономических условий в России «сбежало» 24 миллиарда долларов, то в прошлом году — всего 17 миллиардов. Но мы должны с пользой для экономического роста переваривать большее количество инвестиций: в России это может быть и 20, и 50 миллиардов долларов в год. Но это уже те инвестиции, которые нашли бы для себя абсолютно приемлемые условия. В этом смысле моя точка зрения и точка зрения тех, кто считает, что Россия — страна пока инвестиционно избыточная, никоим образом не противоречат друг другу. Стремимся-то мы к одной цели. Их мнение я рассматриваю в том смысле, что экономика России пока не способна эффективно аккумулировать желаемые для экономического роста большие объемы капиталовложений. Это близко к истине, но меня это не пугает, так как перемены к лучшему мы будем наблюдать почти каждый год.

— И когда, интересно, мы будем жить по цивилизованным меркам?

— Наша программа, которая рассчитана до 2010 года, должна это полностью обеспечить. Я повторяю, что наш курс предполагает ежегодные зримые позитивные изменения. И кое-что заметно уже сейчас. Так, розничный товарооборот в прошлом году вырос на десять процентов, чего раньше никогда не было, а экономический рост в прошлом году был достигнут за счет повышения потребительского спроса. Причем средняя зарплата выросла более чем на 25 процентов.

— А как вы прокомментируете предлагаемые изменения налогообложения по малому бизнесу?

—. Мы стремимся снизить налогообложение для малого бизнеса и при этом упростить его процедуру. Сделать так, чтобы малые предприятия, решившие перейти на упрощенную систему налогообложения, по бухгалтерскому учету вели в основном книгу расходов и доходов. Для определения ставки налога от доходов вычитаются расходы, и оставшаяся сумма облагается 20-ю процентами. При этом все расходы на оборудование вычитаются. Плюс еще надо будет заплатить 14 процентов страховых платежей в Пенсионный фонд, при том, что от единого социального налога они будут освобождены. Так что часть налога в ПФ будет обеспечена государством, чтобы поддержать малый бизнес. В ближайшее время будет принята Федеральная целевая программа по поддержке малого бизнеса, с введением в действие которой предпринимателям будет облегчен доступ к кредитным ресурсам, к всевозможным услугам — многое будет сделано для облегчения работы малого бизнеса.

— Алексей Леонидович, бытует мнение, что Европа нас боится и что более выгодно России интегрироваться с США. А вы как относитесь к этому?

— Экономика США более либеральная, чем европейская, которая ведет сильную протекционистскую политику для поддержания своих товаропроизводителей. Однако наши газ, нефтепродукты, электроэнергия идут именно в Европу, и мы стремимся продавать туда другие свои товары. Европа же объединилась, чтобы быть более конкурентоспособной по сравнению с Америкой. Но все же главным нашим партнером в Европе остается Германия. Мы вообще традиционно тяготеем к Европе и потому, что мы ближе к ней находимся, а значит, транспортные расходы имеем во много раз меньше. Не забывайте, что Россия находится между Европой и Азией, так что торговать больше будем с Европой, хотя для нас являются очень выгодными и американские, и азиатские рынки.

— Как проходит банковская реформа и каковы на сегодняшний день взаимоотношения между Центробанком, Минфином и банковским сообществом?

— Известно, что с осени 1998 года у нас проводится достаточно взвешенная кредитно-денежная политика. Существует устойчивый курс рубля, даже несмотря на высокие цены на нефть, которые, казалось бы, являются благом для бюджета, но одновременно создают некоторые проблемы ЦБ в том плане, чтобы рубль не укрепился чрезмерно или же инфляция не превысила запланированный уровень. Сейчас мы находимся в зоне стабильности, накопили неплохие золотовалютные резервы, удержали инфляцию.

В то же время вопросы к работе банковской системы имеются. Очень много у нас карликовых банков, которые подчас создаются с целью лишь отмывания денег, проведения сомнительных операций для взаимодействия с офшорами, для ухода от налогов. Наведение порядка в этой сфере будет для всей экономики весьма чувствительным в позитивном смысле. Программа, разработанная Правительством и ЦБ, хотя и может показаться несколько сухой, сильно отредактированной, но там предусмотрен ряд мер — например, переход к международным стандартам финансовой отчетности или ввод такого показателя, как достаточность капитала, просчитанного по международной методике. Эти меры должны существенно изменить банковскую систему, позволить банкам уже к 2004 году начать действовать в новой системе.

В последние дни прошлого года Премьер-министр и председатель Центробанка подписали документ, определяющий новую совместную банковскую стратегию, и этим самым была подведена черта между старой и новой банковскими стратегиями. Теперь нынешний глава ЦБ Сергей Игнатьев должен подготовить Центробанк к международным стандартам надежности и открытости, чтобы российская банковская система стала надежной и в нее можно было вкладывать деньги.

А вообще, предполагается, что к 2005-2006 годам половина банков страны для того, чтобы повысить свою капитализацию как основной показатель надежности будут вынуждены слиться с более крупными банками или самоликвидируются, так как они не отвечают критериям надежности. Но при этом очень важно, чтобы данный процесс проходил спокойно. Хотя это будет сделать нелегко, и уже сейчас меня за это критикуют.

— Вас ведь критикуют и за отмену льгот военным?

— Да, за то, что Минфин предложил отменить льготы для военнослужащих. Это был нелегкий психологический шаг, который реально полностью и с превышением был компенсирован увеличением денежного довольствия. Понятно, что политика, которую мы предлагаем, более эффективна. Она в скором времени принесет больше возможностей каждому военному, заработает качественно другая концепция выплаты денежного довольствия. Это — определенно шаг в будущее.

И таких шагов мы делаем немало. Вот, например, сегодня мы подготовили новую главу Налогового кодекса, касающуюся малых предприятий, которая станет сильным стимулом для развития малого и среднего бизнеса. А значит и показатели российской экономики будут улучшаться каждый год.

— Благодарю за беседу.  


 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики