Максим Медведков, заместитель министра экономического развития и торговли:
Вынужден всех огорчить - в ближайшие 7-8 лет хороших российских автомашин не будет. На переговорах по вступлению в ВТО мы отстаиваем размер ввозной пошлины на иномарки 35% сроком на 8 лет. Попробуем обсудить, хорошо это или плохо.
С одной стороны, такая пошлина - это нечто ужасное. Вы только представьте себе: если мы введем пошлину 35%, то, по нашим расчетам, цена на "десятку" сразу "улетит" за тыс. Потому что, отгородившись от внешних конкурентов, мы сделаем из наших автозаводов монополистов на внутреннем рынке, а монополизм - это действительно страшно, прежде всего, для покупателей.
Конечно, возникает вопрос: "За что же мы должны переплачивать нашему автопрому?" Я, как старый автолюбитель, с такой постановкой вопроса согласен, и для покупателя нет простого и понятного ответа. Но государство должно исходить из того, что сейчас в автопроме занято 1 млн 100 тыс. человек. Это 1/150 часть населения страны. Более миллиона наших граждан (возможно, ваши родственники) работают на предприятиях автопрома или делают комплектующие - лампочки, стекла, резину. Если мы не поднимем пошлину, то вскоре лишим их заработной платы и будущего. Разве придумано что-нибудь лучшее?.. Да, нам, как потребителям, обидно, что мы фактически платим за других. Но так функционируют все отрасли национальной экономики с высокой добавленной стоимостью. С другой стороны, мы платим и за свое будущее. Потому что с миллионом безработных, которые могут очутиться на улице в том случае, если автомобильная промышленность рухнет, нужно будет что-то делать, и тогда из нашей зарплаты придется вычитать уже иные налоги. Я объясняю примитивно, но, по сути, так и есть.
Если мы не сделаем озвученного непопулярного шага, то российских автомобилей в недалеком будущем просто не будет. Причем не будет уже никогда!
Мы ведем честную игру со всеми - и с потребителями, и с производителями. Мы задаем жесткий переходный период и говорим владельцу завода, его акционерам: "У вас 7-8 лет. В течение этого периода времени вы имеете шанс на осуществление капиталовложений, чтобы подготовить и выпустить конкурентоспособный автомобиль. Если вы этого не сможете сделать, то через 8 лет, хотите вы или не хотите, импортная пошлина резко снизится".
Покупателям мы тоже честно говорим: "Новостей две. Первая плохая - сроком на 8 лет ставка ввозной пошлины на автомобили планируется в 35%. Вторая новость хорошая - затем ставка будет 15%".
Соответственно, через 8 лет АвтоВАЗ и ГАЗ начнут выпускать машины, на которых можно ездить, на которых захотят ездить. Либо они умрут. Это правило рынка. Скажите мне, в чем здесь лукавство и где здесь нечестность?
Если владельцы и акционеры нашего автопрома умные люди, они не допустят краха своих предприятий. Вложенные в покупку деньги должны работать и приносить прибыль. Если же через 8 лет АвтоВАЗ будет производить то, что называется сейчас ВАЗ-2110, продать автозавод станет невозможно - его никто не купит. Купят только площади, цеха, а не бизнес.
- Как обоснован восьмилетний срок отсрочки приговора отечественной автомобильной промышленности?
- С помощью арифметических действий. Когда узнают о ставке 35%, сначала все будут в шоке. Потом инвестор "почешет" голову и примется гораздо активнее выбирать место для строительства завода. На строительство надо 2-2,5 года, это реальный срок. Еще через 3 года завод выйдет на проектную мощность, это тоже известно из практики. Получается период в 5,5 лет. Но необходим еще один отрезок времени (примерно 2,5 года), когда инвестор сможет зарабатывать сверхприбыль за счет заградительных пошлин для того, чтобы хотя бы частично или полностью окупить начальные инвестиции. Потом он пускается в свободное плавание, и государство ему помогать уже не будет.
- Не кажется ли вам, что, предполагая установить такие пошлины на иномарки, правительство тем самым развращает наш автопром? Вы же просто поддаетесь на шантаж!..
- Я вас понял. Но если мы не поддадимся на шантаж сейчас, другой возможности влиять на ситуацию в автопроме просто не будет. А социальные и бюджетные последствия от политики "не поддаваться" легко просчитываются.
У государства, у общества есть проблема выбора - какие отрасли должны быть в нашей стране. Можно, к примеру, быстро обанкротить почти все средства массовой информации, лишив их дотаций и льгот. Вопрос стоит так: "Должен ли в России быть свой автопром или нет?" Правительство отвечает утвердительно.
Могу сказать, что в ноябре в Нижнем Новгороде мы сидели в очень узком кругу с менеджерами ГАЗа, которые рассказали, что они хотят сделать, показали план развития. Обсудили, что произойдет, если мы озвученного шага не сделаем. Картина на самом деле страшная - там полгорода "корова слизнет языком". Так что тема больная и очень чувствительная...
- У нас огромная страна, и условия для производства в регионах разные. Почему же тогда устанавливаются единые правила? Сложилось так, что на Дальнем Востоке не производятся автомобили. Вы можете представить, что после введения заградительной пошлины там станут покупать автомобили, сделанные на волжских заводах? И еще - к чему неоднократные заявления о якобы готовящемся запрете правого руля? Это похоже на шантаж покупателей.
- Я выскажу свою личную точку зрения. Бессмысленно облагать импортной пошлиной в 35% автомобили, которые ввозятся для потребления на Дальнем Востоке, потому что там на российских автомобилях не будут ездить уже никогда. Это совершенно очевидно. К сожалению, мы сами потеряли этот рынок для России. Здесь наша вина. Не знаю, насколько ее можно исправить в ближайшее время. Запретить правый руль - наверное, единственный способ, но я не думаю, что на такой шаг кто-то решится.
На переговорах по вступлению в ВТО мы пытаемся получить возможность для региональных преференций. Суть предлагаемого нами решения в том, чтобы на ограниченную группу товаров, которые потребляются в регионе, обособленном от остальной части страны, устанавливать иные ставки таможенных пошлин, тем самым как бы компенсируя тариф на железнодорожные перевозки. Получится у нас или нет, не знаю. Это трудный вопрос. 
Илья БАТРАКОВ, Нижний НОВГОРОД, журнал "Деловая неделя", N5, март 2004.

|